Несколько дней назад в Каннах завершился 71-й кинофестиваль. Драма российского режиссера Сергея Дворцевого «Айка» получила награду за лучшую женскую роль: 33-летняя актриса Самал Еслямова увезла домой главный приз.
Сергей Дворцевой раскрыл «Москва-Баку» подробности создания картины о молодой мигрантке из Киргизии, ее непростой жизни в современной Москве и огромной душевной боли - девушка узнает, что беременна и решает оставить младенца в роддоме…
Десять лет назад режиссер уже представлял на Канском фестивале свою работу - фильм «Тюльпан» о жизни пастухов в глубинках Казахстана. Это был его дебют и весьма успешный – лента получила главную награду в программе «Особый взгляд». До этого он снял «Счастье» - картину о семье кочевников в степи и несколько фильмов о России.
- Сергей, откуда в вашей фильмографии столько картин на азиатские темы?
- Я русский, но родился и вырос в Казахстане, в городе Чимкент. В Чимкенте проживает очень много национальностей. Напротив моего дома была узбекская улица и каждую пятница там раздавалась свадебная музыка. До сих пор слышу узбекские мелодии – мне приятно.
- Почему решили снять драму о мигрантах?
-Мне всегда интересно наблюдать за тем, как складывается жизнь азиатских народов. В последнем фильме захотелось рассказать о мигрантах из Средней и Центральной Азии в Москве. Мне попалась история женщины, которая оказалась в тяжелой ситуации, и ее история легла в основу сюжета. Я прочитал, что в 2010 году более 250 киргизских детей были оставлены в московских роддомах. Как такое оказалось возможно? Ведь азиатские женщины очень трепетно относятся к своим детям. Почему они решили поступить подобным образом? Так, в поисках ответа на эти и другие вопросы родился фильм «Айка».
- Вы для себя ответили почему это произошло? Кто виноват, что нарушаются законы человеческой природы?
- Жизнь в очень сложных ситуациях заставляет человека поступать именно так. Москва – город жесткий. Надо понимать, что повезет здесь не каждому… Сюда люди приезжают зарабатывать деньги, у кого-то жизнь складывается, кому-то выпадает худшая доля. В результате – долги, замкнутый круг и, вследствие этого, потеря базовых человеческих ценностей.
- Это история конкретного человека? Или вы хотели «замахнуться» на глобальные проблемы?
- Да, это история о человеке, попавшем в сложную ситуацию. Он поставлен перед страшным выбором. Человек думает, что может делать все, как ему хочется, но жизнь далеко не всегда идет по его плану.
Я не хотел снять "плоское кино" с ярлыками «плохой» или «хороший». И еще, мой посыл как режиссера такой - все люди равны и все национальности хороши. Я абсолютно мультикультурный человек, всех уважаю и ценю.
- Как жюри фестиваля под руководством Кейт Бланшетт приняло «Айку»?
- Многие были ошарашены, шокированы финалом фильма. Говорили: «Не ожидали увидеть такое». Картина жесткая, но в ней есть свет. Самал Еслямова прекрасно справилась с главной ролью.