AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Азербайджан – родина искусства ковроткачества

Москва-Баку
16.09.2015 15:49
«Азербайджан невозможно представить без ковра, а ковер - без Азербайджана», - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на торжественной церемонии открытия нового здания Азербайджанского музея ковра 26 августа 2014 года. 

Азербайджан - одна из ведущих стран мира в области искусства ковроткачества. В 2010 году это традиционное искусство Азербайджана было включено в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Музей ковра, где собраны уникальные образцы прикладного искусства, начали строить на территории Приморского национального парка в Баку в 2008 году. Поддержку и помощь строительству нового здания музея оказали Фонд Гейдара Алиева и ЮНЕСКО. Построенное по проекту известного австрийского архитектора Франца Янца, здание оригинального стиля напоминает свернутый ковер. Проектировочным работам с самого начала уделялось огромное внимание, и в результате победу одержала группа австрийских архитекторов. Данный проект отличается своей уникальностью. По мнению многих специалистов, здание музея – выдающееся архитектурное произведение. Оно находится в самом красивом месте Баку, на бульваре, и по праву считается архитектурной достопримечательностью азербайджанской столицы. 





В настоящее время в выставочном зале и фондах музея хранится более 13 тысяч 300 экспонатов и предметов - ковры, ковровые изделия, изделия из металла, ткани, одежда и шитье, керамические, стеклянные, деревянные, бумажные предметы, ювелирные украшения, книги, уникальная коллекция фотоснимков. Хранение и консервация имеющихся в фонде музея ковров и ковровых изделий обеспечиваются на основе рекомендаций и инструкций приглашенного на работу в Баку специалиста британского Музея Виктории и Альберта по консервации тканей Луиса Сгуирера, который известен в мире своим богатым опытом в этой области.

Выставочная концепция музея отличается от обычных выставок. Основные экспонаты – ворсовые ковры, а также паласы, килимы, сумахи и многочисленные ковровые изделия вывешены на дугообразных стенах. Они видны со всех верхних этажей. Благодаря этому, большую часть выставки можно видеть с различных ракурсов. Экспозиция музея, точно отражая основные художественные направления в искусстве ковроткачества, наглядно демонстрирует их особенности, а также материалы, многообразие композиционных циклов, оригинальность мотивов и колорита, красочность и технику обработки.

… «Золотой век» азербайджанского ковроткачества пришелся на начало XVI века, когда на престол взошёл шах Исмаил Хатаи. Художники-миниатюристы и каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, оказавшего позднее сильное влияние на искусство Востока и создавшего единый стиль «тебризской школы». Со второй половины XVI века узоры, которые зародились в Южном Азербайджане, имитировались ковроткачами Северного Азербайджана, где местные мастера растительному фону тебризских ковров предпочитали геометрическую форму узора. В XVII веке становятся известными ковры и молитвенные коврики из Казаха, Барды, Мугани и Джебраила, а уже с середины XVIII века приобретают известность ковры из Шемахи, Шуши и Шеки. К этому же времени относятся и ковры малой и продолговатой формы, сотканные в селении Амираджаны близ Баку. Эти ковры производились исключительно для экспорта.

В начале XIX века ковры из Ширвана и Кубы продавались в Баку, а ковры Казаха и Гянджи — в Тебризе и Стамбуле. За один только 1843 год в шести прикаспийских районах Азербайджана было произведено 18 тысяч ковров и ковровых изделий. В 1850 и 1857 годах на первых международных Тифлисских выставках уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. Азербайджанские ковры экспонировались также на Московской политехнической выставке 1872 года и Всероссийской выставке промышленности и искусства 1882 года, где выставлялись вышивки, созданные знаменитой поэтессой Хуршудбану Натаван. Бурный расцвет экономики края, связанный с началом промышленной добычи нефти в Азербайджане в конце XIX века, сказался и на развитии ковроткачества в Баку и других регионах Азербайджана.

