AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Эксперт: Азербайджан и Великий Шелковый путь — линии пересеклись

Эксперт: Азербайджан и Великий Шелковый путь — линии пересеклись

Сергей Александров    "Москва-Баку"
20.05.2017 19:24
/upload/iblock/6d5/6d542d066ae951007f2438c834bfcb7b.jpg


14-15 мая в столице Китая проходил международный экономический форум "Один пояс — один путь". На первый саммит в Пекин приехали главы 29 государств из Европы, Азии и Латинской Америки. Всего в мероприятиях форума приняли участие более чем 1500 делегатов из 130 стран и около 70 международных организаций.

Среди участников столь представительного форума была и делегация Азербайджана в составе министра экономики Шахина Мустафаева, президента SOCAR Ровнега Абдуллаева, председатель Закрытого акционерного общества (ЗАО) "Азербайджан демир йоллары" Джавида Гурбанова, председателя Государственного комитета по стандартизации, метрологии и патенту (ГКСМП) Рамиза Гасанова, генерального директор ЗАО "Бакинский международный морской торговый порт" Талеха Зиядова и других официальных лиц.

Суть проекта

Проект или инициатива, как называют его сами китайцы, именуется "Один пояс – один путь" (ОПОП) и объединяет проекты "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века". Впервые данная инициатива была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в страны Центральной Азии и Индонезию осенью 2013 года с целью создания торговой и инфраструктурной сети между Азией, Европой и Африкой посредством древних маршрутов Шелкового пути.

Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая.

На основе продолжения и развития духа древнего Шелкового пути ОПОП призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлеченных стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию мира и устойчивого развития.

По официальным данным Китая, ОПОП охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе "новые экономики", и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — $21 трлн.

По данным же Всемирного банка, после того как проект будет завершен, торговый путь Китая охватит более 60 стран с населением более 4,4 млрд человек. Экономики стран вдоль Шелкового пути представляют более 40% мирового ВВП.

Историческая роль Страны огней в развитии Шелкового пути

Участие азербайджанской делегации в Пекине было совсем неслучайным, поскольку многие эксперты считают, что транспортный маршрут ОПОП через Азербайджан является одним из наиболее перспективных и самых классических среди всех шести основных коридоров.

В первую очередь следует отметить прогнозируемость и неконфликтность маршрута через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. Данный коридор наиболее перспективен, даже несмотря на то, что в нем будет участвовать больше стран, чем в других. С точки зрения классического Шелкового пути, он будет повторением этого маршрута, существовавшего 2-3 тысячи лет назад через Среднюю Азию, Каспий и Кавказ в государства Средиземноморья. Это и есть исторически верный Шелковый путь, и сейчас его воссоздают практически на всех участках.

Отмечу, что издавна торговые маршруты Великого Шелкового пути неизменно проходили через Азербайджан. Он был "воротами" между загадочным далеким Китаем и богатой Европой. В I-II веках до н.э. самый оживленный путь лежал через Страну огней. Этот путь обычно называли "Страбонский" (по имени великого географа, который первый упомянул о нем). Этот путь проходил из Китая и Индии через Центральную Азию, через реку Узбай, доходящей до Каспийского моря, и проходил через территорию Азербайджана. Здесь он делился на две ветви: одна шла вверх по течению реки Куры в сторону Колхиды и Иберии, вторая ветвь сворачивала и шла вдоль западного побережья Каспийского моря через Дербент и Кавказские степи.

Азербайджан, подчеркну, уже тогда представлял собой наиболее безопасный отрезок пути. Идущие далее, Грузия, Иберия, Колхида — были политически стабильными государствами, которые могли обеспечить функционирование этой трассы, и это привлекало купцов. И купцов привлекало еще и то, что большая часть этой трассы — водная. А это традиционно самый дешевый путь транспортировки товаров. Этим объясняется длительность, стабильность и интенсивность этой торговой трассы, как одного из важнейших направлений Великого Шелкового пути в античный период.

Именно вдоль этих ветвей "Страбонского пути" возникло множество древних городов Азербайджана. В период раннего средневековья Азербайджан продолжал играть активную роль на Великом Шелковом пути. Барда, ставшая столицей Азербайджана с V века, стала самым большим в мире торговым центром на одной из ветвей Великого Шелкового пути, и вплоть до X вв. была одним из самых больших центров ремесленного искусства на всем Ближнем Востоке и в Транскавказском регионе.

