AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

Кинокритик Антон Долин: Здесь можно создать настолько хорошие условия, что киностудии мира сами потянутся в Азербайджан!

Денис Борисов, "Москва - Баку"
18.09.2015 06:24

 

Антон Долин – сегодня, пожалуй, самый известный российский кинокритик. В интервью «Москва – Баку» Антон сказал, что Азербайджану нужно растить свои кадры, чтобы превратить свое кино в конкурентоспособный продукт на мировом рынке и создать востребованный кавказский кинокластер. 

- Антон, какой фильм из азербайджанских вы смотрели в последний раз?

- Я давно не смотрел азербайджанского кино по простой причине: мне необходимо отсматривать и рецензировать фильмы, которые точно появятся на российских экранах. Либо я по долгу профессии смотрю кино, которое представлено на крупнейших мировых фестивалях и претендует на всем известные призы – «Оскар», «Золотой глобус», приз Венецианского фестиваля и другие. А когда в последний раз азербайджанское кино выдвигалось на них? 

- В Венеции в 2003 году азербайджанский режиссер Мурад Ибрагимбеков взял главный приз за короткометражный фильм «Нефть»…

- А вот «Нефть» я как раз смотрел. Так что, как только что-то из Азербайджана появляется в поле моего зрения, я это кино замечаю.

 

- Кино – это космополитичный мир, но национальные черты, конечно, присутствуют в картинах разных стран. В частности, имеющий к Азербайджану прямое отношение восточный колорит - был неоднократно востребован не только в советском кинематографе, но и по всему миру. Что влечет режиссеров в Востоке?

- Во-первых, конечно, экзотика. Мечети, тысяча и одна ночь, джины, принцессы – все это человеку христианской культуры, к которой в большей части своей относятся американцы, европейцы и русские, кажется чужим и очень привлекательным. А второй момент – это значимость исламского мира сегодня. И если Азербайджан является цивилизованной, но, тем не менее, неизвестной для европейцев частью мира, то это может быть причиной интереса.

- Президент Ильхам Алиев подписал программу развития кино в Азербайджане до 2018 года. В ней наряду с проблемой укрепления материально-технической базы единственной национальной киностудии, очень остро ставится вопрос кадров – их нет, как, впрочем, и в регионах России. Есть ли решение у такой проблемы, и какие шаги можно предпринять?

- Шаги тут однозначно понятные: поощрение таланта и поощрение профессионализма. Если в Баку, после тяжелых 90-х осталось немного профессионалов кино – значит, пришла пора отправлять людей учиться в другие страны. Я легко могу смоделировать в голове ситуацию, когда молодых азербайджанских кинематографистов за государственные деньги посылают на стажировку – неважно, в Россию или Европу, или Америку. Но с обязательством, вернуться в Азербайджан и работать здесь в течение какого-то периода. Почему этого не может быть в Азербайджане? Как раз здесь воплощение такой программы легко можно себе представить.

- Азербайджан как потенциальный кинокластер обладает очевидными преимуществами перед другими площадками для съемок кино – долгий световой день, горы, колоритный старый Баку, Каспий. Почему, на ваш взгляд, этот потенциал еще не раскрыт на все сто процентов? И что для этого нужно сделать?

- Конечно, все это можно делать, просто нужно желание и деньги. Пока свой полноценный и конкурентоспособный кинематограф будет набирать силу, здесь реально создать настолько хорошие условия, что ведущие актеры, режиссеры, киностудии из других стран сами потянутся в Азербайджан.

- Давайте поговорим о Джафаре Панахи, на сегодня, пожалуй, самом известном иранском режиссере, хотя он и родился в восточном Азербайджане. Вы восхищаетесь его работами, а чем он вам близок?

- Это сложно объяснить в двух словах, но попробую. Панахи, по-моему, один из ведущих, а может быть, сейчас единственный мастер, кто может снимать кино вообще без бюджета, вкладывая в фильм только идею, а на выходе получается шедевр. Возьмем его последнюю картину «Такси», которая получила главный приз в Берлине. Режиссер без кинематографа, у которого отняли возможность делать кино, садится за руль автомобиля, как водитель без собственной машины, который только возит других пассажиров. Каждая история, рассказанная ему в салоне авто клиентами – это маленький фильм, не превратившийся в фильм, а оставшийся эпизодом. И вот в каждой из этих разножанровых историй спрятана метафора – о том, что такое кинематограф. И в каждом эпизоде, кстати, снятом без кинооборудования, а просто на мобильный, или на фотоаппарат, или на видеорегистратор, сам режиссер тоже ведет себя по-разному – то он наблюдатель, то активный участник событий, то провокатор. И получается, что в одном безбюджетном фильме скрыта модель всего кинематографа! По-моему, это блестяще.


Джафар Панахи получает главный приз Берлинского кинофестиваля за фильм "Такси".

- «Такси» - это третий фильм, который Панахи снял, несмотря на судебный запрет для него заниматься кинематографом. Что скажете про эту ситуацию?

- Ну, а что тут говорить? Государство, которое должно касаться кино только в одном случае – субсидируя фильм – берет и сажает режиссера в тюрьму, а еще запрещает ему заниматься кино. Для Панахи кино - это и есть свобода, вот и все, по-моему, очень понятно.

- Какого героя сегодня, на ваш взгляд, ожидает российский зритель?

- Не очень уверен, что российский зритель сегодня вообще ожидает героя (смеется). Пока что, судя по рейтингу, герой, который нужен зрителю – это «Железный человек». То есть нам нужны простодушные, яркие, голливудские герои, схематичные, обаятельные, с чувством юмора, с каким-то сексапилом.


- Если вы бы снимали кино про Азербайджан, какое бы оно было?

- Я никогда не был в Азербайджане, для меня это – страна-загадка. Но я очень хотел бы попасть туда и все увидеть своими глазами, так что приглашайте. С удовольствием, если организуете, приеду с лекциями на ретроспективу Панахи!