AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль: Азербайджан и Россия могут находить новые варианты сотрудничества

Президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль: Азербайджан и Россия могут находить новые варианты сотрудничества

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
04.10.2022 19:00

/upload/iblock/3b3/3b3c98eb8860fba5ffea55d85ae5cf44.jpeg

1 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в Cофии в запуске интерконнектора Греция – Болгария, по которому азербайджанский газ будет поступать, соответственно, в две эти европейские страны.

Новый газовый интерконнектор подключен к Трансдриатическому газопроводу TAP и будет поставлять газ из азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2». Мощность интерконнектора - 3 млрд кубометров в год, но его можно увеличить до 5 млрд кубометров за счет более мощных газовых компрессоров, в чем очень заинтересована и Румыния.

В июле Азербайджан и Евросоюз подписали в Баку Меморандум о стратегическом энергетическом партнерстве. На фоне международной ситуации и конфликта Запада и России западные страны расширяют сотрудничество с Азербайджаном по газовому вопросу.

На церемонии запуска интерконнектора Греция-Болгария президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что до 2027 года Баку готов в два раза увеличить поставки своего «голубого топлива» в европейские страны.

«Мы уже приступили к консультациям с нашими партнерами в связи с расширением TАNAP с 16 миллиардов до 32 миллиардов, а TAР – с 10 миллиардов до 20 миллиардов кубометров, так как без этого будет сложно обеспечить дополнительную поставку», - заявил Алиев.

Ранее президент Алиев констатировал, что подтвержденные запасы природного газа в Азербайджане составляют 2,6 трлн куб. м. Такого объема достаточно как для внутреннего потребления, так и для экспорта, по меньшей мере на 100 лет", - отметил президент.

В настоящее время покупателями азербайджанского газа являются Турция, Грузия, Греция, Болгария, Албания и Италия.

О месте Азербайджана на сегодняшней энергетической карте Европы в условиях конфликта между Россией и Западом, а также перспективах российско-азербайджанского энергетического сотрудничества в интервью «Москва-Баку» рассказал президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

- Геннадий Иосифович, какое место на международном энергетическом рынке занимает Азербайджан, тем более в условиях конфликта России и Запада? ЕС в этой связи уделяет азербайджанскому «голубому топливу» особое внимание… Как мы видим, даже подписан меморандум. Что это значит?

- Российскую и азербайджанскую нефтяную промышленность связывают давние тесные связи. Первая российская нефть появилась именно в Азербайджане. Первая серьезная добыча началась в Баку благодаря братьям Нобель. Баку стал символом нефтяной промышленности. После этого была разведка в Западной Сибири. В советское время Азербайджан был местом сосредоточения промышленного нефтяного производства, специалисты-нефтепромышленники оканчивали азербайджанские вузы.

Фарман Салманов – азербайджанец-первооткрыватель всех наших или по крайней мере многих западносибирских месторождений нефти и газа. Всю свою сознательную жизнь он проработал в Западной Сибири. Вагит Алекперов – сегодня один из ведущих российских нефтяников.

Азербайджан всегда был и есть влиятельным игроком на нефтегазовом рынке. «Контракт века» открыл для страны возможность взаимодействия с ведущими мировыми игроками, дал возможность для развития и получения статуса одного из ведущих государств региона.

У Азербайджана большие нефтегазовые запасы. Вместе с тем впереди предстоит большая деятельность для разработки месторождений, добычи.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев прав, когда неоднократно подчеркивает, что Азербайджанская Республики и Россия не являются конкурентами на международном рынке по поставкам газа. Дело в несравнимо разных объемах поставок. Значение азербайджанских поставок газа в Европу в сегодняшних реалиях конфликта России и Запада нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать. Конечно, Азербайджан имеет большое значение для Европы с точки зрения нефтегазового партнера, особенно в Южнокавказском регионе, но в целом он стоит в ряду тех стран, которые сегодня вкупе могут помочь ЕС пережить хотя бы отчасти зиму, но в глобальном плане и кардинально серьезно помочь западным странам не сможет. По всей видимости, ситуация все равно сведется к тому, что Европа будет снова просить газ у России, как бы она не делала сейчас вид, что пытается от него отказаться по политическим мотивам.

В частности, мы уже видим, как некоторые страны ЕС прямо говорят о невозможности отказаться от российского газа, в частности, это Венгрия.

Сейчас интерес к азербайджанскому газу в мире растет. Потому что даже те страны, которые хотели бы получать российский газ, столкнулись с проблемами в связи с введенными в отношении России санкциями. В частности, это Сербия, которая на регулярной основе говорит о своем интересе к азербайджанскому «голубому топливу». Это Румыния и многие другие. Азербайджан отдельным европейским странам отчасти может помочь своим газом. Азербайджанский газ сможет, например, решить проблему энергообеспечения Балкан. 

Да, если Азербайджан, как и анонсировал Ильхам Алиев, до 2027 года увеличит в 2 раза поставки газа в Европу, это снова же поможет европейским государствам. Но опять же – глобально это ситуацию не изменит. 

Кроме того, для реализации проекта увеличения TANAP, со стороны ЕС, как и отмечал Ильхам Алиев, нужна практическая работа и обеспечение финансовых ресурсов для этого со стороны ЕС. В любом случае, убежден, что роль Азербайджана в стабилизации нефтяного рынка достаточно велика.

- Россия и Азербайджан в текущих условиях могут выйти на какие-то варианты взаимовыгодного использования ситуации?

- В России заинтересованы, чтобы позиции азербайджанских нефтяников были крепкими, какие-то вопросы с внешними партнерами мы можем решать через сотрудничество с Азербайджаном. Наши нефтепроводы находятся в прямой близости. Нефтепровод Баку-Тихорецк можно использовать в качестве реверса. Российскую нефть отправлять через Азербайджан на мировой рынок, европейский. Вариантов взаимодействия, в той или иной степени выгодных, много.

Для расширения TANAP Азербайджан может сотрудничать с российскими и турецкими компаниями, которые производят трубы. В России прекрасно налажено производство, так и в Турции.

- Мы видим, что в последние годы Азербайджан в вопросе энергетики вышел за рамки статуса нефтегазовой страны и начал заниматься тем, чего от него, благодаря его климату, природным ресурсам, наверное, многие ждали – альтернативной энергетикой…

- Действительно, сейчас в этом направлении, для развития альтернативной энергетики на своих территориях сотрудничествует с ближневосточными странами. Развивает альтернативную энергетику в Карабахе. Вместе с тем, я не очень верю в это довольно экзотическое направление. На мой взгляд, ему не хватает стабильности. В Европе стали развивать альтернативную энергетику и к чему они пришли? К кризису. Да, в отдельных случаях ее можно использовать, но нужно учитывать, что, во-первых, такая энергия дороже традиционной, во-вторых, как я и сказал, она нестабильна. Лишком много факторов, которые могут повлиять на то, чтобы все это перестало работать внезапно. Поэтому полностью альтернативной энергией заменить традиционную я не считаю возможным. Но то, что Азербайджан выходить на новые уровни, прибегает к новым подходам, если он получает от этого выгоду, хорошо. Как мы увидели за десятилетиями, власти Азербайджана смогли использовать финансовые ресурсы, полученные от углеводородов, для развития страны, его благополучия.