Недавно в Баку прошла презентация новой книги азербайджанского публициста Александра Костина «Величие и тайны наших знаний и побед». В беседе с корреспондентом «Москва-Баку» Александр Костин рассказал о том, как создавалась книга и поделился своей трактовкой некоторых произведений русских классиков.
- Александр Борисович, поздравляем вас с выходом новой книги. Расскажите, о чем она?
- Книга разделена на несколько глав, каждая из которых посвящена определенной тематике. Я рассказываю о подвигах героев Великой Отечественной войны и Второй Карабахской войны, которых объединяла общая борьба против оккупантов и вера в победу. В книге исследуется также творчество великих русских поэтов и ученых - Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Есенина, Булгакова. Вы спросите, что общего между этими, казалось бы, разными темами? А общее есть - это понятие справедливости, взаимодействие света и тьмы, вызывающее в нас глубокие размышления о нравственности, социальной ответственности и человеческом существовании. Вопреки всему Добро побеждает Зло. Как это было тогда в 1945 году в СССР, и как это произошло в 2020 году в Азербайджане. Во время Второй Карабахской войны граждане Азербайджана, независимо от национальности и вероисповедания, шли добровольцами на фронт. Высокая сознательность бойцов и командиров, ясное понимание справедливых целей войны и, как следствие этого, исключительные стойкость и мужество в борьбе с оккупантами - все это обеспечило нам победу. Такие же чувства и эмоции испытывали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны, когда боролись с фашизмом. Победа над гитлеровской Германией была символом дружбы народов, каждый из которых внес в нее свою лепту. Когда-то мы были единым государством, нас объединяла общая идеология, чувство родины и справедливости. Именно это помогло советскому народу выстоять и победить коричневую чуму. Гитлер хотел установить новый миропорядок, хотел уничтожить «лишних» людей, не арийцев. Для Гитлера Азербайджан был важен по двум параметрам: лишить Советский Союз бакинской нефти и использовать эти земли как трамплин для будущих завоеваний, не исключая идею о вторжении в Иран и Индию. Помните знаменитые кадры военной кинохроники, когда фюреру преподносят торт с изображением Азербайджана и нефти? Гитлер ложечкой черпает шоколад и поливает на торт, а потом берет такую шоколадку в виде свастики и ставит ее прямо на место, где написано «Баку». Это подчеркивает планы фашистов по захвату нефтеносных месторождений Азербайджана. И если бы фашистам удалось захватить Баку, итоги той войны были иными. Более 70% нефти, 80% бензина, 90% моторных масел, столь необходимых для фронта, приходились на долю Азербайджана. Кстати, мало кто знает, что знаменитая «Катюша» производилась именно в Баку. В июле 1942 года, в рекордные сроки, в азербайджанской столице был создан новый завод Наркома боеприпасов по выпуску реактивных снарядов М-13 для «Катюш». Он так и назывался - Снаряжательным заводом. А детали, корпуса и снаряжение для реактивной системы производились на местных промышленных заводах разного профиля, с началом войны перестроивших свою работу на военный лад. Моя мама работала на вагоноремонтном заводе, ночью грузили снаряды, все, от уборщицы до директора. Одни трудились в тылу, другие воевали на фронте. Как мой отец Борис Александрович Костин и дядя Валентин Федорович Гриднев. Оба прошли всю войну и вернулись живыми. Отец был высококлассным инженером, долгие годы работал завотделом Института техники безопасности (ВНИИТБ). А дядя - летчик-штурмовик.
- Между тем, ваша книга не только о военных подвигах и героизме. В ней вы исследуете также творчество русских поэтов и писателей.
- В свое время Лев Гумилев опроверг теорию так называемого евроцентризма. Далеко не все достижения мировой цивилизации связаны с Европой. Гумилев один из первых обратил внимание, что между Европой и Китайской-Тибетской цивилизациями существовал целый континент Евразии, внесший не меньший вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
Известны его исследования, посвященные судьбам и культуре древних тюрок. Знаменитая книга Гумилева «Древние тюрки» актуальна и сегодня. Лев Гумилев сделал вывод, что у каждого народа свой возраст, как у человека. Все мы переживаем разные стадии: юность, зрелость, старость. В юности - это избыток энергии, бьющей через край. Потом постепенно приходят мудрость, терпимость, мы учимся, развиваемся творчески, но, в то же время, теряем понятие единства и взаимовыручки. Стремления к идеалу победы сменяются эгоизмом, растет коррупция и безразличие ко всему, кроме удовлетворения личных потребностей. Так происходит и с народами. Например, германцы или гунны, напавшие на Рим, были «молодыми», а римляне уже выродились. И те и другие вели себя по-разному. Гунны обладали пассионарностью - непреодолимым внутренним стремлением к деятельности, направленной на изменение своей жизни. И деятельность эта представляется пассионарию ценнее даже собственной жизни, а тем более ценнее жизни и счастья соплеменников. Именно поэтому германцам удалось одержать победу над «стареющим» Римом. С подобной ситуацией сегодня сталкивается Европа и Америка. Когда-то они были на пике своего развития. Вспомните, каких великих поэтов, ученых, художников, архитекторов, философов «породил» Запад. А что происходит сейчас? Регресс, деградация, плюс фантомные боли прежнего величия.
