AZN = 44.42 RUB
USD = 75.47 RUB
EUR = 89.89 RUB
Новости дня

A
Народный артист Азербайджана Ялчин Адигезалов в интервью "Москва-Баку" о значении русской культуры для стран бывшего СССР (видео)

Народный артист Азербайджана Ялчин Адигезалов в интервью "Москва-Баку" о значении русской культуры для стран бывшего СССР (видео)

Инна Лисовская    Москва-Баку
21.10.2020 11:55

На сцене Московского музыкального театра «Геликон-Опера» идут показы оперы азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна, ученика выдающегося Кара Караева, «Золушка». Музыкальным руководителем постановки стал народный артист Азербайджана Ялчин Адигезалов, художественный руководитель – народный артист России Дмитрий Бертман. Премьера оперы состоялась в феврале этого года. Постановка настолько полюбилась московскому зрителю, что ее включили в репертуар театра.

Портал "Москва-Баку" побеседовал с Ялчином Адигезаловым о том, почему музыка Леонида Вайнштейна актуальна и интересна современному зрителю, а также когда «Золушку» привезут на родину, в Баку.

- Спустя 35 лет после первого показа «Золушки» в Баку, опера поставлена и с успехом идет в Москве. Какие ощущения у Вас, учитывая, что Вы видели ту самую первую постановку, а вот теперь спектакль показывают в Москве?

- У меня радостные ощущения. Я даже не мог подумать, что спустя 35 лет после премьеры в 1985 году в Баку, она будет с успехом идти в Москве. Творчество Леонида Вайнштейна, на котором выросла бакинская детвора, самобытно и уникально. Хотя почитателями его музыки были люди абсолютно разных возрастов. Наша «Золушка»- это добрая сказка с глубоким смыслом. К этому сюжету обращались многие, и надо было быть очень смелым человеком, чтобы снова обратиться к такому известному сюжету. В «Геликон- Опера» эту музыку сразу полюбили. Все ходили по коридорам и напевали мелодии из «Золушки», а все потому , что Леонид Моисеевич был очень хорошим мелодистом, он создал сочинение , которое будет жить. Я счастлив, что могу соприкоснуться с этой постановкой именно в «Геликон- Опера» совместно со своим другом Дмитрием Бертманом. Меня не было 10 лет в этом театре, и то, что я увидел сейчас , меня очень поразило- театр полностью преобразился, обновился.

- Учитывая оригинальность подходов к спектаклям Дмитрия Бертмана, что в «Золушке» такого, что может удивить зрителя?

-Я с уверенностью могу сказать, что ничего подобного в Москве еще не было. Современные технологии, 3D технологии, когда мыши на твоих глазах превращаются в людей, когда тыква превращается в карету, свет, звук- все это реально дает возможность погрузиться в сказку, стать ее участником, полностью отстраниться от реальности. Потом все начинает летать в воздухе, куда- то испаряется. В общем, зритель видит волшебство! Это сильное впечатление. Когда мы начали дружить с Бертманом, здесь был маленький зал, а сейчас столько возможностей. Сейчас Дмитрий Александрович может позволить себе такие спектакли. А в самом театре, в трупе очень хороший климат. Я много гастролирую по всему миру, и далеко и во всех театрах такая обстановка, экология. Тут не коллектив, здесь семья. И это дает результат.

- В Баку всегда жарко, всегда солнце, горячие темпераментные люди. 35 лет назад именно такая публика увидела «Золушку» в 1985 году. Сейчас ее показывают, можно сказать, в холодной Москве. Зритель здесь другой. Имеет ли это значение для артистов, для восприятия спектакля?

- Я думаю, что ценности остались те же: доброта, искренность, чистота отношений. Люди не меняются, меняется время и обстановка, меняется аура, в которой мы приспосабливаемся жить. А публика всегда поймёт главные ценности. Уверен, что «Золушке» уготована замечательная судьба.

- Леонид Вайнштейн – ученик Кара Караева. В чем ценность музыкальной части «Золушки»?

- Мы были хорошо знакомы с Леонидом Вайнштейном, жили в одном доме. К великому сожалению, он очень рано ушел из жизни, ему не было и 50 лет. Он был близким другом моего отца. Они вместе учились у Караева, а всех его учеников отличала одна особенность – они были одаренными и высокопрофессиональными. У него не было «серых» ребят. Педагогика- для него была важна. Он за свою недолгую жизнь успел подготовить целую плеяду азербайджанских композиторов. И Вайнштейн, который впитал в себя всю прелесть мугамов, восточной музыки, перенес это все в свои сочинения. Леонида Моисеевича любил весь город, все его знали, он занимался общественной дебильностью. У него есть главное, что отличает сочинения Вайнштейна- это синтез востока и запада. Сюжет в «Золушке» не восточный, но в музыке это присутствует. Этот спектакль можно поставить везде, это мюзикл высокого мирового уровня, потому что партитура просто блестящая! Караевские ученики не могли писать по- другому. Я думаю, что сын Леонида Моисеевича, Тимур Вайнштейн, обязательно что-то придумает, чтобы «Золушка» поскорее приехала и в Баку, чтобы мы могли эту оперу показать в Азербайджане.

- Как Вы считаете, насколько активно сейчас сотрудничают Россия и Азербайджан в сфере культуры?

- Дело в том, что не только культурные связи у нас прочные, а вообще отношения Азербайджана и России очень тесно переплетены. Приезжая в Москву, я всегда вижу, как много мероприятий азербайджанских идет, это очень радует. Для нас взаимоотношения с Россией - первостепенны всегда. Я считаю, что «Золушка» должна быть показана и в Казани, в «Уфе, Екатеринбурге. Любая труппа примет ее с благодарностью.

Также в России огромная азербайджанская диаспора! Вы только посмотрите, сколько деятелей искусства, науки, наша профессура, которая работает в ведущих вузах, предприятия России. Они граждане этой страны, они ее любят, а по национальности они - азербайджанцы. А о культуре – настолько тесно переплетены наши корни, что это не разорвать. Я сам считаюсь выпускником российской дирижерской школы. Для нас Москва – такой же дом, как и Баку, мы себя здесь не чувствуем гостями. Мы впитали в себя великую русскую культуру. Мы не мыслим себя без великих русских классиков. Наша задача сейчас это сохранить и передать следующим поколениям. Я могу сказать, что Азербайджан умеет дружить, ценить и хранить традиции. Мы всегда с Россией были соседями и братьями, и я уверен, что это навеки.