AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Композитор и органист Ариф Мирзоев: Под мою музыку плакал принц Чарльз

Композитор и органист Ариф Мирзоев: Под мою музыку плакал принц Чарльз

Инесса Рассказова    "Москва-Баку"
10.04.2019 19:11
Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Сегодня, 10 апреля исполняется 75 лет композитору Арифу Мирзоеву, одному из немногих наших современников, получивших мировое признание. Знаменитый композитор уже пятнадцать лет живет в Германии, но на свой День Рождения он приехал в Баку, в свой родной город, потому что не мог иначе.

Ариф Мирзоев был учеником великого азербайджанского и советского композитора Кара Караева, в свое время в Советском Союзе только Ариф Мирзоев и Родион Щедрин рискнули замахнуться на бесконечность и написать произведения в честь трехсотлетнего юбилея Иогана Себастьяна Баха. Серьезные музыковеды предупреждали Арифа Абдуллаевича о том риске, на который он решился: в органной симфонии, где в первом отделении звучит музыка Баха, а во втором – Арифа Мирзоева, композитор неизбежно обрекает себя на сравнение с гением. И поражение «простого смертного» кажется неминуемым и неизбежным. Но это оказалось не так! И из концертных залов и соборов во время исполнения написанной Арифом Мирзоевым симфонии во втором отделении ни разу не ушел ни один человек, она звучала во всех городах СССР, где есть орган, а в Будапеште люди, которым не удалось попасть в собор, сидели на улице, на ступеньках и тоже не уходили…

- Ариф Абдуллаевич, вам исполняется 75 лет. Какие ощущения от этого возраста? Хочется ли вам самому назвать его почтенным, или, напротив, в глубине души присутствует чувство, что многое еще впереди?

- Вы знаете, я совсем не ощущаю своего возраста! У меня много идей, много планов, вот сейчас, например, я приехал в Баку, и это удивительное чувство: каждый раз, приезжая в свой родной город я словно не узнаю его, настолько поразительно и быстро он меняется. Я помню еще прежний проспект Нобеля, который мы называли «черным городом», а какие там сейчас стоят здания, какая архитектура! Как же Ильхам Алиев любит свой Баку… Я считаю, что наш президент – это выигрышный лотерейный билет, который по счастливому распоряжению судьбы достался Азербайджану. Высокообразованный человек, дипломат-виртуоз, который способен решить абсолютно любую проблему, талантливейший руководитель, это действительно счастье, что Гейдар Алиев оставил нам свое генетическое продолжение. Удивительно, как нашего президента хватает на все: экономика, культура, заботы о пенсионерах и инвалидах, детях и молодежи. У Азербайджана – одна из сильнейших армий мира. Понятно, что сначала идут Россия, США, Китай, Индия, но вслед за ними уже – Азербайджан. Поэтому я очень счастлив, что живу в такое время, когда с моей страной происходят настолько впечатляющее перемены…

/upload/iblock/a27/a27eda0820a0060a2106738ca87f7d4d.bmp

- С легкой руки великого немецкого дирижера Курта Мазура вас часто называют «Себастьяном Бахом Востока», строителем моста между Востоком и Западом, христианской и мусульманской культурами, и, кстати сказать, ваше кредо полностью совпадает с философией современного Азербайджана, но как это возможно с помощью музыки?

- Меня считают первым в современной истории композитором и органистом мусульманского происхождения. Я вспоминаю, как авторитетный музыковед, один из старейших органистов СССР и педагог, профессор Котляревский в бывшем католическом польском костеле, а затем Доме Органной музыки Киева сказал, что органная музыка Баха и азербайджанская музыка очень долго, на протяжении двух столетий шли навстречу друг другу и наконец встретились! Он сказал это по поводу моей органной симфонии к 300-летнию Баха после премьеры.

Я долго исследовал, откуда в произведениях Баха, который был очень небогатым человеком и явно не путешествовал, появились восточные интонации.

- Да, это удивительно. Действительно – откуда?

- В девяностые годы, будучи в Германии, я посетил музей Баха в Лейпциге, и прочел личные письма Баха. Благодаря этим письмам я выяснил: оказывается, Бах часто и охотно слушал уличных музыкантов на площадях Веймара, Лейпцига, Кельна, в церквях, где он работал, и даже, несмотря на свои стесненные материальные обстоятельства, неизменно носил в кармане деньги – специально для них. Он умышленно провоцировал их на кульминацию и большую часть суммы дарил только после кульминации. Некоторые из этих музыкантов, импровизировавших на немецких улицах и площадях, пришли в Германию времен Баха с территории древней Персии, сегодня принадлежащей Ирану, частично – южному Азербайджану. А Бах невероятно быстро схватывал все новое…

- Кстати, почему именно Бах, как получилось, что вы выбрали его из множества гениев классической музыки и посвятили ему практически всю жизнь?

