AZN = 37.03 RUB
USD = 62.83 RUB
EUR = 70.86 RUB
BRENT = 64.44 USD

Загадки Таира Салахова. В Кремле накануне премьеры в Баку показали балет "Тысяча и одна ночь" с декорациями великого художника (видео, фото)

Загадки Таира Салахова. В Кремле накануне премьеры в Баку показали балет "Тысяча и одна ночь" с декорациями великого художника (видео, фото)

Инесса Рассказова    "Москва-Баку"
26.03.2019 23:54
/upload/iblock/22f/22ffa7d32abd4deefb22e050c79f90c6.jpg



 

Декорации, созданные Таиром Салаховым к балету «Тысяча и одна ночь» поражают воображение сразу, едва только приподнимается занавес. Вечером 26 марта в Большом Кремлевском дворце, они удостоились от зрителей отдельной, можно сказать, персональной овации. Это был тот редкий случай, когда аплодисменты достаются декорациям. И, конечно же, мэтру, художнику, а в данном случае и сценографу Таиру Салахову, 90-летию которого и был посвящен спектакль. Художник в этот вечер сам присутствовал на спектакле и принимал поздравления, цветы.

/upload/iblock/a14/a145c2bd3642fc075d492d74251d2ff1.jpg

Директор театра «Кремлевский балет» Николай Троицкий вспомнил о том незабываемом впечатлении, вылившемся в долгую паузу, когда Таир Салахов впервые сдернул покрывало с макетов декораций. «Это было настолько масштабно, ярко, глубоко…», - сказал, выйдя на сцену перед началом спектакля, Троицкий. «Таир Теймурович, - заметил в свою очередь доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Трубочкин. – Это художник, который, видя красоту, не сентиментальничает с ней, не любезничает, не заискивает. Он ищет ее духовное содержание, ищет символ!».

/upload/iblock/ebb/ebb20eefb6f5a6b3d1c1c8dcdc608d78.jpg

/upload/iblock/86b/86b215c3ca34c21967a699207edb286e.jpg

/upload/iblock/071/071acd2ee882e0ca4a7623aa1c4b9085.jpg

/upload/iblock/0b6/0b60fa126c1973e4d6df0b118ae0e7f4.jpg

/upload/iblock/4e5/4e5594e6bf78a6b605c8ee006a0b4cbb.jpg

О символах, которыми наполнены декорации к балету «Тысяча и одна ночь» Дмитрий Трубочкин рассказал «Москва-Баку»:

- Здесь очень много символов, например, письмена из очень глубокой древности – то ли руны, то ли иероглифы, то ли фрагменты вавилонских глинобитных документов. Означают ли они что-то, содержится ли в них какое-то сообщение, мысль, или же эти письмена присутствуют, как элемент украшения, сказать трудно. Это одна из загадок Таира Салахова, которую возможно, смогли бы разгадать востоковеды, занимающиеся расшифровкой древних языков, или возможно, художник написал о существовании тайны, но тайна должна оставаться тайной…

/upload/iblock/f04/f049ebf8bd1fb16f78f6df9e5887bc23.jpg

«Тысяча и одна ночь» – один из тех спектаклей, где удалось передать в декорациях ночь. Таир Салахов сделал это с помощью черного, оттенков красного, зеленого, голубого - в должной пропорции, можно направить на сцену ровный свет, и все равно это будет ночь. Очень много изображений глаз, древнего символа, и, в частности, очень сильного мусульманского оберега. Как мне кажется, Таир Теймурович тем самым хотел объяснить очищающее свойство арабских сказок. Там очень много нечистых духов, зла, которое живет рядом с людьми и в подводных глубинах. Но эту сказку можно читать и смотреть в театре безопасно, от зла защищают глаза и благословляющий жест богини.

Эта тема неисчерпаема, в ней можно долго, очень долго разбираться, но главное, на мой взгляд, все-таки, впечатление, атмосфера, которую создают декорации. Мы сразу же понимаем, что находимся на Востоке, и это создано глубоко понимающим Восток человеком.

- Восток и одновременно Запад.

- И это очень важно! Чужая культура неохотно раскрывается человеку, который недостаточно хорошо понимает ее изнутри. И если она попадает на сцену, ее можно так опростить, что это будет уже не Восток. А Таир Теймурович, не упрощая, сделал Восток понятным западному человеку. Здесь присутствует и суровый стиль, и утонченный орнамент, декорации играют тонкими, неочевидными символами, которые можно попробовать прочитать и истолковать, много такого, что дает декорации свою, самостоятельную жизнь. Когда на сцене появляется артист, декорация словно получает второе прочтение и другую жизнь… Но вы заметили, что она может очень долго существовать под музыку, эта декорация?

- Чем была особенно поражена труппа «Кремлевского балета», когда Таир Салахов сдернул покрывало?

- Величием. И это очень необычное величие, поскольку европейский тип декорационного оформления – кулисы, падуги, задник. Такой стандартный, итальянский набор… А здесь и кулисы переосмыслены, они получились в виде множащихся колонн, это удивительная вещь… И падуги необычны, они напоминают шатровые занавески. Наконец, монументальность большой сцены Кремлевского дворца не потерялась, а наполнилась небывалым смыслом. Здесь такого Востока еще не было!

… Совсем скоро, 11 и 12 апреля «Тысячу и одну ночь» в постановке «Кремлевского балета» наконец-то увидят на Родине Таира Салахова, в Баку. Как оказалось, в театре об этом говорили давно, но для того, чтобы гастроли «Тысяча и одной ночи» стали реальностью, потребовались годы и участие посольства Азербайджана в России, министерств культуры России и Азербайджана, и даже Управления делами президента. Очень многие вопросы требовали согласования. Как доставить эти масштабные декорации в Баку, как решить вопрос с разным сценическим пространством – поскольку декорации создавались по сцене Большого кремлевского дворца, которая по своим размерам превосходит сцену Театра Оперы и Балета в Баку. Теперь все сложности позади, и до возвращения «Тысячи и одной ночи» в Баку – город, где этот балет изначально родился, возвращения в новом образе, с декорациями Таира Салахова остается уже меньше двух недель!

/upload/iblock/773/7739b34727ee7ac3afdd46b93eb8434d.jpg

Фото: Worldpodium
Фото: Worldpodium