2022 год - юбилейный год Муслима Магомаева. Именно в этом году большими мероприятиями отмечали 80-летие великого артиста как в России, так и в Азербайджане. Некоторым прославенным певцам посчастливилось знать Муслима Магомедовича лично, получая от него бесценные советы. Народная артистка Азербайджана, солистка Большого театра, оперная певица Динара Алиева рассказала о том, каким был Муслима Магомаев в жизни, а также о своей любви к Азербайджану и секретах работы в театре в интервью "Москва-Баку".
- Вы поете во многих спектаклях Большого театра ведущие партии. Совсем недавно - в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Как оцениваете для себя эту партию?
- Я всегда люблю возвращаться в родной Большой театр. Здесь я служу уже 16-17 лет точно, и очень счастлива быть частью этого. Для меня Большой театр уже давно стал родным домом. И, конечно, за это время было огромное количество спектаклей. «Тоска» - это новая постановка, и она прекрасна. Публике она очень нравится. Сама же я получаю огромное удовольствие ее исполнять.
- Насколько я знаю, платье, которое на Вас во время исполнения этой партии – это плод Вашей работы с костюмерами, что редчайший случай для Большого театра.
- Да, действительно это так. Это было рождение платья буквально у меня на глазах, потому что у Стефано Пода, который поставил спектакль, была совершенно другая концепция и видение главной героини, самой Тоски. Потом он увидел меня. Я помню, как у нас прошла репетиция, и мы пришли на первую примерку, где было уже готовое платье, которое было запланировано - черное, очень закрытое. Но мне это совершенно не подходило. На что Стефано Пода сказал – «Я создам для тебя новое». И то, в котором сейчас я пою «Тоску» создавалось на мне буквально вручную. Это был уникальный опыт для меня, ведь на мне рождалось прекрасно платье.
- В этой опере очень много страсти. Поскольку вы- азербайджанка, горячая кровь помогает исполнять эту партию или, наоборот, мешает?
-Я только что была в Лейпциге, пела «Тоску», и мне сказали, что моя Тоска убивает Скарпиа, как настоящая азербайджанка. Я очень смеялась и смущалась, потому что, если честно, в Азербайджане, на самом деле, очень скромные женщины. Такая страсть не вполне, на мой взгляд, характеризует наш народ и наших женщин. Мы очень эмоциональные, да. И вообще, лично я лично раскрываюсь на сценке намного большое, чем в жизни. Я чувствую эту роль, даже не играю, а проживаю ее, и мне это очень нравится.
- Помните ли Вы свой первый выход на сцену Большого театра? Опишите те ощущения.
-Да, конечно помню. Это был мой дебют в 2010 году – ария Лиу в опере «Турандот» Джакомо Пуччини. Небольшая партия, но очень выигрышная. Я очень волновалась тогда, до сих помню этот вечер. В зале сидела великая Елена Образцова, и это добавляло еще больше волнения. Мы с ней очень дружили. Большой театр - это великий театр, с великими традициями. Когда ты выходишь на историческую сцену, понимаешь, какие величайшие артисты тут пели, то тебя невольно охватывают трепет и волнение. Много иностранных певцов, которые поют на ведущих мировых сценах, выходя петь в Большом - начинают очень нервничать, потому что вот эта мощь исторической сцены влияет на тебя.
- Когда вы приезжаете на историческую родину, в Азербайджан, какие эмоции возникают у Вас?
- Ощущения и эмоции самые прекрасные, каждый раз возвращаясь в Баку, мне по-домашнему очень тепло и приятно. Я уехала в Москву очень давно, Москва дала мне многое, но в Баку живут мои родные, я с большой радостью возвращаюсь в родной город. И каждый раз я удивляюсь, как быстро азербайджанская столица развивается, сколько всего нового построено.
- Недавно в Баку был концерт, посвящённый 80-летию Муслима Магомаева. Кем для Вас является этот великий артист?
- Так случилось, что мне посчастливилось познакомиться с Муслимом Магомаевым. Случилось это так. Мне нужно было ехать на конкурс в Грецию, и я хотела, чтобы такой профессионал высокого уровня, как он, послушал меня. И я решилась написать ему письмо, даже не верив, что он мне откликнется. Но он мне позвонил по домашнему телефону, сказав, что ждет меня у себя в гостях. И мы с моим старшим братом поехали в гости. Он прослушал меня, хотя я очень волновалась, но все прошло очень тепло. Он сам был очень теплым, открытым, потрясающим человеком. И для меня выступать в Зеленом театре в Баку в концерте, приуроченном к его 80-летию, который прошел под эгидой Фонда Гейдара Алиева, было очень почетно. Это был очень теплый вечер, концерт прошел на одном дыхании. Я считаю, что это был исторический концерт.
- Какие азербайджанские традиции соблюдаются у вас в семье?
- Я думаю, что традиции всегда впитываются с рождения. Несмотря на то, что у меня сын учится в школе в Москве, и там не совсем принято ходить в гости, но у нас все время гости. Гостеприимство – этого у нас не отнять. И кончено воспитание ребенка в духе уважения старших, доброта и трудолюбие.