- Баха я полюбил в шесть лет. Мой отец, приехав совсем молодым в Баку из Лянкорани, что на границе с Ираном, купил у немецкой семьи большую 8-комнатную квартиру. Из-за того, что тогда было невозможно найти большой контейнер для перевозки мебели, немецкой семье пришлось оставить бесценные инструменты: рояль «Бехштейн», флейту, арфу, клавесин и переносной орган-фисгармонию. Конечно же, я стал пробовать играть на этих инструментах. Особенно мне понравился орган – меня просто зачаровал его волшебный, долго не заканчивающийся звук. Мой старший брат, между прочим, тоже и даже раньше меня стал композитором. Это уже ушедший из жизни Муса Мирзоев – симфонист-романтик, но в нашей музыке нет ничего общего…

- Вы уже достаточно давно живете в Германии, и музыка начиналась для вас со старинного немецкого органа. Совпадение, которое кажется неслучайным.

- Я тоже обратил на него внимание! Словно некое предсказание, пророчество, мистика… Благодаря азербайджанским немцам для меня открылась музыка и судьба в конце концов привела меня в Германию. Но вот к любви к Баху я пришел не сразу. Моим первым любимым композитором стал все-таки Моцарт. Прежде чем поступить в Школу одаренных детей при бакинской консерватории, я уже следил за радиопрограммой, где брат красным карандашом отмечал время трансляций, которые хотелось бы послушать. Я уже знал «Реквием» Моцарта, и был потрясен четырехголосной двойной фугой в самом начале. Узнав, что по радио передают «Реквием», я часто хватал палочку и начинал дирижировать. У меня появилась заветная мечта стать симфоническим дирижером. Но этому помешал Иоганн-Себастьян Бах. Когда мы всей семьей пошли в кино, в знаменитый кинотеатр «Низами» с пятью залами, - самый крупный в Советском Союзе, - смотрели итальянский фильм «Прелюдии славы». Там звучала «Токката и фуга ре-минор» Баха. После «Реквиема» это было второе мое большое потрясение. Вернувшись домой, я тут же попытался все это сыграть.

А потом студенты на очередном юбилейном концерте Баха в консерватории, куда меня пригласил брат, по очереди исполняли 48 прелюдий фуг Баха из «Хорошо темперированного клавира», и это все решило! Вы задали вопрос – почему Бах? Судьба.

И то, как переплелись в моей судьбе Азербайджан, Россия, где я прожил 25 лет и Германия, где я живу сейчас правда поразительно. И это замечаю не только я. Я был просто поражен тем, что именно мне доверили открывать Год Германской культуры в Азербайджане. Меня тогда вызвал посол Германии в Азербайджане и объявил мне, что все решено и он надеется только на одно: что я не откажу ему. Я не мог не задать вопрос: «Почему именно я? Разве в такой стране, как Германия, с ее вековыми традициями и достижениями в области классической музыки не найдется другого достойного человека?». Посол, Пер Станкин, ответил просто: «Сам Курт Мазур, один из величайших дирижеров мира, наш царь и Бог, считает вас «Себастьяном Бахом Востока», зная, как он любит и почитает Баха, это очень высокое звание, если оно звучит из его уст! Я не знаю больше ни одного музыканта, чье творчество до такой степени сближает и соединяет наши культуры, немецкую и азербайджанскую музыку, ислам и евангелизм, протестантизм, католицизм…». Я был очень тронут и, разумеется, согласился.

/upload/iblock/9cd/9cd7893a83b34f121571b852b7243809.bmp

- Правда ли, что под вашу музыку плакал принц Чарльз?

- В Шотландии, в Данблейне в девяностые годы произошла ужасная трагедия. В школе психически неадекватным человеком были расстреляны шестнадцать детей и одна учительница. Родители несколько месяцев страдали и не могли работать. Королевская семья, чтобы почтить память погибших школьников, попросила продюсера найти композитора, мастера мемориальной музыки, который сможет очень быстро написать произведение, посвященное драме в Данблейне. И, таким образом, вышли на меня. И я действительно, за один день написал «Колыбельную детям Данблейна» для органа. По факсу мы отправили в Лондон ноты – 9 страниц, и затем в местном соборе прошла мемориальная религиозная служба и зазвучала написанная мной органная пьеса, в которой присутствуют и азербайджанские мотивы. Приехал принц Чарльз, сохранились кадры, снятые телеканалом BBC, как он, выйдя из роллс-ройса, входит в собор, слушает «Колыбельную детям Данблейна» и плачет, опустив голову… А в этот момент диктор телеканала BBC торжественно произносит: «На трагедию в Шотландии откликнулся даже композитор и органист из далекого Азербайджана Ариф Мирзоев».

