AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Балабан, чайная церемония и Ходжа Насреддин. Азербайджанское наследие, которое войдет в Список ЮНЕСКО

Балабан, чайная церемония и Ходжа Насреддин. Азербайджанское наследие, которое войдет в Список ЮНЕСКО

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
11.04.2020 23:55

/upload/iblock/585/585ac98fb06b634f81f694b0264a2be7.jpg

Турция и Азербайджан подали заявки на включение в список ЮНЕСКО трех объектов нематериального культурного наследия. Первая заявка касается внесения мастерства изготовления духового инструмента мэй (Турция)/балабан (Азербайджан) и искусства исполнения на нем в список нематериального культурного наследия. Также это турецко-азербайджанская заявка под названием «Культура чая: происхождение, гостеприимство и символ социального взаимодействия». Третья заявка - это «Традиция пересказа притчей о Ходже Насреддине» как общего объекта Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. «Москва-Баку» рассказывает, в чем уникальной балабана, чайной церемонии и притчей о Ходже Насреддине.

Волшебные звуки балабана

Балабан – один из старейших азербайджанских национальных духовых инструментов. Изготавливают его из абрикосового, орехового, тутового или грушевого дерева. История этого инструмента уходит вглубь веков. Во время археологических раскопок на месте расположения древнего азербайджанского города Мингячевира были обнаружены музыкальные инструменты, выполненные из костей. Датируются они I веком до н.э. Именно этот инструмент считается прототипом привычного нам балабана. Впервые упоминания о балабане встречаются в национальном эпосе «Китаби Деде Горгуд». Название инструмента произошло в результате соединения двух слов - «бан», что означает «звук», и «бала» - «маленький». Такое название продиктовано низким тембром инструмента, издающим особый лирично-печальный звук. Сегодня балабан вытачивают на специальном станке. После этого его смазывают особыми растительными маслами и сушат при определенной температуре в течение длительного времени. После в инструменте просверливают 8 отверстий на лицевой стороне и одно на тыльной. При игре на балабане исполнитель пальцами обеих рук открывает и закрывает определенные отверстия. Для извлечения звука из балабана исполнитель набирает в полость рта воздух и направляет его внутрь мундштука, находящегося между его губами. Движением пальцев по отверстиям музыкант добивается желаемой высоты звука. Музыкальный строй инструмента и высота звука регулируются при помощи хомута, надеваемого на мундштук. 

/upload/iblock/ffe/ffe5ec8d8301e4874bc59683d328915b.jpg

/upload/iblock/b41/b41dac9ab76933caec67cb776ff73092.jpg

На балабане исполняют мелодии песен, танцев, пьес, его включают в оркестры и ансамбли народных инструментов. Балабан как сольный инструмент звучит в произведениях азербайджанских композиторов: во «Второй фантазии» Узеира Гаджибейли, «Азербайджан чёллеринде» («На полях Азербайджана») Муслима Магомаева-старшего, «Регс сюитасы» («Танцевальной сюите») Халила Джафарова. В этих произведениях умело использованы балабаны в высоких и низких регистрах. Диапазон азербайджанского инструмента охватывает звуки от «соль» малой октавы до «до» второй октавы. Возможности же увеличения этого диапазона ещё на несколько звуков зависят исключительно от мастерства исполнения. Один из самых известных азербайджанских виртуозов в игре на балабане - Алихан Самедов, который добился признания за пределами своей родины. Самой известной композицией в его исполнении является «Сен гелмез олдун».

Чай на все случаи жизни

Чай в Азербайджане - это не просто национальный напиток, а атрибут, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни, является говорящим символом традиций и ритуалов, неотъемлемой частью общения. Помолвка, свадьба, рождение, похороны, празднества или просто спокойный умиротворенный отдых - всегда непременным и желанным участником этого выступает чай. В любом азербайджанском доме гостю первым делом предлагают чай. С него всегда начинается застолье, им же оно и заканчивается. Причем этот ароматный напиток приносят даже в том случае, если гость пришел не посидеть с хозяевами, а по делу, на несколько минут. И даже если ты пришел в маленький магазинчик в Азербайджане – гостеприимный хозяин предложит тебе чай. Восток – дело тонкое и форма подачи чая и, главное, какой чай подают, - значит очень многое. Даже в самых крошечных кафе Азербайджана вам никогда не подадут чай в кружке или из пакетика. Это расценивается как дурной тон.

