AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

Экс-солист балета Большого театра Михаил Лавровский: Кавказ - край замечательный! Там живут свободные, смелые и сильные духом люди

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
04.11.2016 14:43

musicseasons.org
musicseasons.org

Имя Михаила Лавровского знакомо любителям русского балета во всем мире. В прославленную труппу Большого театра он пришел в 1961 году и прослужил солистом свыше четверти века – до 1988 года. Михаил Леонидович танцевал главные партии в «Спартаке», «Дон Кихоте», «Лебедином озере», «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Жизели». Коллегами Лавровского по сцене были Владимир Васильев, Юрий Владимиров, Николай Фадеечев. Все они удостоены звания Народного артиста СССР.

Михаил Леонидович продолжил знаменитую балетную династию. Его отец - Леонид Лавровский, в течение 20 лет прослужил главным балетмейстером Большого театра и поставил балет «Ромео и Джульетта» с легендарной Галиной Улановой.

Сегодня Михаил Лавровский вспоминает времена творческой молодости с легкой ностальгией, как и положено артисту, узнавшему настоящую славу. В небольшом интервью «Москва-Баку» известный артист балета, хореограф и балетмейстер рассказал о своих грузинских корнях, знаменитых танцовщиках Большого театра, родившихся на Кавказе, и пояснил с каким чувством нужно выходить на сцену, чтобы зажечь сердца зрителей.

 



- Михаил Леонидович, сценический псевдоним отца стал вашей фамилией. Расскажите, как это произошло.

- Настоящая фамилия моего отца Иванов. У него был друг – поляк Лавровский, которого расстреляли во время Гражданской войны. И он взял псевдоним своего друга. В паспорте был Леонид Иванов-Лавровский, эта фамилия и перешла мне. Так что у нас в семье было три разных фамилии: папа Иванов, мама Чикваидзе, а я Лавровский.

- Я читала, что вы родились в Тбилиси. И, судя по маминой фамилии, Грузия не чужая вам страна…

- Да, по маме я грузин, ее звали Елена Чикваидзе, она была балерина. Грузию очень люблю, но последний раз был там семь лет назад. После смерти брата уже не приезжал… Тяжело.

Работал в Тбилиси в Грузинском театре оперы и балета имени Палиашвили три года, в то время, когда блистательный певец Зураб Анджапаридзе был директором театра.

- Кого из великих танцовщиков Большого театра, родившихся на Кавказе, вы бы особенно выделили?

- Вахтанга Михайловича Чабукиани. Это гениальный танцовщик. Его имя стоит особняком в мире балета. Многие не понимают – жизнь так устроена, что время идет вперед, а самым большим гением был и остается тот, кто «изобрел колесо». Григорович говорил о нем: «Ребят, вы все отдыхайте, такого танцовщика, как Чабукиани, я не видел».

Мужской танец благодаря ему стал именно таким, каким мы его знаем: силовой, мощный, торжествующий танец с мужской силой и грацией. Поколение Чабукиани, мое поколение – тех, кто пришел в театр в 60-е годы, было технически более сильно. Балетная техника должна оставаться на высоком уровне в любые времена.

- На слуху имена Николая Цискаридзе, Нины Ананиашвили. Они - олицетворение мощного таланта в балетном искусстве…

- Николай Цискаридзе – звезда мирового масштаба. По своим данным он уникальный. Нина Ананиашвили – блистательная балерина, к тому же, она обладает прекрасными организаторскими способностями. Сочетание красоты, таланта и административных навыков – это большая редкость.

С ней снимался в грузинском короткометражном фильме «Я жил в однокомнатной квартире». У Ниночки замечательная фигура. Для балета хорошие пропорции необыкновенно важны. Кроме восхищения, других эмоций к ней не испытываю!

- Что особенно отличает танцовщиков, родина которых Кавказ от других?

- На Кавказе люди обычно очень эмоциональные, темпераментные, с необычайно сильной энергетикой. Эти качества необходимы в нашем искусстве, зрителям нравится видеть мощный темперамент, характер - необходимые составляющие танца.

Как иначе? На сцену надо выходить наполненным, со страстями. Искусство должно быть приподнято над действительностью. Эмоцию нужно подать так, чтобы зал волновался. От этого у зрителя поднимается настроение, просыпаются силы, желания…

Если вы спокойны, красивы, но нет эмоций — то это уже робот.

В любом искусстве и в балете, в частности, нужна не наглость, а уверенность, сила и талант. В нашем деле все решает талант. Или талант есть, или его нет. А талант, как известно, не зависит от того места, где ты родился. Это вообще необъяснимая вещь…

- Вы много рассказали о том, что вас связывает с Грузией, удалось ли вам побывать в Азербайджане?

- В Баку мы снимали телеверсию балета «Прометей». В 1981 году появился фильм-балет – «Прометей – поэма огня» по произведению А. Скрябина. Помню, что также снимался в фильме «Али-баба и 40 разбойников». Это был международный проект, в котором принимали участие несколько стран - Германия, Чехия. Танцевал блистательный танцовщик Виктор Яременко из Киева. Не знаю, по каким причинам, но он на экраны так и не вышел. Возможно, финансовый вопрос виноват. В любом случае, задумка была хорошая и планы амбициозные - там должен был сам Майкл Джексон сниматься.

Про общение с азербайджанцами могу сказать только самое хорошее. В моей памяти они остались очень добрыми людьми, которые подходят к тебе с открытым сердцем и ждут от тебя того же. Вообще, Кавказ - край замечательный! Там живут свободные, смелые и сильные духом люди.