/upload/iblock/eba/eba939363d14a9fd69aea7f719586d78.bmp

- Жертвенная музыка древнего ислама – это целое направление в вашем творчестве. В какой мере современная публика Западной Европы или России готова ее понять и принять?

- Люди, которые любят музыку, приходят на концерты, готовы полностью! Я вспоминаю, как в Стокгольме, в городской Ратуше, где обычно чествуют нобелевских лауреатов, я представил «Молитвы печали великому президенту», произведение для скрипки и органа, памяти Гейдара Алиева. И какие прозвучали овации, на этом концерте, к слову, присутствовали правнуки братьев Нобелей… А в качестве дополнения меня попросили на рояле сыграть мировую популярную музыку. Я прошел через весь зал, к роялю и долго играл песни Мирей Матье, музыку из французских фильмов, мелодию из «Крестного отца» и даже «АBBА», и зал был в восторге. Я еще с юности мог повторить любую вещь, стоило мне хотя бы однажды ее услышать. В бакинском музыкальном училище, еще в 17 лет, когда мы с друзьями впервые попали на фильм «Мужчина и женщина», я выиграл на спор огромную порцию пирожных у своих товарищей: мы заключили пари, что после просмотра фильма я в точности повторю всю услышанную нами в кинотеатре музыку, и не ошибусь ни в одной ноте! Выигранные мной пирожные мы съели вместе, с хорошо заваренным чаем (смеется).

Вообще вот эти сомнения в готовности слушателя воспринимать серьезные вещи существовали всегда! В 1986 году накануне мировой премьеры моей «Органной симфонии памяти Баха» все тот же профессор Котляревский, будучи художественным руководителем киевского Дома Органной музыки, настоятельно советовал мне исполнить мою органную симфонию в честь 300-летия Баха в первом отделении концерта! Дословно он сказал следующее: «Некоторые люди могут послушать музыку Баха в первом отделении и уйти домой. Вы хоть понимаете, как вы рискуете?». А я ответил: «Вы знаете, Арсений Николаевич, это произведение все-таки посвящено Баху. Сначала в нем звучит музыка Баха, а затем - то, что я написал в память о нем. Сам Бах и памятник ему. Почему вы думаете, что публике это будет неинтересно?». Котляревский снова предостерег: «Но в этом заключается риск для вас!».

- А вы не боялись этого риска?

- Я сказал, что отдал всего себя этому произведению, я с шести лет полюбил музыку Баха и верен ему до сих пор. Я бы не стал писать плохую музыку, тем более, к 300-летию Баха и особенно - после того, что было создано Родионом Щедриным: «Иначе я просто опозорю себя, так что не волнуйтесь, я все рассчитал».

Я действительно, сидя за органом, могу импровизировать все приемы Баха. Поэтому моя симфония написана исключительно в его манере, с его изощренными полифоническими приемами, но одновременно это - откровенно азербайджанская музыка. Мне удалось найти как бы простую тему, которая звучит очень пронзительно и трагически в духе мусульманского, азербайджанского песнопения. Печального… И из нее родилась «Органная симфония памяти Баха».

- И что же вам ответил Котляревский?

- «Ну что ж, - рассудил Котляревский. – Давайте посмотрим, что у вас получится». Мы приехали, сыграли в Киеве – ни один человек не ушел! Ни один! Все слушали до конца и более того - потребовали сыграть на «бис» «Реквием и Финал», последнюю часть. После этого везде так было. Во всех городах Советского Союза, где имелся орган. В церквях, в концертных залах, в том числе и имени Чайковского. В Прибалтике, Европе, даже в знаменитом Вестминстерском соборе, священном месте для каждого британца, где похоронены все короли и королевы Англии, в Будапеште, где когда-то играл на органе сам Ференц Лист. В Соборе Святого Маттиаша. Самом крупном соборе Буды. Слушатели сидели на полу, на ступенях собора. Моя симфония долетела даже до Вашингтона, Национального кафедрального собора США. С тех пор я не сомневаюсь, что азербайджанскую музыку могут понять везде…

Досье «Москва-Баку»: Мирзоев Ариф Абдулла оглы. Российский и азербайджанский композитор и органистЗаслуженный артист Азербайджанской Республики, дважды номинант на Государственную
премию России в области музыкального искусства за 2000 и 2002 годы. Обладатель медали И.С. Баха (Германия, Айзенах, Бах-хауз, 1994). Лауреат Всесоюзного конкурса современной эстрадной песни Таллинн-79 (Эстония, Таллинн, вторая премия -1979 г.).Обладатель почетной грамоты Министерства культуры РФ за вклад в российскую отечественную музыкальную культуру ( 2007 год). Почетный член Нового международного общества им. И.С. Баха (1994 г. ,Лейпциг,Германия). Член ЕАКО -Европейской Ассоциации Композиторов и Органистов ( 2006 г.)