AZN = 47.78 RUB
USD = 81.23 RUB
EUR = 93.84 RUB

A
Солистка Большого театра Динара Алиева: Благодаря Валерию Гергиеву два великих театра стали для меня одним домом высокого искусства

Солистка Большого театра Динара Алиева: Благодаря Валерию Гергиеву два великих театра стали для меня одним домом высокого искусства

Инна Лисовская    "Москва - Баку"
08.10.2025 12:30

На сцене Большого театра этой осенью состоялась большая премьера оперы П. И. Чайковского «Иоланта». Впервые режиссером-постановщиком спектакля был назначен Народный артист Азербайджана Эльчин Азизов, а главную партию исполнила солистка Большого театра, российская и азербайджанская оперная певица, Народная артистка Азербайджана Динара Алиева. О своей работе с соотечественниками в Москве и Баку, новых возможностях Большого театра с назначением генеральным директором Валерия Гергиева, и о преподавательской миссии рассказала «Москва-Баку» солистка Большого театра Динара Алиева.

- Новая «Иоланта» стала ярким культурным событием Москвы. Большой театр впервые пригласил своего солиста, народного артиста Азербайджана Эльчина Азизова стать режиссером-постановщиком оперы. Учитывая, что ты пела этот спектакль ранее, расскажи, насколько кардинальные изменения внес Эльчин в эту постановку?

- Мне было вдвойне приятно работать с Эльчином Азизовым, потому что он не просто мой коллега, он - друг, с которым мы много лет вместе на разных сценах создавали большой совместный репертуар. Огромное количество опер, где мы вместе соприкасались, концертов, мероприятий. И здесь, конечно, в качестве режиссёра мне было вдвойне с ним приятно работать, потому что он, во-первых, знает «кухню» оперных артистов. И плюс - это было максимально весело и быстро. Вы не поверите, но у нас практически не было репетиций! У нас были какие-то очень сжатые сроки, и мы смогли в них уложиться. И родилась такая замечательная постановка «Иоланты», которая очень сильно отличается от той, которая была ранее. Эльчин смог вдохнуть в нее жизнь. Ранее в «Иоланте» практически не было никакого действия, картинка была довольно унылая. А Эльчин Азизов создал настоящую сказку – красивые костюмы, декорации. Тут и настоящий замок, и красивые водопады. Кто-то даже разглядел в декорациях вдохновение Старым городом Баку.

- Ты уже упомнила, что ваш тандем с Эльчином всегда был как союз двух солистов, а сейчас он выступал в качестве режиссера. Как строилась работа, поскольку ты исполняла главную партию?

- Эта работа была максимально органична для всей трупы театра и для меня в частности, потому что Эльчин сам по своей натуре артист большого класса, и когда ты с ним на сцене работаешь, это чувствуется. У него много правильного артистизма, профессионального. Поэтому в роль режиссера он влился очень органично, всем артистам было понятно, что он делает. И еще от режиссера зависит атмосфера во время работы. С Эльчином мы много смеялись!

- Судя по всему, приход в Большой театр Валерия Гергиева очень сильно объединил его с Мариинским. Солисты из Москвы чаще стали выступать на главной сцене Петербурга, и наоборот. И, насколько я понимаю, ты теперь в постоянных поездках между Москвой и северной столицей.

- Да, мы все так работаем, потому что у нас появилось намного больше работы, чем было до этого. Действительно, благодаря Валерию Гергиеву два ведущих театра России объединились, став одним большим домом высокого искусства. У меня относительно недавно состоялся дебют в Мариинском театре. Также с Валерием Гергиевым мы сделали премьеру одной из самых красивых опер мирового репертуара "Эрнани" Джузеппе Верди. Ее редко ставят на мировых сценах, поскольку она требует от исполнителей не только звездного статуса солистов, но и ювелирной сыгранности ансамблей. Мариинский театр спустя 160 лет вернул оперу публике. Постановку осуществили приглашенные из Болгарии режиссер Орлин Анастасов и художник Денис Иванов, за дирижерским пультом премьерного спектакля был Валерий Гергиев. Эта постановка невероятно красивая, в ней восхитительные исторические костюмы и чудесная музыка Верди – наслаждение!

