AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB
Новости дня

A
Исполнитель главной роли в сериале "Седьмая симфония" Алексей Гуськов: Азербайджану удалось сохранить свой мультикультурализм (фото)

Исполнитель главной роли в сериале "Седьмая симфония" Алексей Гуськов: Азербайджану удалось сохранить свой мультикультурализм (фото)

Анастасия Харламова    «Москва-Баку»
05.11.2021 13:10

Фото: Google
Фото: Google

8 ноября на телеканале «Россия 1» состоится премьера многосерийной исторической драмы «Седьмая симфония». Сериал расскажет историю об одном из самых вдохновляющих и невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда. Актер театра и кино Алексей Гуськов исполнил в сериале главную роль - руководителя Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга, который на фоне бомбежки, авиаударов 9 августа 1942 года исполнил великую симфонию Дмитрия Шостаковича, дав тем самым невероятный импульс к жизни и победе ленинградцам и всему советскому народу. В интервью «Москва-Баку» артист рассказал о работе над фильмом, а также поделился своими воспоминаниями о поездке в Баку.

- Алексей Геннадьевич, именно вы рассказали режиссеру Александру Котту историю, которая и легла в основу сериала, с этого и начался проект. Почему для вас было важно показать эту историю зрителю?

- Последнее время я часто слушаю запись симфонического концерта. Музыка помогает мне чувствовать гармонию и счастье. В последние годы я несколько раз работал с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева, читал письма Бетховена, Чайковского, а в сентябре стал одним из чтецов музыкально-драматического спектакля «Ч+Ч» (Чехов + Чайковский) вместе с камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Музыка стала огромной частью моей жизни. Кроме того, у меня была роль во французском фильме «Концерт», где я сыграл дирижера симфонического оркестра. В Театре Вахтангова, в спектакле «Фальшивая нота», я также играю дирижера симфонического оркестра, к которому в момент принятия очень важного для него решения приходит человек из его прошлого, герой Геннадия Хазанова.

Симфонический оркестр для меня - это модель мира. Мы все рождаемся со своим звуком и голосом, каждый человек - это отдельный музыкальный инструмент. Музыка и любой симфонический оркестр существуют вне национальности и вне языка. Музыка обращается непосредственно к душе человека, к его чувствам, минуя размышления. Карл Элиасберг после исполнения Симфонии сказал о том, что мы «растворяемся в оркестре и нас могут забыть поименно», но само исполнение этого совершенного произведения, «Седьмой Симфонии» люди будут помнить и будут знать, что город жил, боролся, каждый боролся, как мог, на своем месте - и победил. Потому что музыка сильнее смерти. Музыка спасала людей в блокадном Ленинграде. Не только физически, потому что музыканты оркестра получали паек, а, прежде всего, морально. Потому что, чтобы прийти на концерт, ленинградцы, изможденные уже годом блокады надели праздничные костюмы и платья. Потому что присутствие в городе работающего симфонического оркестра давало людям уверенность, в том, что немцы в город не войдут.

Поэтому рассказать об истории исполнения «Седьмой симфонии» было для меня очень важным. Работа была долгой. С момента появления самой идеи, желания сделать вот такую историю прошло уже около пяти лет. Мне хотелось рассказать о самом главном, что есть в человеческой жизни. О людях, находившихся в нечеловеческих условиях, и о том, как сила их воли, дух, подняли их на такую вот высоту. Существуют воспоминания солдат вермахта о том, что они на боевых позициях, по радио, слушали Симфонию и поняли в этот момент, что никогда они этот город не возьмут.

Режиссер фильма, Саша Котт, приходил на мои выступления с Большим Симфоническим оркестром. Я помню его восторг, и как он сказал, что теперь понимает, за работу над каким масштабным проектом мы беремся.

- «Седьмая симфония» стала своеобразным спасением и воодушевлением для жителей блокадного Ленинграда. Ее называли «пророческим утверждением победы над фашизмом». Как вы считаете, в чем секрет этой композиции?

- Каждый раз, когда я слушаю «Седьмую Симфонию», перед моими глазами возникают образы, которые связаны не только с работой над фильмом. Я думаю, что нет человека в нашей стране, который бы хоть раз не слышал бы тему «нашествия», но, кроме этой темы в «Седьмой Симфонии» заложено огромное количество смыслов. Это рассказ о мирной жизни до войны и абсолютная вера в окончательную победу. Тема «нашествия» у всех на слуху. Невероятный финал Симфонии, с литаврами, с тарелками, так возвышающий и празднующий силу человеческого духа, благодарящий человека за приложенные им усилия остаться человеком. Если бы мы говорили об эпиграфе к «Седьмой Симфонии», то я бы сказал, «по Вере воздастся» и «Бог дает идущему». Вот об этом, я думаю, Шостакович написал, если кратко в двух словах.

- Вы встречались с племянницами Карла Элиасберга, который стал прототипом вашего героя. Они рассказали вам важные факты его биографии? Где вы брали информацию, чтобы достоверно передать историю дирижера?

- Мы рассказываем историю Карла Элиасберга и используем в сценарии реальные факты его биографии. Семья Карла Элиасберга и его жены, Надежды Бронниковой, имеет свою историю, о которой написан ряд замечательных книг и статей. Это были удивительные люди, о которых сегодня мало кто знает, немножко обделенные памятью, которую они заслуживают.

