AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

Эксперт: МТК "Север-Юг" — успешный пример сотрудничества Москвы, Баку и Тегерана

Сергей Александров, обозреватель "Москва-Баку"
01.04.2017 23:49
 

В ходе недавнего визита в Москву президента Ирана Хасана Роухани и его встречи с российским коллегой Владимиром Путиным оба лидера подтвердили намерение продолжать практические шаги по реализации проекта Международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг".

Добавим, что в ходе вышеупомянутого визита Роухани в Москву было заключен контракт на электрификацию железнодорожного участка "Гармсар - Инче Бурун" и поставку российского оборудования и локомотивов, что, конечно, будет способствовать завершению работ по обустройству МТК "Север-Юг".

Отметим также, что президент Роухани уже в аэропорту, покидая Москву, при общении с журналистами среди вопросов, обсуждаемых с Владимиром Путиным, отметил и обсуждение транзита товаров, путем соединения транспортных систем Индии с Европой через территорию Ирана, России и Азербайджана. Безусловно, Роухани имел ввиду МТК "Север—Юг".



Цели и задачи проекта

Здесь уместно напомнить, что транспортный коридор "Север-Юг", имеющий длину более 7 тыс. км, призван соединить Северную Европу с Индией и государствами Персидского залива. Маршрут водного, автомобильного и железнодорожного пути соединит индийский город Мумбаи с иранским портом Бандер-Аббас и далее через Баку, Астрахань, Москву и Санкт-Петербург протянется до северной Европы и Скандинавии.

В ходе реализации проекта будет осуществлено соединение железных дорог Азербайджана, Ирана и России. По разным данным, ориентировочная пропускная способность только железной дороги коридора "Север-Юг" должна составить на первом этапе 4–10 млн тонн грузов, а в дальнейшем вырасти до 15–20 млн тонн грузов в год.

Что касается грузов, то наиболее вероятными "кандидатами" на транспортировку являются сельскохозяйственная продукция из Индии и сырье из Ирана и России.

Идея транспортного коридора "Север-Юг" возникла еще в 1993 году. Однако только 12 сентября 2000 года Россия, Иран и Индия подписали соответствующее соглашение, ратифицированное ими в 2002 году. Позднее к проекту присоединился Азербайджан, который стал его полноправным и активным участником.

По расчетам специалистов, проект "Север-Юг" составит серьезную конкуренцию морскому пути через Суэцкий канал, т.к. существенно ускорит доставку грузов из Европы в Индию (с 40 до 14 дней) и сделает ее дешевле на 30-40%.

Реализация давно задуманной идеи проекта затормозилась в связи с западными санкциями в отношении Ирана. Со снятием санкций с Тегерана в январе 2016 года реализация этого проекта снова стала возможной и приобрела свою актуальность.

Сегодняшняя реальность

Отметим, за последний год заметно активизировались основные участники проекта "Север-Юг" — Россия, Иран и Азербайджан, для которых одинаково выгодна его реализация, существенно повышающая транзитный потенциал этих стран.

Сразу хотелось бы подчеркнуть, что этот проект будет завершен лишь тогда, когда на иранской территории будут достроены все участки железной дороги. Именно на это в настоящее время направлены основные усилия Тегерана, Москвы и Баку.

Не секрет, что железнодорожный транспорт Ирана развит сегодня крайне слабо, и большинство грузовых перевозок в стране осуществляется по автомобильным дорогам. Причем у Тегерана не хватает средств и технологий для развития железнодорожного транспорта. И это в значительной степени тормозит реализацию проекта "Север-Юг", поскольку ключевые и наиболее проблемные участки маршрута пролегают именно по территории Ирана.

В этой связи не случайно, что в марте текущего года стало известно о ряде важных решений в этом направлении. Так, Азербайджан планирует вложить 60 млн евро в развитие железнодорожных объектов в иранской Астаре с целью активизации реализации проекта МТК "Север-Юг". Причем азербайджанская сторона взяла на себя обязательства по покрытию инвестиционных рисков проекта в Астаре.

Говоря о планах соединения железных дорог Ирана и Азербайджана в рамках коридора "Север-Юг" необходимо отметить на необходимость строительства и участка "Решт-Астара" (внутри Ирана), как недостающего звена международного коридора.