В конце XX века ковроткачество в Азербайджане становится одной из важных отраслей экономики. Сегодня в Азербайджане насчитывается свыше 20 крупных и средних ковроткацких комбинатов. В Губе и Гусаре, Кюрдамире и Гяндже, Газахе и Товузе, Шеки и Ардебиле, Тебризе и Баку действует ковроткаческое производство, которое продолжает развивать древние традиции искусства ковроделия. Богатый исторический вклад в развитие национального ковроткачества вносят Гянджинская, Карабахская, Губинская, Ширванская, Абшеронская, Газахская и Тебризская школы ковроткачества. Современные азербайджанские ковры с маркой „Азер-Ильмэ“ успешно участвовали на выставках-распродажах в США, ФРГ, Японии и России. Ковры, сотканные на предприятиях компании, украшают многие частные коллекции во Франции, Турции, России, Италии, Австралии. Азербайджанские ковры были представлены на проходившей в ноябре 2010 года в Лондоне выставке „Azerbaijan: Flying Carpet To Fairy Tale“ и торжественной церемонии, посвященной 20-летию независимости Азербайджана, проходившей в феврале 2011 года в Париже.

В июле нынешнего года первая леди Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева в рамках проходивших в Каннах Дней культуры Азербайджана открыла выставку «Азербайджанские ковры в искусстве». Многие выставочные работы азербайджанских художников экспонировались впервые. А среди видеоинсталляций, рассказывающих об уникальности и всемирной славе азербайджанского коврового искусства, был представлен ковер «Шейх Сафи» - жемчужина азербайджанского ковроткачества.

В 1539 году сын шаха Исмаила Хатаи Тахмасиб велел соткать специальный ковер для мечети шейха Сафи аль-Дин, где был похоронен его дед. Профессиональные азербайджанские ткачихи, имена которых, к сожалению, неизвестны, работали над ковром три года. Ширина ковра 5,34 метра, длина – 10,51 метра, общая площадь - 56,12 квадратных метров. В углу ковра имеется надпись: «слуга святого храма», работа Магсуда Кашани. В это время главным художником дворца был талантливый художник Султан Мухаммед. Именно благодаря сотрудничеству этих двух великих художников азербайджанский народ предъявил миру доказательство своего величия.

В 1891 году ковер «Шейх Сафи» из мечети исчез. По некоторым данным, он первоначально был продан за бесценок компании "Циглер и Ко", которая специализировалась на скупке ковровых изделий. Безупречность и выразительность композиционной структуры ковра, яркий красочный колорит, контрастность цвета, четкость симметрии, а также высокая плотность узлов привлекла внимание ценителей искусства. Дизайнер лондонского музея Виктории и Альберта Уильям Моррис сообщил руководству о появлении в Англии уникального ковра и настоял на его приобретении. Ковер был оценен в 2000 фунтов стерлингов. Музей такой суммы не имел и решил обратиться к общественности с просьбой помочь в сборе средств. За короткий срок в 1893 году 2000 фунтов стерлингов были собраны, ковер был куплен и выставлен под стеклянным колпаком в музее. Примечательно, что с 1953 года в Музее искусств американского города Лос-Анджелес находится несколько уменьшенная копия ковра «Шейх Сафи». Фактура ниток, украшения и цвета - абсолютно идентичны со знаменитым ковром. Автором эскиза считается основатель Тебризской миниатюрной школы Султан Мухаммед. И в копии, и в оригинале, хранящемся в Музее Виктории и Альберта, в центре изображен 16-конечный медальон, олицетворяющий планеты Солнечной системы. Поле же ковра украшают мелкие узоры растительных элементов.

Азербайджанский народ бережно хранит память о ковре-жемчужине. Отрадно, что почти 500 лет спустя, по инициативе Фонда Гейдара Алиева, была соткана копия ковра «Шейх Сафи», которая в настоящее время экспонируется в Музее ковра в Баку…