/upload/iblock/b43/b438cd239e7ba31630f378e62cc1360d.jpg

/upload/iblock/75d/75d104396176428434a96b4201de204e.jpg

В Азербайджане чай пьют из особых стаканчиков, имеющих грушевидную форму - верх и низ у них расширенные, а «талия» узкая. Называются они также по-особому – «армуды», что, собственно, и переводится как «грушевидный». Благодаря такой форме стаканчика чай сохраняет свою температуру. В этом смысле армуды являются поистине чудом древнего азербайджанского дизайна: красивая форма обусловлена функциональностью.

/upload/iblock/6d6/6d67e06950aad326717e7423c3b03352.jpg

Чай по-азербайджански всегда готовят из черного байхового сорта средней, а еще лучше - высокой крепости. Да, и еще одно правило - заварки не жалеть. К цвету напитка тоже предъявляются особые требования. Он должен быть темно-красным. Такой чай принято называть «пюренги», «мехмери». Подавать светлый чай считается неприличным. Любят в азербайджанский чай для особого аромата добавлять и пряности: чабрец, который в Азербайджане называют «кекликоту», гвоздику (в Азербайджане - «михей»), кардамон, который называют «хиль». Еще чай готовят с добавлением корицы – его называют «дарчын чай» и имбиря – «зянджафиль чай». Обычно к чаепитию подают самые разные варенья, специальный крепкий кусковой сахар (не рафинад) или сладости. Перед тем, как отпить первый глоток, непременно окунают сахар в стакан и откусывают.

/upload/iblock/dc6/dc65a5303db39ba2e6619f55ff530164.jpg

Азербайджанцы пьют вприкуску с колотым сахаром – «кялля гянд». Отдельно подаются дольки лимона и разные десерты. Чаще всего это конфеты, финики, а еще – так называемое «ляб-ляби» - ассорти из орехов и сухофруктов: миндаля, фисташек и изюма. И разные виды варенья: из айвы, белой черешни с ядрами грецких орехов, вишни, кизила, клубники, ежевики, винограда, грецких орехов, лепестков розы. Бывают и совсем экзотические: из арбуза, маслин, баклажана. Одним словом, азербайджанский чайный стол накрывают богато, так, что довольным останется даже самый требовательный гурман.

/upload/iblock/85d/85d119495589ac2c05cd247744d075c3.png

/upload/iblock/065/065dccb9677127864ffc62f8eb675be3.jpg

Чайхана – еще одна традиция, связанная с чайной церемонией. В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не еду. В традиционную чайхану, как правило, ходят только мужчины. Для азербайджанцев – это своего рода мужской клуб, где обсуждают дела и новости, читают газеты, строят планы, играют в нарды, в целом, общаются и проводят время. Чай – это святое и поэтому чайхану в Азербайджане искать не надо – она есть везде, буквально на каждом шагу и в каждой из них вам предложат погрузиться в эту традицию во всей полноте.

Чай в азербайджанской традиции также является непременным атрибутом сватовства. Во время сватовства отцу невесты подают двухцветный чай в стаканчике. Это очень сладкий чай. Прозрачная часть - это сироп, который остается в внизу, потому что очень тяжелый и насыщенный сахаром, а сверху - собственно чай. Если отец девушки размешивает и пьет чай, то это его согласие отдать дочь замуж. Если он не собирается отдавать дочь за жениха, то отодвигает стакан с чаем и таким жестом показывает отказ. На Востоке, в частности в Азербайджане, семейные традиции настолько тонкие, что нельзя бы на словах при выдаче дочери дать согласие или ответить отказом. Таким образом, придумали такую символическую церемонию. Ещё в Азербайджане на свадьбу принято дарить высокий треугольный кусок сахара, красиво обвязанный красными ленточками. Когда у семьи рождается ребенок и ему исполняется год, то этот кусок сахара раскалывают и раздают гостям. 

/upload/iblock/585/585ac98fb06b634f81f694b0264a2be7.jpg

/upload/iblock/cbf/cbf068d29518fb1e805a979d72040022.jpg

/upload/iblock/758/7588485ffacefa144c1ba80e10dfe5a5.jpg

Особенно уважают азербайджанцы чай из самовара – «самовар чайы». Его вкус и аромат просто бесподобен. Если чай, заваренный обычным способом, можно выпить от силы пару стаканчиков, то «самовар чайы» можно выпить... целый самовар.