Но и здесь есть свои трудности. Земли на данном участке являются высокими по стоимости, и иранское правительство должно выкупить их у владельцев. Деньги на эти цели власти Ирана обещали изыскать, а Азербайджан в свою очередь профинансирует строительство железнодорожного участка стоимостью $500 млн. Как утверждают представители "Иранских железных дорог", строительство участка "Решт-Астара" будет завершено через год — к марту 2018 года.

Далее отметим еще один факт. Совсем недавно, в начале марта, на трехсторонней встрече в Москве специалистов России, Азербайджана и Ирана состоялся обмен мнениями относительно организации грузовых перевозок в рамках МТК "Север-Юг" через территорию Азербайджана, а также развития транзитного потенциала иранского пограничного терминала Астара.

Представители трех государств обсудили пути активизации маршрута для перевозки грузов из России, Азербайджана, Белоруссии, Латвии, Эстонии и Финляндии в страны Персидского залива и Индию, и наоборот.

Основной же целью трехсторонней сессии в Москве было определение льготных железнодорожных тарифных ставок на 2017 год с целью активизации транспортного коридора "Север-Юг" — они были снижены на 50%.

Заинтересованность сторон

Россия заинтересована в развитии транспортного коридора "Север-Юг" и с точки зрения развития экономических связей, и с позиции продвижения своего политического влияния. Надо признать, что в настоящее время торговый оборот с Южной Азией у России невелик и значительно уступает конкурентам в лице Китая, США и ЕС. Однако потенциал для развития экономических связей существует и в значительной степени этому может способствовать полный ввод в эксплуатацию коридора "Север-Юг".

Если собственных товаров для обеспечения экономической окупаемости проекта у России хватать не будет, она готова компенсировать этот недостаток за счет Северной Европы. В эту тактику вполне укладывается и идея продлить маршрут коридора от Санкт-Петербурга до Хельсинки.

Еще одним положительным для России моментом организации транзита грузов из Азии в Европу станет определенная компенсация возможных потерь от создания Китаем в рамках экономической политики "Шелкового пути" новых транспортных коридоров в Средней Азии в обход российской территории, потенциально снижающих доходы Транссиба и БАМа.

Важность транзита коридора "Север-Юг" для России неоспорима, но в долгосрочной перспективе главный для России вызов — это восстановление собственного несырьевого экспортного потенциала, способного обеспечить загрузку транспортных мощностей в направлении Южной Азии, поскольку без устойчивых экономических связей рассчитывать на политическое и военное влияние в этом стратегически важном регионе невозможно.

Руководство Ирана в будущем видит свою страну в роли важного мирового транспортного моста, который позволит соединить Южную Азию и Северную Европу. Превращение страны в главного транзитера региона сулит значительные экономические и политические выгоды.

В экономическом аспекте развитие транспортного коридора решает несколько крайне важных задач национальной экономики. Обустройство маршрута привлечет иностранные инвестиции. Помимо транзита грузов у иностранных партнеров может появиться интерес к размещению собственных производств в Иране с целью удешевления товаров и снижения транспортных расходов.

Развитие транспортной инфраструктуры стимулирует развитие регионов, по территории которых будет проходить маршрут, в частности — одной из самых слаборазвитых провинций Систан и Белуджистан.

Платежи за транзит обеспечат дополнительные финансовые поступления в бюджет.

Но и с политической точки зрения Иран получает достаточно преимуществ. Крепкая связь с Россией и Индией дает определенную гарантию устойчивости в случае повторения санкций Запада.

К тому же Иран получает порт за пределами Персидского залива, а угроза перекрыть узкое горлышко Ормузского пролива даст возможность при необходимости диктовать свои условия оппонентам из числа арабских государств и их союзников.

Азербайджан давно декларировал свою заинтересованность в проекте "Север-Юг", однако до недавнего времени значимых шагов в этом направлении не предпринимал. Сегодня же Баку — уже стал полноправным участником проекта. И на то есть свои причины.

