AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Экономист: Почему цена на нефть резко пошла вверх

Экономист: Почему цена на нефть резко пошла вверх

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
22.01.2019 14:15
/upload/iblock/31a/31aed189a4f80cb3c205acb94858489c.jpg

Мировые нефтяные цены, падавшие всю вторую половину прошлого года, с новогодних праздников вдруг развернулись и последовательно, хотя и медленно поднимаются. Так, азербайджанский сорт Azeri Light к пятнице подорожала до 63,51 доллара за баррель. А это почти на два доллара больше по сравнению с предыдущим показателем.

Также в пятницу ОПЕК официально объявила о том, что в Баку 18 марта пройдет заседание министерского комитета по мониторингу выполнения сделки ОПЕК+. Как известно, в «ОПЕК плюс» входят нефтеносные страны, которые по каким-то причинам не желают входить в традиционный картель. К их числу принадлежат и Азербайджан, и Россия. Комитет обещает наблюдать за новой сделкой ОПЕК+, которая была заключена в декабре. Ее суть – ограничить добычу нефти, чтобы переломить неприятный для нефтяников тренд снижения цен.

Отметим, что еще летом цена была вполне комфортной для Азербайджана, как, кстати, и для России – 75-77 долларов. Однако к декабрю нефть подешевела до 50 долларов за бочку.

Чем же вызван новый рост котировок и насколько он устойчив? Об этом в интервью порталу «Москва–Баку» рассказывает заместитель генерального директора российского Института национальной энергетики Александр Фролов.

– Александр Сергеевич, нефть дешевела всю прошлую осень. Что заставило ее развернуться? Говорят, американские санкции против Ирана оказались не такими строгими, как грозились в Вашингтоне.

– Когда США наложили на Иран санкции, то крупнейшие нефтедобывающие страны пообещали нарастить добычу, чтобы компенсировать выпадающие иранские объемы. Но в ноябре Вашингтон разрешил целому ряду стран и дальше закупать иранскую нефть – еще на полгода. Это создало у многих инвесторов впечатление, что обещание других стран нарастить добычу уже начало сбываться. А Иран никуда с рынка не уходит. Значит, будет переизбыток. Переизбыток действительно возник, но не в таких масштабах, как это показалось инвесторам благодаря медийной картинке. И действительно, теперь все увидели, что результаты санкций не столь катастрофичны, как многие ожидали.

Надо напомнить: на мировые цены на нефть действует несколько факторов. К фундаментальным относится, например, баланс спроса и предложения, то есть объем производства нефти и объем ее потребления в мире. Сейчас объем потребления приближается к 100 млн баррелей в сутки.

Кроме фундаментальных факторов, действуют еще и субъективные. В частности, это настроения инвесторов, которые сильно зависят от медийной картинки, от той психологической атмосферы, которую создают пресса и аналитики-комментаторы. Нефть осенью дешевела как раз таки в связи с субъективными факторами.

– В пятницу все мировые газеты перепечатали прогноз о том, что США «могут обогнать» Россию и Саудовскую Аравию по добыче нефти. Агентства цитировали отчет Международного энергетического агентства, согласно в котором рост добычи в США за прошлый год назван «невероятным».

– Надо сразу оговориться, что добыча в США относится к числу фундаментальных факторов. Действительно, после падения цен 2016 года американцы начали быстро возвращать утраченные позиции. Если объем у них падал до 8,4 млн баррелей в сутки, то сейчас они добывают 11,9 млн в сутки. Как видите, за два с половиной года они сильно поднялись. И да, в течение прошлого года рост был просто колоссальным! Два миллиона баррелей за один только прошлый год. Такие темпы не могли не сказаться на настроениях игроков нефтяного рынка.

Масла в огонь подлил и прогноз одной из структур Минэнерго США, которая осенью уверенно предсказал, что США продолжат наращивать добычу, причем быстро, фактически в том же темпе, что и в 18-м году. Прогноз напугал инвесторов и цены на нефть еще упали. К тому времени уже прозвучали обещания ОПЕК+ сократить добычу, однако прогноз Вашингтона означал, что эти усилия все равно не помогут. На какие объемы ОПЕК+ уменьшит свою добычу, на такие же объемы США свою увеличат.

Однако в декабре стало ясно, что обещанная Вашингтоном динамика уже не соблюдается, прогноз уже явно не сбудется, что обрадовало инвесторов. Все увидели, что динамика добычи в США уже не столь впечатляет, как это было в течение 18-го года.

– Что, собственно, мешает американцам и дальше расти в таком же темпе?


– Цены становятся катастрофически низкими и для самих американцев. Всем стало понятно: если цена останется на уровне 60-65 долларов, то к лету в Штатах начнется стагнация, а потом и спад добычи. Там колоссальная закредитованность местных нефтяников! При таких ценах они не справятся с кредитной нагрузкой и начнут разоряться. Дело в том, что сейчас в Штатах примерно четверть добытой сланцевой нефти идет на покрытие долгов. Это очень много!

Кроме того, нефтяники там опять пошли бурить на наиболее проблемные участки, добыча на которых требует все больше и больше затрат.

– Так сколь долго нефть еще будет дорожать?

– Цену вверх сейчас толкают три фактора: Иран, добыча в США, а также уверенность инвесторов в грядущей неизбежной ребалансировке рынка.

Но должен предупредить: скорее всего, колебания еще произойдут – к весне. Устойчивый рост цен может вернуться лишь со второй половины года. Вряд ли раньше. Дело в том, что и в тех же Штатах статистика будет периодически пугать инвесторов, и на Ближнем Востоке сейчас не все в порядке – например, Саудовская Аравия подает неоднозначные сигналы рынку касательно как своих запасов, так и своих возможностей.

В целом же цены на нефть остаются слишком волатильны. К сожалению, их по-прежнему невозможно просчитывать на достаточно долгие разумные сроки.