Многонациональный Ходжа Насреддин

На Востоке есть легенда, которая гласит, что если рассказать семь историй о Ходже Насреддине в особой последовательности, то человека коснется свет вечной истины, дарующий необычайную мудрость и могущество. Сколько было тех, кто из века в век изучал наследие великого пересмешника, остается только гадать. Поколения сменяли поколения, сказки и анекдоты передавались из уст в уста по всем чайным и караван-сараям Азии, неистощимая народная фантазия добавляла к собранию историй о Ходже Насреддине все новые притчи и анекдоты, которые распространились на огромной территории. Темы этих историй стали частью фольклорного наследия нескольких народов, а различия между ними объясняются многообразием национальных культур. Большинство из них изображает Насреддина небогатым деревенским жителем и не имеет абсолютно никаких отсылок ко времени повествования - их герой мог жить и действовать в любые времена и эпохи.

/upload/iblock/e46/e4626ad53e76591ffb117a551a922e9a.jpg

Турецкий профессор-историк Микаил Байрам провел обширное исследование, результаты которого показали, что полное имя реального прототипа Насреддина - Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи, он родился в городе Хой иранской провинции Западный Азербайджан, получил образование в Хорасане и стал учеником знаменитого исламского деятеля Фахра ад-дина ар-Рази. Багдадский калиф отправил его в Анатолию, чтобы организовать сопротивление монгольскому нашествию. Он служил в качестве кади, исламского судьи, в Кайсери, а затем стал визирем при дворе султана Кей-Кавуса II в Конье. Мудрец успел побывать в огромном количестве городов, познакомился с множеством культур и славился своим остроумием, так что вполне возможно, что он и был первым героем забавных или поучительных историй о Ходже Насреддине.

Правда, кажется сомнительным, чтобы этот образованный и влиятельный человек разъезжал на скромном ослике и ссорился со своей сварливой и некрасивой женой. Но что не может позволить себе вельможа, вполне доступно герою забавных и поучительных анекдотов, не так ли?

Впрочем, существуют и другие исследования, которые допускают, что образ Ходжи Насреддина на добрых пять столетий старше, чем принято считать в современной науке. Интересную гипотезу выдвинули азербайджанские ученые. Ряд сопоставлений позволил им предположить, что прообразом Насреддина был известный азербайджанский ученый Хаджи Насиреддин Туси, живший в XIII веке. Среди доводов в пользу этой гипотезы говорит, например, факт, что в одном из источников Насреддин так и назван этим именем - Насиреддин Туси. В Азербайджане Насреддина зовут Молла - возможно, это имя, как считают исследователи, представляет собой искаженную форму имени Мовлан, которое принадлежало Туси. У него было еще одно имя - Хасан. Подтверждает эту точку зрения и совпадение некоторых мотивов из произведений самого Туси и анекдотов о Насреддине (например, высмеивание предсказателей и астрологов). Соображения интересные и не лишены убедительности.

Таким образом, если начать искать в прошлом человека, похожего на Насреддина, то очень скоро станет ясно, что историчность его граничит с легендарностью. Однако многие исследователи считают, что следы Ходжи Насреддина нужно искать не в исторических хрониках и могильных склепах, попасть в которые, судя по его характеру, он никак не хотел, а в тех притчах и анекдотах, которые рассказывали и до сих пор рассказывают двадцать три народа Ближнего Востока и Средней Азии, да и не только они.

Народная традиция рисует Насреддина воистину многоликим. Иногда он предстает некрасивым, неказистым человеком в старом, поношенном халате, в карманах которого, увы, слишком много дыр, чтобы там что-то залеживалось. Да что там - иногда его халат просто засален от грязи: долгие странствия и бедность берут свое. В другой раз, напротив, мы видим человека с приятной наружностью, небогатого, но живущего в достатке. В его доме есть место праздникам, но бывают и черные дни. И тогда Насреддин искренне радуется ворам в своем доме, ведь найти что-нибудь в пустых сундуках - настоящая удача.

/upload/iblock/648/6488b582cf03db4a16d7e6d19d61021c.jpg

Ходжа много путешествует, но непонятно, где же все-таки его дом: в Азербайджане, Турции, Афганистане, Казахстане, Узбекистане. На множестве языков имя Насреддин пишется по-своему, но все они восходят к арабскому мусульманскому личному имени Nasr ad-Din, которое переводится как «Победа Веры». По-разному и обращаются к Насреддину в притчах разных народов - это может быть и уважительное обращение «ходжа», и «молла», и даже турецкое «эфенди».