- Уже более 15 лет ты – солистка Большого театра, и для тебя эта сцена уже давно родная. Мариинский театр –  новая творческая глава для тебя. Как тебя приняла культурная столица?

- Сразу отмечу акустику Мариинки. Я выступала на новой сцене, и это очень комфортная акустически площадка. Благодаря этому мне было очень спокойно во время дебюта. Но к Большому театру за эти годы я так привыкла, знаю историческую сцену, и уже научилась и там владеть ситуацией. Отмечу, что Санкт-Петербург принял меня очень долгими овациями, мне было приятно. Выступать перед жителями культурной столицы – это очень ответственно, и тут такой теплый прием. Спасибо, петербуржцы! Конечно же это далеко не первое мое выступление в самом городе. Неоднократно давала концерты на других площадках, но вот Мариинский театр случился впервые. Недавно пела в Петербурге «Бал-маскарад» в постановке Андрея Кончаловского. Этот спектакль абсолютно отличался от постановки Большого театра. Я очень рада, что теперь у нас есть такая возможность – быть с Санкт-Петербургом еще ближе. Это создает уникальную благоприятную творческую среду.

- Помимо оперной певицы, Динару Алиеву можно увидеть и в роли преподавателя. Регулярно ты проводишь мастер-классы.

- Да, действительно делиться опытом мне очень нравится. Те, кто посещают мои мастер-классы получают пользу для себя, а я удовольствие, передавая им какие-то знания, навыки оперного пения. Недавно состоялся мой мастер-класс в Международной творческой школе вокального мастерства Елены Образцовой. Это уже второй или третий мой мастер-класс у них. Многие из тех, кто на них приходит, уже работают в различных театрах. Даже взрослые люди, которые просто хотят какие-то технические моменты уточнить, приходят ко мне за советом. У меня была история – пришла ко мне девушка с двумя детьми. Рассказала, как боится брать верхние ноты в партии. Ну и я ей показала пару секретных приёмчиков, и сработало! Она такая счастливая ушла. В общем, это доставляет мне удовольствие, заряжает.

- Где в ближайшее время мы можем увидеть и послушать Динару Алиеву?

- Будет «Травиата» совсем скоро, в конце октября в Большом театре. 21 октября будет сольный концерт в филармонии в Санкт-Петербурге. После с Министерством культуры РФ планируется поездка в Оман и мое выступление там. А 15 декабря состоится мой юбилейный концерт. Это будет очень волнительно для меня. На сцене Большого театра. Также там выступит хор Большого театра, мои коллеги. Я надеюсь, мы сможем порадовать нашего зрителя.

- Традиционно перед началом нового сезона ты вместе со своей семьей бываешь летом в Баку. Твои фотографии из солнечного города всегда заряжают. Как в этом году провели летние каникулы в Азербайджане?

- Да, я каждое лето с семьей езжу в Баку. Мой сын Амир обожает проводить время в Азербайджане. Все-таки корни его зовут на родину, видимо, как-то это заложено. Он любит все азербайджанское, и мне это очень нравится. Наши каникулы всегда проходят так - много вкуснейшей азербайджанской еды, встречи с родственниками и друзьями, купание в Каспии. Баку для меня - это отдушина. Где бы я не была, родина есть родина. Даже если мне не удается приехать на какое-то продолжительное время, два-три дня, и я чувствую прилив каких-то сил. Всегда после поездки в Азербайджан у меня открываются какие-то новые проекты, творческие какие-то пути. Я заметила, как только съезжу в Баку, побываю на родине, подышу родным воздухом - начинается новый какой-то виток в жизни. Однозначно, сила азербайджанской земли мне всегда помогает, где бы я не была!