AZN = 42.48 RUB
USD = 72.17 RUB
EUR = 81.47 RUB
Новости дня

Армении придется решать нагорно-карабахский конфликт, все остальное - против международной позиции. Эксперты

Армении придется решать нагорно-карабахский конфликт, все остальное - против международной позиции. Эксперты

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
08.05.2020 11:46

/upload/iblock/574/57418fb70f9fd8ff094ce499fc328092.png

Вопрос поэтапного плана нагорно-карабахского урегулирования остается в центре внимания. Сегодня в Администрации президента Азербайджана заявили, что поэтапный формат разрешения конфликта признан сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а попытки Армении опровергнуть его наличие, а также деструктивная риторика ставят Ереваном под сомнение сам переговорный процесс при посредничестве сопредседателей и формат. Кроме того, официальный Баку напомнил, что территориальную целостность Азербайджана и его суверенитет признает и поддерживает все международное сообщество и это еще раз подтвердила мировая реакция на так называемые «выборы» в самопровозглашенном Нагорном Карабахе - на оккупированных территориях Азербайджана. Также в Администрации президента Азербайджана прокомментировали попытки Армении изменить формат переговоров, пытаясь представить Нагорный Карабах в качестве стороны конфликта, каковой он не является. «Со стороны Армении вновь звучат противоречивые и опровергающие друг друга идеи. Как мы уже отмечали, позиция Азербайджана в отношении урегулирования конфликта однозначна, решительна и последовательна. Политическое руководство Армении выступало с претензиями об участии незаконного режима в переговорах, и будто бы о смене формата переговоров. Формат переговоров не может быть изменен, и будучи государством, оккупировавшим часть территорий Азербайджана, Армения является стороной конфликта, несущей политико-правовую ответственность. В результате Армения была вынуждена продолжить участие в переговорах в существующем формате», - заявил официальный Баку и подчеркнул, что Азербайджанская Республика на основании Устава ООН и Конституции Азербайджана оставляет за собой право на обеспечение своей территориальной целостности и суверенитета в любое время и ответственность за это полностью ложится на Армению.

Напомним, что в Ереване после заявления главы МИД России Сергея Лаврова о наличии плана по поэтапному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в который входит и передача Азербайджану районов вокруг Нагорного Карабаха, стал данный тезис активно опровергать и указывать на то, что поэтапное урегулирование Ереван сейчас не обсуждает и вообще ставит в центр внимания вопрос безопасности армян Нагорного Карабаха, пытаясь обвинить Азербайджан в том, что он якобы является угрозой безопасности.

Ситуацию комментируют российские политологи.

mixaaaa.jpgПолитолог Евгений Михайлов считает, что в своей точке зрения официальный Баку абсолютно прав и его заявления совершенно отвечают позиции международного сообщества. Вместе с тем, по мнению эксперта, Армении стоило бы трезвее подходить к ситуации, ведь даже Россия дала понять, что ее не устраивает армянская позиция блокирования переговоров по карабахскому урегулированию.

«Сегодня прежде всего заявления Армении не укладываются в общую стратегию налаживания региональной безопасности. На это обращает внимание Россия. Ведь Москва просто так не высказывает свое мнение по поводу нагорно-карабахского конфликта. Если уже Россия стала говорить, что ребята, пора выполнять договоренности по возврату, как минимум, районов так называемой буферной зоны, то значит все серьезно. Кроме того, данный посыл Москвы – это и выражение уверенности, что так называемой угрозы безопасности для армян Карабаха при возвращении Азербайджану оккупированных районов просто не существует. Тем более это регулярно подтверждает и сам президент Азербайджана, который абсолютно отвечает за свои слова.

