AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Российский эксперт: Азербайджан выступает как ответственный участник переговоров ОПЕК+

Российский эксперт: Азербайджан выступает как ответственный участник переговоров ОПЕК+

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
15.04.2020 11:25
/upload/iblock/c01/c011522f4060339adf0db9633a19850a.png

Страны-экспортеры нефти из ОПЕК+ вечером в воскресенье приняли наконец историческое решение – они заключили новую сделку о сокращении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки. В воскресенье состоялся уже второй раунд переговоров, поскольку первый, начатый еще в четверг 9 апреля закончился неудачей, – Мексика отказалась сокращать добычу также сильно, как все остальные. Все остальные страны были готовы урезать общую добычу в общей сумме до 10 млн «бочек» в сутки. Из-за упрямства Мексики теперь общая сумма оказалась чуть ниже – 9,7 млн баррелей. Но в любом случае, как считают аналитики, это крупнейшее сокращение за всю историю существования группы ОПЕК.

О том, насколько это решение сможет оздоровить ситуацию в мировой экономике, страдающей от пандемии коронавируса, в интервью порталу «Москва–Баку» рассказывает заместитель генерального директора российского Института национальной энергетики Александр Фролов.

– Александр Сергеевич, насколько подорожает теперь нефть?

– Цены могут вырасти до 40 долларов за «бочку», однако потом возможны новые непредсказуемые скачки цен. Эти скачки зависят от роста спроса в Китае, который начал восстанавливаться, и от динамики дальнейшего снижения спроса в США и Европе. В любом случае, на тот уровень, который был до пандемии, цены не вернутся.

– Азербайджан заявил, что в рамках сделки берет на себя свою часть обязательств. Если в октябре 2018 года добыча нефти составила 718 тысяч баррелей сырой нефти в сутки, то теперь Баку сократит добычу на 164 тысячи баррелей с этого уровня. Как бы вы оценили это решение?

– Это порядка 20%, то есть это общее сокращение. Сейчас страны ОПЕК+ планируют сократить общую добычу процентов на двадцать, и эти проценты, выраженные в двадцати миллионах баррелей, раскидывают на всех участников соглашения. Россия тоже сокращает на те же 20%.

Только Мексика не хотела снижать добычу и попросила это сделать за нее американцев, а Америка вроде бы как внезапно соглашается. Все это выглядит очень странно, я до сих пор не понимаю подоплеки этих действий. А Азербайджан выступает как ответственный участник переговоров, он берет на себя обязательства в равной степени с остальными участниками. Правильное решение. Пусть оно и вызовет в ближайшее время экономические и технические трудности, но в среднесрочной перспективе такие действия Баку дадут положительный результат, потому что помогут общим усилиям по преодолению кризиса.

– Почему считается, что быстро снижать добычу – это технически сложно?


– Необходимо глушить скважины, а это небыстрый процесс. Нужно сперва проводить подробную оценку состояния скважинного фонда на каждом отдельном месторождении, чтобы с наибольшей достоверностью оценить последствия глушения этих скважин. А у нас качество запасов сильно отличается от месторождения к месторождению.

Само глушение – тоже непростое мероприятие, надо выполнить требования экологической безопасности. Кроме того, надо соблюсти требования, связанные с тем, чтобы потом было легче восстанавливать добычу на этих скважинах.

Глушение скважин создает риск того, что потом, при восстановлении производительность этих скважин будет уже не такой высокой. Эти действия нарушают все планы по разработке месторождений, ухудшают качество запасов. В целом, это плохо и для каждой нефтегазовой компании, и всей отрасли в целом.

Но в данной ситуации это необходимо. Цель соглашения стран ОПЕК+ – избавиться от излишков. Излишки накоплены большие, ведь добывается 100 млн. баррелей в сутки, а потребляется только 90. За месяц накапливается колоссальный объем, за два месяца заканчивается место, куда их можно складывать. Лучше сейчас договориться, чем потом всем нам сидеть со всем этим и не знать, что делать.

– Министр энергетики России Александр Новак выразил надежду на то, что российским нефтяникам не придется глушить скважины.

– Я понимаю желание Александр Новака. Но как этого добиться? В России нет свободных хранилищ нефти, ее негде хранить. Сейчас и фрахт подорожал, потому что почти все танкеры заполнены – их используют в качестве нефтехранилищ.

В качестве фантастики можно себе представить, что нефть продолжают добывать и тут же обратно закачивают в пласт вместе с водой. Но это была бы тоже необычная операция.