А теперь сравним развитие России и Турции. На первый взгляд, эти два государства совершенно разные по укладу жизни и традициям. Но их объединяет общий исторический путь. И Россия, и Турция, на пике своей пассионарности, создали великие империи. А после - перешли в период падения, надлома. Сначала разрушилась Турецкая империя, потом - Российская. И на их «обломках» появились новые государства. Сегодня и Россия, и Турция вступили в продолжительную фазу «золотой осени», а значит, впереди у них целая эпоха развития и благоденствия.
В своей книге я коснулся также периода пребывания в Баку русского поэта Сергея Есенина. Бытует мнение, что Есенин никогда не был в Персии. Но это не так. В книге я собрал несколько сенсационных фактов об этом. Есенин побывал в Персии в 1921 году в составе армии Василия Примакова в качестве военного санитара. А в Баку Есенин бывал несколько раз, начиная с 2021 по 2025 годы. Он хорошо знал город, в котором жил и творил его друг, журналист и издатель, второй секретарь ЦК Азербайджана Петр Чагин. Тот снимал комнату в доме семьи Трофимовых, и этот дом до сих пор существует. В нем живет правнучка Трофимовых - Ирина Георгиевна, которой удалось сохранить в неизменном виде ту самую комнату, где любили проводить время за поэтическими разговорами Есенин и Чагин. Она сохранила даже то самое «волшебное» зеркало Есенина, в которое он любил смотреться. Интересно, что многие поэты и писатели, которым посчастливилось побывать в бакинской квартире Чагина, рассказывали, что это зеркало - словно портал в иной мир. К слову, в этой чудесной квартире в свое время жил также известный польский архитектор Иосиф Гославский. Тот самый, который построил в Баку Дворец счастья, Дворец Тагиева, здание Городской думы и женской мусульманской школы Тагиева.
- Александр Борисович, вы застали советский период Азербайджана. Каким вспоминается то время?
- Прекрасное было время! Мы были молоды и наивны, верили, что нас ждет счастливое будущее. Наше поколение стремилось к знаниям, мы мечтали покорить космос, рвались исследовать Арктику и Сибирь, строили электростанции и целые города. Очень талантливая была молодежь! Помню, как часто с друзьями ходили в походы в Набрань и Губу, ночевали в палатках, ловили рыбу, разжигали костры, запоем читали книги, бегали в кинотеатр, интересовались всем на свете. Мы были в постоянном движении. Такой и должна быть молодежь. После школы я поступил в техническое училище, по окончании которого работал инженером-электронщиком на Ново-Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (НБНЗ), за два года получив должность инженера, а затем в Бакинском специализированном территориальном управлении (БСТУ). Прошел путь от рядового сотрудника до ведущего инженера. Одновременно, закончил заочное отделение факультета журналистики Азербайджанского государственного университета. Печатался в газетах «Молодежь Азербайджана», «Бакинский рабочий», «Каспиец». Работал редактором газеты «Содружество» и «Ежедневные новости». В 2003 году вместе с покойным ныне профессором Сейраном Велиевым открыл свою газету «Бакинские новости». Ее аудитория- русскоязычные бакинцы.
- В ваших жилах течет польская и русская кровь, но своей родиной вы считаете Азербайджан. Что для вас Баку?
- Я бакинец в третьем поколении. Азербайджан - моя родина, мой дом. Горячий ветер степи, волны бушующего Каспия, ласковое солнце, заснеженные горы. Мне кажется, такой великолепной природы нет нигде. Я очень люблю свою родину и ни на что ее не променяю. А Баку - особенный город. Город моего детства и юности, с ним связана моя жизнь и творчество.
Моя бабушка по матери - полька. Как она оказалась в Азербайджане? В 1863 году в Польше началось восстание за независимость от Российской империи. Мятежников разгромили и большую их часть выселили в Грузию, в Манглиси. А спустя некоторое время польским «ссыльным» разрешили переселяться в другие города. Одним из самых перспективных для поляков городов был Баку, который в то время переживал нефтяной бум. Так семья бабушки переехала в Азербайджан. Здесь она встретила моего деда Федора Гринева, с которым связала свою жизнь. Дед был прекрасным электриком. В развивающемся быстрыми темпами Азербайджане эта профессия особо ценилась. Предки по отцовской линии из Санкт-Петербурга. Дед Александр Кузьмич Костин - офицер царской армии, дослужился до звания подполковника. Когда грянула революция, по долгу службы дед находился в Финляндии. Финское правительство предложило ему остаться, но дед отказался. Вернувшись в родной Санкт-Петербург, он перешел на сторону красноармейцев и получил звание командарма. В начале прошлого века в составе 11-й советской армии оказался в Баку и остался здесь навсегда. Дед был основателем кафедры геодезии, топографии и картографии Бакинского государственного университета. Его супруга, моя бабушка - дочь профессора Московской консерватории по классу теории и истории музыки, музыкального критика Николая Кашкина - друга Петра Ильича Чайковского и неизменно доброжелательного рецензента его произведений.