AZN = 47.51 RUB
USD = 80.77 RUB
EUR = 90.71 RUB

A
Вторая жизнь азербайджанских ковров. Репортаж "Москва-Баку" (фото)

Вторая жизнь азербайджанских ковров. Репортаж "Москва-Баку" (фото)

Самира Кязимова    «Москва-Баку»
20.04.2025 13:08

Натюрморты, портреты и пейзажи, написанные на ворсовой поверхности старых ковров. В Азербайджанском национальном музее ковра открылась необычная выставка «Вторая жизнь», на которой представлена уникальная техника живописи на коврах, многие из которых, обветшавшие с течением времени, готовились к отправке на свалку. Сегодня они ожили новыми красками в сюжетах, посвященных Карабаху. Как отмечает корреспондент «Москва-Баку», выставка «Вторая жизнь» организована Arts Council Azerbaijan и Азербайджанским национальным музеем ковра при поддержке European Crafts Alliance и Национального комитета ИКОМ Азербайджана.

На выставке представлено 30 картин различных жанров, созданных 28 профессиональными художниками на старых, поврежденных или непригодных к использованию коврах из разных регионов Азербайджана. Благодаря синтезу новых художественных стилей, основанному на своеобразном подходе художников, сотканные более 40 лет назад традиционные ковры стали богаче и живописнее. Карабахские мотивы, атрибуты и элементы граната, считающегося символом нашей страны, представлены на картинах в современной интерпретации.

«Создание картины на ковре – процесс длительный и сложный, включающий поиск подходящего ковра, создание эскиза, изучение исторических материалов и детальную проработку концепции. Но наши художники прекрасно справились с поставленной задачей, – рассказывает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» глава Arts Council Azerbaijan Дадаш Мамедов. – Мы нашли эти ковры в местных магазинах, торгующих предметами старины. Выкупили и показали специалистам по коврам, которые определили их возраст и рекомендовали, какие из экспонатов «выдержат» процесс возрождения. Большая часть представленных на выставке ковров соткана в Карабахе. Об этом говорят замысловатые цветочные узоры и сочные цвета».

Член Союза художников Азербайджана Наргиз Гулиева представила на выставке свою работу под названием «Весна». На поверхности ковра она изобразила девушку, играющую на азербайджанском народном музыкальном инструменте сазе. Черные как смоль волосы красавицы скрывает белый платок-кялагаи, а над ее головой цветут розовые бутоны яблони. «Такой я представляю весну в Карабахе. Красивую, яркую, свободную и звонкую, как звуки саза», – объясняет Наргиз Гулиева. Художница говорит, что рисовала на ковре впервые: «Сначала подготовила эскиз будущей картины, потом нанесла на ковровый ворс специальный грунт, чтобы акриловая краска не сыпалась. Писала акрилом для текстиля. На все ушло более пяти часов. Работа довольно кропотливая, но получилось невероятно красиво!».

В беседе с корреспондентом «Москва-Баку» выпускница Азербайджанской государственной академии художеств Наргиз Гулиева рассказывает, что все свое детство она проводила в окружении ковров. Дедушка художницы Ахмед Манафов долгое время работал на самой крупной в Азербайджане фабрике по производству ковров «Азерхалча». «Для меня ковер – это не просто элемент декора интерьера, а настоящая связь с историей и традициями моего народа. Что-то очень теплое и глубокое, возвращающее меня в детство», – улыбается Наргиз.

У ковровой картины художницы Севиндж Гянджалиевой хочется остановиться подольше, чтобы как следует рассмотреть на ней трогательный облик молодой матери, склонившейся над спящим ребенком. Эта работа так и называется – «Колыбельная». По словам художницы, именно этот образ всплывает перед ней, когда речь идет о Карабахе. «Семья моего супруга – родом из Кяльбаджара и свекровь мне рассказывала, как они жили в Карабахе до оккупации. Работали, растили детей, радовались каждому дню, – говорит Севиндж Гянджалиева. – Раньше малышей укладывали спать вот в таких люльках-качалках – «бешиках». Кстати, в некоторых районах их до сих пор используют, когда укладывают спать ребятишек». Севиндж говорит, что когда семья мужа была вынуждена переселиться из родных мест, ее свекровь взяла с собой старинный ковер, который когда-то украшал ее большой дом. «Этот ковер до сих пор хранится у нас, и я дала слово свекрови, что обязательно возьму его с собой, когда мы переедем в Кяльбаджар», – улыбается художница.

Член Союза художников Азербайджана Эльдар Бабазаде родился в семье художников. Окончил Художественное училище и художественно-графический факультет Азербайджанского государственного педагогического университета. Работы мастера настолько интересны и необычны, что при первом знакомстве сразу поражают своей мощной энергетикой. Эльдар Бабазаде постоянно участвует в республиканских выставках и экспозициях, организованных за рубежом. «Всю жизнь пишу на холсте, но на ковровой поверхности делаю это впервые, – говорит художник. – Это – часть карабахского ковра, которому около 35 лет. Видите, по его краям вытканы «драконы»? Возможно, когда-то он украшал чей-то дом в Шуше или Лачине, а может был подарен в качестве свадебного подарка молодоженам. Со временем ковер состарился и сегодня мы «вдохнули» в него новую жизнь».

Для своей работы Эльдар Бабазаде выбрал лирический образ музыканта, играющего на кяманче. Позади мужчины – знаменитый Худаферинский мост и зеленые просторы Джабраила. «Звучание кяманчи похоже на пение, на плач. Когда слушаешь, как играет музыкант, кажется, что чей-то человеческий голос воспаряет в небеса. Мелодия кяманчи «переносит» меня в Карабах», – говорит Эльдар Бабазаде.

Отметим, что в конце прошлого года часть экспозиции «Вторая жизнь» была представлена в Пакистане в рамках международного фестиваля World Cultural Festival Karachi 2024. Выставка в Азербайджанском музее ковра продлится до 27 апреля.