AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB

Бакинские тайны Сергея Есенина. 3 октября 120 лет со дня рождения великого русского поэта

Владимир Пучков, поэт
03.10.2015 13:30


Русских поэтов связывала с Кавказом благодатная, почти мистическая любовь. Объяснить ее только красотой природы, романтикой, невозможно. Главное это – люди! Именно они одухотворяют место, где живут! 

Россия убивала своих поэтов. 

Кавказ им давал жизнь. 

Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Пастернаком. Так было и с Есениным. 

Первый раз он приехал в Баку в 1920-м году со своим другом Мариенгофом. Пробыли они в гостях сравнительно недолго, но за это время Есенин успел написать свою поэму «Сорокоуст». 

И, если Украину можно было назвать «житницей страны», то Кавказ – «кузницей поэтов». В самом деле, возможно и вправду это самый поэтический край на земле. Сколько великих! Не говоря уж о просто – талантах. 

Баку сразу запал в сердце поэта. Есенин буквально грезил Азербайджаном. Его старинными кварталами, его нефтяными вышками, его удивительным воздухом, пропитанным поэзией! 

И когда на одном из московских литературных вечеров Есенин встретился с Петром Чагиным, видным в то время партийным функционером, он к нему буквально пристал – пригласи меня в Баку! 

Есенин очень любил музыку тара, он мог часами слушать народные мотивы на этом инструменте...
Чагин, высокообразованный человек, умевший ценить поэзию и понимавший значение Есенина как поэта, твердо ему обещал и даже прислал официальное приглашение. Но Есенин, ветреный и необязательный, никак не мог вырваться из Москвы. Только ранней осенью 1924-го года он приезжает в Баку... 

…Этот приезд совпал с 6-летием гибели 26-ти бакинских комиссаров. Поэт на ночь запирается в кабинете главного редактора «Бакинского рабочего». А утром Чагин находит на столе свеженаписанную поэму «Баллада о 26-ти». 

Такого взлета поэтического вдохновения у Есенина еще не было! 

Правда, поездка получилась немного суетливой и скомканной. Есенин мечтал попасть в Персию (сегодня – Иран). Помчался в Тифлис выправлять документы, но ничего не получилось, несмотря на помощь Чагина и Кирова. Разочарованный, он вернулся в Москву. 

Но уже в апреле Есенин снова в Баку! Как всегда, восторженный, смотрит на работу нефтяников, видит, как они умываются только что добытой из глубин земли нефтью и не выдерживает! В восторге прыгает в яму, наполненную черным золотом! 

Его, конечно вытащили, умыли, но после этого Есенин попал в больницу. Диагноз до сих пор точно неизвестен. Похоже, что было воспаление легких. Вышел он оттуда только в середине мая. 

По-прежнему он мечтает попасть в Персию и добивается этого всеми правдами и неправдами. Понимая, что в чужой стране поэту с его характером придется туго, Киров требует от Чагина «устроить Есенину натуральную Персию в Азербайджане». 

Как в детективе, поэта сажают на корабль, якобы идущий в Иран. Корабль два дня болтается в море возле Апшеронского полуострова. Затем поэта высаживают на берег. 

Перед ним роскошный восточный дворец. Поэту и невдомек, что это бывшая летняя резиденция миллионера Муртузы Мухтарова! 

Наконец-то он в Персии! Сбылись мечты! 

Правда, и дворец и сады были куда лучше персидских! А окружение не просто дружеским! По сути его принимали, как близкого родственника! 

Потом все, конечно, открылось, но Есенин не был разочарован. 

Это замечательное место сохранилось до наших дней. Теперь это Мардакянский дендропарк. 

Пока Есенин жил в Баку, ему довелось познакомиться со многими выдающимися личностями Азербайджана. Однажды, сидя в чайхане, поэт хотел расплатиться с чайханщиком, но ему сказали, что за «все уплачено». Так он подружился с Алиагой Вахидом. 

Позже новоиспеченный друг не раз приглашал Есенина на меджлисы, где он, не зная азербайджанского языка, старался вникнуть в суть газелей. «Мне очень нравятся ваши стихи, но о чем они?» - спросил однажды поэт. На что Вахид ответил: «О чем может писать поэт? О любви, о жизни, о смерти». 

Есенин очень любил музыку тара, он мог часами слушать народные мотивы на этом инструменте. А, прослушав Баяты Шираз на меджлисе Физули, он был просто восхищен. 

Именно в Мардакянах родились прекрасные стихи, которые впоследствии вошли в книгу «Персидские мотивы». По сути это лучшее, что написал Есенин! 

Тяжким было расставание Есенина с Баку и бакинцами. Бакинская действительность благотворно повлияла на его поэтическую деятельность, помогла ему вновь обрести себя, познать радость жизни и покой. А на прощание великий русский поэт сказал: «Ходя по улицам Баку, я не чувствовал за собой тени». 

Прощай, Баку! Тебя я не увижу. 
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг. 
И сердце под рукой теперь больней и ближе. 
И чувствую сильней простое слово: друг. 

В Мардакянах стоит трехкомнатный домик, где в 1924-м и 1925-м годах жил великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Теперь это дом-музей. С 1999-го года, став филиалом музея Низами, он доступен каждому, кто желает поклониться вечной памяти рано ушедшего из жизни поэта. Есенинский музей был открыт при финансовой поддержке благотворительного фонда «ЛУКойл». 

Азербайджан по праву считает Есенина одним из своих гениев.