AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Центр Гейдара Алиева: Бакинская жемчужина космического архитектора Захи Хадид (видео)

Центр Гейдара Алиева: Бакинская жемчужина космического архитектора Захи Хадид (видео)

Самира Кязимова, Рухин Керимов    "Москва-Баку"
09.07.2018 13:00

Величественный Центр Гейдара Алиева, напоминающий огромные белоснежные крылья некой сказочной птицы, привлекает внимание всех гостей азербайджанской столицы. Это здание было открыто в 2012 году и стало современным символом Баку. Автор необычного сооружения - единственная женщина-лауреат Прицкеровской премии, британский архитектор Заха Хадид. Корреспондент «Москва-Баку» отправилась в Центр Гейдара Алиева, чтобы увидеть здание изнутри и познакомиться с экспозициями, представленными в этом необычном сооружении.

С самого утра в Центре Гейдара Алиева столпотворение: туристы из разных стран мира спешат увидеть, что таит в себе этот шедевр мировой архитектуры. Здесь расположено несколько выставочных залов, аудиториум, конференц-зал, медиацентр и кафе.

Центр Гейдара Алиева - действительно необычное с архитектурной точки зрения строение. В проекте здания не использованы прямые линии. Устройство здания - его волнообразное устремление ввысь, затем плавное слияние с землей олицетворяют не только постмодернистский стиль архитектуры, но и продолжительность, бесконечность. Линии на здании также символизируют связь прошлого с будущим. Белый цвет олицетворяет светлое будущее и нацелен на то, чтобы выделить присутствующие здесь элементы. 

Общая площадь территории Центра - 15,93 га, жилая площадь - 101,801 кв.м, самая высокая точка постройки – более 74 метров.

Когда входишь в Центр Гейдара Алиева, кажется, что ты оказываешься внутри огромного инопланетного корабля, готового отправиться в долгое путешествие к далеким галактикам. Здесь нет острых углов: стены здания плавно перетекают в потолок, а этажи соединяют почти невесомые лестницы.

На первом этаже Центра расположились автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в периоды его руководства Азербайджаном - с 1969 по 2003 год. Это «Чайка», «ЗИЛ-41047» и два бронированных «Мерседеса». Вот, на фоне «Чайки» фотографируются гости из Израиля. Туристы заглядывают в стекла машины, пытаясь разглядеть салон. Автомобиль был выпущен в 1969 году. Общенациональный лидер ездил на этой машине, будучи первым секретарем ЦК Коммунистической партии Азербайджана в 1972-1980 годах.

Далее, по лестнице-мостику поднимаемся вверх, к основной экспозиции, посвященной третьему президенту страны. На лестнице установлены мини-планшеты, которые снабжены датчиками движения. При каждом шаге на экране появляются фотографии Гейдара Алиева и даты, связанные с его жизнью и деятельностью.

Сама экспозиция, посвященная Гейдару Алиеву, напоминает жизненный путь общенационального лидера Азербайджана, - порой тернистый и сложный, но путь человека, заложившего основы современной Азербайджанской Республики. На интерактивном табло высвечиваются фотографии, и если коснуться рукой дисплея, можно получиться подробную информацию о том или ином периоде жизни Гейдара Алиева.

В собрании музея многочисленные документы - удостоверения, аттестаты, дипломы, грамоты, письма Гейдара Алиева. Здесь представлены также гражданские и военные костюмы экс-президента Азербайджана. А в отдельной витрине выставлены ордена и медали, полученные им в разные годы. Здесь же – фотографии, предметы и документы, принадлежавшие когда-то известным деятелям культуры и искусства. Вот, к примеру, пуанты первой балерины на мусульманском востоке Гямяр Алмас-заде, веер первой оперной певицы Шовкет Алекперовой, граммофон, принадлежавший известному певцу и композитору Бюльбюлю. Таким образом, посетители музея могут наблюдать, как линия жизни Общенационального лидера тесно связана с историей Азербайджана.

Далее я направляюсь на выставку «Жемчужины Азербайджана», которая когда-то была передвижной и демонстрировала по всему миру азербайджанские артефакты. Теперь она расположилась в Центре Гейдара Алиева. Здесь можно увидеть гобустанские наскальные рисунки, древние монеты, старинные книги, ковры, национальные костюмы. Мужчины останавливаются у витрины со старинными мечами и кинжалами XVIII века, а женщины долго и с интересом рассматривают серебряные украшения XIX века, которые когда-то носили азербайджанки в Кельбаджаре. На соседнем стенде расположены священные книги, относящиеся к различным религиям, сосуществующим в Азербайджане, известном своей толерантностью. Вот, потертый от времени Коран XVIII века, рядом - Талмуд XIX века и Библия начала XIX века, изданная на арабском языке.