В первую очередь экономические. Не секрет, что резкое падение цен на нефть в последние года нанесло достаточно серьезный удар по экономике страны, поскольку доля нефти в экспорте Азербайджана составляет почти 80%. А это, естественно, привело к сокращению выручки от экспорта "черного золота".

Вмешались и внешнеполитические факторы. В частности, из-за вмешательства Запада во внутренние дела Азербайджана, связанные с необоснованной критикой властей в области прав человека, Баку несколько пересмотрел свои отношения с рядом западных государств и организаций. Причем все это происходило на фоне улучшения отношений с Россией и Ираном.

С началом же функционирования коридора "Север-Юг" Азербайджан имеет реальную возможность стать крупным транспортным и логистическим хабом.

Думается, в этих условиях Баку посчитал, что развитие этого проекта будет сулить ему как экономические, так и политические преференции.

Правительство Индии стремится расширить возможности внешней торговли, и в этом смысле организация более короткого транспортного коридора в Европу оказывается как нельзя кстати. Примерно пятая часть экспорта индийских товаров, а это более $60 млрд, приходится на страны Европы и Средней Азии. В свою очередь эти регионы поставляют в Индию товаров и услуг на $80 млрд, что составляет почти 18% всего индийского импорта.

Кроме того, маршрут "Север-Юг" дает возможность индийцам проникнуть на рынки стран Центральной Азии, которые не имеют выхода к открытому морю.

Но кроме как для получения экономической выгоды, Индии использует этот коридор и как средство усиления собственного политического веса в азиатском регионе, а также противодействия своим основным геополитическим противникам: Пакистану и Китаю.

Противники проекта


Не следует полагать, что все так гладко в плане реализации МТК "Север-Юг". Внешние игроки, действующие в Закавказье, в первую очередь в лице западных стран, пытаются всячески воспрепятствовать реализации транспортного коридора "Север-Юг" и стараются при удобном случае вставлять ему "палки в колеса". В частности, они вынашивают планы построения аналогичного маршрута через Грузию в направлении Турции и портов западного побережья Черного моря: Одессу, Констанцу, Варну.

Причем если ранее основным противником коридора "Север-Юг" был Лондон, традиционно считающий Закавказье, Средний Восток и Южную Азию зоной своего влияния, то сейчас к нему присоединился Вашингтон, который поддерживает идею Великобритании по вовлечению Тегерана в альтернативный грузино-турецкий маршрут.

Необходимо подчеркнуть, что намерение нынешней администрации США вновь "загнать Иран в угол", никак не повлияет, на наш взгляд, на реализацию коридора "Север-Юг", поскольку в него вовлечено порядка 15 стран.

Роль Москвы, Баку и Тегерана

Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на то, что в проекте "Север-Юг" участвуют почти полтора десятка стран, особая роль в нем принадлежит все же России, Азербайджану и Ирану.

Москва, Баку и Тегеран серьезно намерены утвердиться в качестве региональных узлов между Азией и Европой. И проект "Север-Юг" позволит им в полной мере утвердиться в этом качестве. А политическая поддержка данного проекта имеет решающее значение для реализации его экономического потенциала.

Достаточно сказать, что в августе прошлого года во время встречи в Баку президентов Азербайджана, России и Ирана Ильхама Алиева, Владимира Путина и Хасана Роухани лидеры трех государств обсуждали помимо всего прочего и масштабный проект "Север-Юг" и согласовали основные меры по его реализации.

Свою оценку коридору "Север-Юг" дал президент Владимир Путин, который заявил, что "данный проект направлен на создание оптимальных возможностей для перемещения транзитных грузов из Индии, Ирана, стран Персидского залива на территорию Азербайджана, Российской Федерации и далее в Северную и Западную Европу".

В свою очередь в ходе недавнего визита в Тегеран в начале марта с.г. президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что реализуемый транспортный коридор "Север-Юг" является историческим событием, поскольку "данный проект вносит существенный вклад в вопросы регионального сотрудничества".

Так что успешной реализации МТК "Север-Юг", судя по всему, быть.

И здесь необходимо отметить, что уже сейчас лидеры со всей Азии конкурируют друг с другом, чтобы использовать этот новый транспортный коридор, соединяющий Юго-Восточную Азию с Европой.