Талантливые ремесленники предлагали заграничным купцам массу полезных товаров. Изящные ювелирные изделия, духовые и струнные музыкальные инструменты, драгоценное оружие, великолепные ковры, местные сорта шелка. Торговцы вывозили отсюда в Европу нефть, драгоценные камни, соль, ртуть, квасцы, шерсть, лен, хлопок, минеральные красители, лечебные снадобья и многое другое. Особенно славились медные изделия: посуда, подносы, подсвечники, астрономические приборы.

Проходили века, ислам был принят в качестве официальной религии страны. И средневековый Азербайджан продолжал вести торговлю и обмениваться культурными ценностями со многими странами. В XIV-XVIII вв. роль городов Азербайджана, расположенных на Великом Шелковом Пути, еще более возросла. Это произошло благодаря развитию торгового пути — Волга-Каспий, освоенного русскими и английскими торговцами. В этот период, например, такие города как Шемаха, Дербент, Баку, Ардебиль, Тебриз, Марага, Гянджа, Нахичевань становятся центрами перевозки, где складывались товары, привезенные из Востока и Европы. Торговцы из России, Европы, Турции, Центральной Азии и Дальнего Востока собирались именно здесь.

Перспективы маршрута Шелкового пути через Азербайджан

При всей кажущейся на первый взгляд инфраструктурной сложности реализации нынешнего маршрута ОПОП через Азербайджан, именно он обладает наибольшим экономическим потенциалом. Безусловно, для этого необходимо будет соединить, как минимум, 7-8 государств, включая Среднюю Азию и Каспийский бассейн, но с точки зрения транзита, обмена товарами и капиталами он очень перспективен.

Китай всегда выступал лидером развивающегося мира, и здесь он сможет вложить гигантские инвестиции в развитие этого проекта. Кстати, двумя китайскими банками уже предложена программа в $23,1 млрд, которые пойдут на логистику, на создание хабов и складских помещений, организацию совместных производств на этом маршруте.

Да, существует более короткий, но более рискованный и самый, пожалуй, политически конфликтный китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), который должен пройти по спорной территории Гилгит-Балтистан в провинции Кашмире. Именно этот момент, замечу, вызвал неприезд индийского премьер-министра Нарендры Моди на форум в Пекин, что осложнило и так непростые китайско-индийские отношения.

В этой связи Каспийский маршрут через Азербайджан представляется одним из самых перспективных в рамках китайской инциативы ОПОП. Отмечу, что Китай заинтересован в транспортных возможностях Азербайджана. Подтверждением этому может служить тот факт, что Пекин призвал Баку участвовать в его инициативе ОПОП. В частности, как заявил посол КНР в Баку Вэй Цзинхуа, Азербайджан является важным государством вдоль Великого Шелкового Пути, а "регион Каспийского моря является узлом и важным торговым коридором между Европой и Азией".

Здесь следует напомнить, что в рамках государственного визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Китай в декабре 2015 года был подписан меморандум о взаимопонимании по совместному поощрению создания экономического пояса Шелкового пути, что еще более укрепило отношения между двумя странами.

Преимущества южного маршрута

Эксперты убеждены, что южный маршрут ОПОП, который будет проходить через Азербайджан, имеет для Китая ряд преимуществ, по всем трем аспектам – оперативности доставки, цене и безопасности.

В этом контексте следует отметить, что странам региона уже удалось образовать консорциумы: Турция – Грузия – Азербайджан – Казахстан, а также Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан, что демонстрирует ход конструктивного диалога по формированию единого тарифа.

Азербайджанская сторона уверена, что если она смогла договориться с четырьмя странами о формировании единого тарифа, то это создает дополнительные преимущества южному маршруту для китайских перевозчиков в рамках ОПОП, которые будут платить один раз и не будут встречать какие-либо препоны на таможнях различных государств или же на таможнях стран, входящих в различные таможенные союзы.

Следует подчеркнуть, что Азербайджан – единственная страна в проекте экономического пояса Шелкового пути, которая не заимствовала у Китая денег на постройку необходимой инфраструктуры.

С учетом того, что в Китае сегодня наблюдаются большая бережливость с финансами, и уже нет той былой расточительности на другие всевозможные проекты на Евразийском континенте, южный маршрут ОПОП через Азербайджан представляется наиболее перспективным во всех отношениях, включая и финансовый.