Один из лучших на выставке - зал со старинными азербайджанскими музыкальными инструментами, которые не просто занимают свое место на полке в экспозиции, но показаны в оригинальном звуковом порядке. Этот зал особенно нравится многочисленным иностранным гостям Центра Гейдара Алиева. Здесь кяманча, тар или нагара - это не просто экспонаты, которые можно посмотреть, но и послушать. И для этого не нужно дотрагиваться до инструментов. Достаточно шагнуть на круглый красный коврик у кяманчи, чтобы услышать ее волнующие звуки. Обычно, в этом зале раздается целый ансамбль народных инструментов: так много желающих услышать музыку, которая испокон веков звучит в Азербайджане.

Не менее интересна экспозиция «Мини-Азербайджан», которая знакомит посетителей с историко-архитектурными памятниками Азербайджана. Здесь собраны макеты более 20 исторических зданий и архитектурных образцов Баку и регионов. В этом зале любят останавливаться самые маленькие посетители музея: им нравится рассматривать замысловатые сооружения, напоминающие кукольные дома, и тайком дотрагиваться до миниатюрных машин, «припаркованных» у зданий.

Возвращает в детство и следующая экспозиция «Куклы», разместившаяся в одном из залов Центра Гейдара Алиева. Гостей выставки встречает знаменитая деревянная кукла Пиноккио, - эксклюзивная ручная работа, выполненная неизвестным итальянским мастером XIX века. Собственно, персонаж сказки Карло Коллоди представлен на выставке аж в трех вариациях, но лишь один из них, в противовес идеи автора сказки, выполнен не из дерева, а из фарфора. Все три куклы выполнены в единственном экземпляре, расположены в разных частях экспозиции и сделаны итальянцами.

Представленная в Баку коллекция собрана из частных собраний. Здесь представлены более 200 кукол, выполненные известными мастерами из Азербайджана, США, Германии, Австралии, Бельгии, Чехии, Беларуси, Франции, Израиля, Италии, Латвии, России, Северного Кипра, Японии. Большинство экспонатов изготовлено в единственном экземпляре и обладают, что свойственно в целом искусству авторской куклы, громадной художественной ценностью. Вот, фарфоровая кукла-невеста известной итальянской кукольных дел мастерицы Марии Росси, а это – колоритные жители Ичери шехер в исполнении азербайджанки Эльмиры Аббаслы. Волшебные, исторические или натуралистичные, какие бы образы ни создавали мастера посредством своих кукол, от них попросту трудно отвести взгляд. Хочется рассматривать эти произведения искусства снова и снова.

Но нужно двигаться дальше. Меня ждет еще одна экспозиция – выставка «Заповедник моды», открывшейся недавно в Центре Гейдара Алиева. Необычные экспонаты, представленные Фондом известного российского историка моды и популярного телеведущего Александра Васильева, заняли целый этаж. Здесь собрано около 400 экспонатов, относящихся к XVIII-XXI векам - одежда и аксессуары, туфли, сумки, шляпы и драгоценности. Выставка, объединяющая природу, историю и моду, состоит из нескольких разделов - здесь можно увидеть модные экспонаты, вдохновленные джунглями и саванной, морем и лесами. Среди платьев, костюмов, шляпок и аксессуаров, представленных в этом зале, можно бродить часами. Интересно рассматривать мелкие детали – кружева, вышивку, орнамент – «примеряя» фасон на себя.

Кстати, в Центре Гейдара Алиева существует еще один большой выставочный зал под открытым небом. Он расположен на площадке перед зданием и здесь постоянно выставляются работы азербайджанских и зарубежных художников, фотографов и скульпторов. В эти дни здесь можно увидеть работы известного французского фотографа азербайджанского происхождения Резы Дегати, которые он объединил в одну серию «Человечество. Приглашение в визуальное путешествие».

Центр Гейдара Алиева, ставший символом современного Баку, является настоящим средоточием культурных сил не только Азербайджана, но и всего региона: на его территории проводятся выставки, концерты, кинопоказы, биеннале, фестивали, концерты и мастер-классы. Здесь представляют свое искусство, свое творчество талантливые художники, фотографы, скульпторы, режиссеры и музыканты со всего мира. И впереди у Центра еще множество новых проектов и интересных идей, которые обязательно воплотятся в жизнь.