В начальной версии сценария мы действительно дали дирижеру фамилию Вернер, потому что Карл Ильич Элиасберг был наполовину немцем, наполовину евреем, и находиться в осажденном городе с немецкими корнями ему было непросто. Эпизод, рассказывающий об этом существует в сериале. Но в процессе написания сценария, когда мы стали изучать его биографию, читать воспоминания о нем, встретились с оставшимися родственниками, мы поняли, что это был совершенно особый человек. Есть такое понятие «питерский интеллигент». Наш герой Карл Элиасберг, это он и есть. И музыканты - именно они и есть. В особенности после того, как прочли фразу Элиасберга о том, что «нас могут забыть поименно». И тогда именно эти имена мы и захотели вернуть, биографии, лица этих людей, показать то, что они прошли, вернуть им эту память, чтобы сегодняшнее поколение увидело, кто совершил этот подвиг, как их звали, через что эти люди прошли.

- Для вас в этой истории есть что-то личное? 

- Моя семья родом из Архангельска, в семье не было блокадников. Однако оба моих деда воевали, и для любого гражданина нашей страны в этой истории есть что-то личное. Каждую семью затронула эта ужасная война. Ни с одним городом не поступали так жестоко, как с Санкт-Петербургом. Есть выписки из документов Рейха, где сказано, что мы «окружим этот город и уморим их холодом и голодом». Это какое-то невероятное средневековье.

- Как вы готовились к роли? Карл Элиасберг в вашем исполнении получился больше вымышленным персонажем или реальным?

- Я думаю, что при создании биографического художественного произведения достоверность очень важна, но еще важнее эмоциональная правда. Я старался в поведении и особенно в дирижировании имитировать какие-то жесты Элиасберга, но это не было моей основной задачей, и могло бы выглядеть механически. Если кто-то захочет узнать, как выглядел настоящий Карл Элиасберг, он всегда может посмотреть фотографии. Но дело ведь не в этом. Я думаю, что зритель должен верить в людей, которых он видит на экране, понимать их мотивацию, эмоционально сопереживать им. Только в этом случае мы сможем достучаться до зрителя и рассказать ему о том, что нам дорого.

Груз ответственности на мне был очень большим. Я - не Карл Элиасберг, никогда не стану настоящим Карлом Элиасбергом, у меня другие родители. Но создать ощущение от него, чтобы у тех, кто его знал или у тех, кто будет смотреть его фотографии, не вызывало сомнений, что да, это вот такой герой, я старался. Я сбросил к съемкам 14 килограммов, что нормально в работе над такой ролью, прочел и просмотрел все, что можно было узнать об Элиасберге. В фильме даже есть ему такой легкий поклон. Существует единственная запись, оставшаяся от Элиасберга, когда он репетирует «нашествие». Там слышно, как он говорит барабанщику, что от него «нет ощущения опасности, ощущения машинерии» и что надо «вот такой звук, такой». А дальше говорит оркестру, «а все остальное – плохо!». Потому что он был перфекционистом.

- Скоро на экраны выйдет несколько проектов с вашим участием. Расскажите, в роли кого вас могут увидеть зрители?

- Сейчас мы снимаем фильм Михаила Локшина "Воланд". Но о нем пока еще рассказывать рано, съемки еще не закончены. Я уже работал с режиссером Михаилом Локшиным на « Серебряных коньках » и знаю его как отличного профессионала. Это будет действительно интересный и значимый проект. Я играю Майгеля. Этого персонажа может быть помнят не все, кто читал книгу, но у меня достаточно объемная роль, идущая через весь проект, и этот персонаж очень важен для повествования. Мало кто помнит о Майгеле, а ведь это противовес Мастеру. Очень значимая, большая работа, которая явится сюрпризом для невнимательного читателя романа. А так будет большая хорошая роль.

Также скоро выйдет сериал сериал Totems для Amazon Prime. Это шпионская история, которая разворачивается во времена холодной войны, в 60-е годы. Я играю советского ученого, который сыграл ключевую роль в этой истории, можно сказать, спас мир. Производством занимался французский «Гомон», они первый раз работали с Амазоном, поэтому съемки, успешное производство этого сериала было для них исключительно важным. Когда сериал выйдет, вы увидите до какой степени там идеально сделана картинка, какое внимание уделялось малейшим деталям, сколько там собрано замечательных актеров.

- Алексей Геннадьевич, в 2019 году в Баку проходили большие гастроли Государственного академического театра им. Е. Вахтангова. Вы впервые приезжали в Азербайджан и остались под приятным впечатлением. Что вас больше всего поразило в Баку?

- Больше всего в Баку меня поразил высокий уровень культуры и дружелюбность людей. Мало где принимают гостей с такой любовью и почтением. Я родился в Советском Союзе и знаю, что Баку всегда был интернациональным городом. Этот мультикультурализм удалось сохранить и в наши дни. Именно благодаря сплоченности, взаимному уважению в Азербайджане ощущаешь себя «своим». Более того, Азербайджан поражает тем, сколько талантливых людей в нем родились! Например, легендарный певец Муслим Магомаев, которого знают во всем мире.