AZN = 55.05 RUB
USD = 93.59 RUB
EUR = 99.79 RUB
Новости дня

A
Режиссер Теймур Гаджиев: Азербайджанский фильм «К вечеру», включенный в программу Каннского кинофестиваля, снимала московско-бакинская команда

Режиссер Теймур Гаджиев: Азербайджанский фильм «К вечеру», включенный в программу Каннского кинофестиваля, снимала московско-бакинская команда

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
03.08.2020 11:47

Фото: Кирилл Герра
Фото: Кирилл Герра

В Азербайджане 2 августа отмечают День национального кино. В последнее время азербайджанское киноискусство активно развивается, снимаются как художественные, так и документальные картины, многие из которых затем участвуют в международных фестивалях и получает на них премии и награды. На днях стало известно, что лента азербайджанского режиссера Теймура Гаджиева «К вечеру» («Axşama doğru») включена в «Неделю критики» международного Каннского кинофестиваля. Это первая азербайджанская картина, отобранная в программу этого престижнейшего фестиваля за 59 лет его существования. Фильм создан компаниями FIL Production и Mandarin Agency при поддержке Общественного телевидения Азербайджана. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с режиссером Теймуром Гаджиевым о том, как проходили съемки фильма.

- Из-за пандемии коронавируса 73-й Каннский кинофестиваль не состоялся в традиционном формате. В этой ситуации организаторы решились на необычный ход: они объявили фильмы, которые вошли в программу и будут показаны на осенних фестивалях под брендом Канны-2020. Расстроились, что фестиваль пришлось перенести?

- Я уже дважды принимал участие в Каннском кинофестивале в качестве продюсера и поэтому не особо переживаю из-за отсутствия гламурно-организационной части фестиваля. Для меня главное в подобных мероприятиях – это строжайший кураторский отбор фильмов людьми, которые чрезвычайно пресыщены аудиовизуальным искусством. Суметь получить их благословление – важная награда для любого кинематографиста.

- В этом году вы – единственный из постсоветского пространства режиссер, чья картина вошла в список работ, удостоенных лейбла «Каннская неделя критики 2020». Что чувствуете по этому поводу?

- Разумеется, я ужасно горд. Но не столько этим фактом, а скорее тем, что мысли мои относительно кинематографа как искусства нашли отклик у специалистов. Очень хочется надеяться, что и широкая зрительская аудитория тоже тепло примет фильм.

- Какой месседж через эту картину вы хотели передать зрителям? Что, по-вашему, важнее в кинематографе – некий тайный смысл или правильно выстроенная визуальная картина?

- Вся суть чистого кинематографа заключается в том, что его «месседж» (а он несомненно есть) невозможно артикулировать привычным набором слов. Как только это становится возможным – перед нами уже другие виды искусства в личине кино. Это, прежде всего, театр и литература.

- Расскажите, как проходили съемки «К вечеру», и кто работал с вами в одной команде?

- Съемки проходили достаточно неплохо (в отличие от моего предыдущего фильма «Соль, перец по вкусу»). Сняли все быстро и, в целом, достойно. Команда у нас собралась незаурядная – московско-бакинская (смеется). Ключевые члены команды уже делают со мной второй фильм, и я очень надеюсь с ними и дальше поработать. Это оператор-постановщик Евгений Родин, первый ассистент режиссера Теймур Гамбаров, чей, кстати, первый короткометражный фильм недавно вошел в конкурсную программу кинофестиваля в Сараево. В одном команде с нами также моя супруга – Рахима Гаджиева, которая выполняет сразу несколько функций на площадке, важнейшая из которых нянчиться с режиссером (смеется) и, конечно же, наша талантливейшая актриса Лейла Мадатханова.

- По профессии вы – экономист-кибернетик. Как получилось, что кино стало главным в вашей жизни? На чьих фильмах росли и кем из режиссеров восхищаетесь до сих пор?

- По профессии я, все-таки, уже режиссер (улыбается). Странно, но прошлые кумиры уже не радуют глаз, что, кстати, ничуть не умаляет их общечеловеческого величия. В последнее время восхищаюсь работами Педру Кошты и Апитчатпона Вирасетакуна.

- Ваш режиссерский дебют - фильм «Рана» - показали на фестивале коротких фильмов в Палм-Спрингс. Вторая картина - «Шанхай, Баку» - была представлена на фестивале в Тампере, а третья - «Соль, перец по вкусу» - оказалась в официальной программе Международного Роттердамского кинофестиваля. И вот теперь - Канны. Что дальше? К каким киновершинам стремитесь?

- У Сергея Довлатова в «Ремесле» были такие строчки: «Когда-то Иосифа Бродского спросили: – Над чем вы работаете? Поэт ответил: – Над собой...» Я полагаю, что главным успехом является открытие нового киноязыка или, хотя бы, некоего «акцента» или «диалекта» в нем. Если это удастся, то остальное дело техники.

- Какие азербайджанские фильмы считаете лучшими? Какое кино любите смотреть на досуге?

- Мой любимый азербайджанский фильм, это «Хамелеон» режиссеров Руфата Гасанова и Эльвина Адыгезяла. Он есть на ютубе, и каждый раз, когда я его смотрю, получаю большое удовольствие.

- На днях еще один азербайджанский фильм был представлен на другом престижном кинофестивале в Венеции. Можно ли сказать, что азербайджанское кино становится популярным в Европе?

- Очень хочется на это надеяться. Но чтобы ваши слова стали реальностью, нужно еще очень много работать.