Армения находится в военном конфликте с Азербайджаном. И что еще в этой ситуации может говорить противоположная сторона в отношении своего соперника, если она не желает разрешения конфликта, кроме как гадости и обвинять ее. Заявления армянских официальных лиц относительно того, что якобы именно Азербайджан – агрессор, что он является «угрозой региональной безопасности» (почему-то вот только другие так не считают) – это полная пропаганда. Пропаганда для населения, для усиления образа врага. Здесь работает логика, что на фоне непростой ситуации внутри страны если бы внешнего врага даже бы и не было, его стоило бы придумать и распиарить его "страшный" образ, чем и занимается Ереван. Также это попытка пропаганды и для международного сообщества. Ведь найдутся те, кто поверит. Но я скажу, что факты абсолютно опровергают заявления официального Еревана: Азербайджан – абсолютно миролюбивое государство. Здесь скорее в очередной раз вскрывается обратное: Армения выступает «волком в овечьей» шкуре. Пытается прибедняться и говорить, что якобы Азербайджан во всем виноват. Но не Азербайджан оккупировал чужие территории. Не Азербайджан провел массовые этнические чистки мирных жителей и не Азербайджан превратил миллион мирных жителей в беженцев и вынужденных переселенцев. Поэтому пропагандистские заявления Армении – это абсолютно вымышленные заявления без доказательной базы, напротив, разоблачающие прежде всего саму Армению. И думающий человек в любой точке мира при элементарном анализе исторических событий и действий руководства Армении поймет это и докажет.

История показывает, что азербайджанцев выселяли из Армянской ССР. Что армянские сепаратисты добивались того, чтобы разными путями убрать азербайджанцев из Карабаха и прибегали к жесточайшим насильственным действиям. Эти действия осуществлялись под попустительством руководства Советского Союза, не принимавшего сигналы от спецслужб о необходимости пресечения таких попыток. На происходящее просто закрывали глаза. В Карабахе азербайджанцев убивали. Причем зверским образом. И тем, кто оставался жив, ничего не оставалось, как бежать. Мирные жители вынуждены были покинуть свои родные места под угрозой уничтожения. Историю с Ходжалы просто невозможно опровергнуть, невозможно опровергнуть резню над азербайджанцами, они зафиксированы документально. И на этом фоне говорить о том, что азербайджанцы в чем-то виноваты, что Азербайджан является угрозой, говорить стране-оккупанту как минимум странно, надо прежде всего посмотреть на себя – что вы натворили. Что вы, договорившись с определенными силами, смогли сделать в момент развала Советского Союза. Что вы воспользовались этой ситуацией. А есть и сведения, что и напрямую подтолкнули сепаратистскими событиями Союз к развалу.

Безусловно, ранее озвученный Москвой тезис о том, что поэтапное урегулирование по сути является единственным возможным вариантом разрешения нагорно-карабахского конфликта, это тезис, с которым солидарно и международное сообщество. И Армении все равно придется решать этот вопрос. И не может же она постоянно находиться по ту сторону баррикад с мировым сообществом. Кроме того, 4 резолюции Совбеза ООН подтверждают факт оккупации Арменией районов Азербайджана. Поэтому заявленный тезис официального Баку относительно того, что Азербайджан может в любой момент вернуть свои территории, не терпит опровержений.

Мы видим, что Армения всеми способами пытается затянуть переговоры. Это отражается и не только в факте регулярных противоречивых заявлений – когда Ереван говорит, что мы вот видите ли не можем вести переговоры от имени Нагорного Карабаха, но известно же, что Карабах не признается стороной нагорно-карабахского конфликта. Непризнание Карабаха еще раз доказала и однозначная реакция международного сообщества на "выборы". При этом Ереван берет и садится за стол переговоров. Противоречие.

Здесь остро встает еще один вопрос. Со стороны официальных лиц Армении все больше в той или иной форме звучат антироссийские заявления. Пашинян заявил, что в Армении будет выстраиваться совершенно новая политика, что Армения более не намерена мириться со статусом "третьесортной страны", что им надоело быть зависимыми от других стран, по всей видимости, намекая на Россию. Политики в Армении все чаще говорят, что надо больше брать у России, вместе с тем проговаривая, что якобы Москва ничего хорошего им не дала. В отношении России со стороны Армении мы наблюдаем определенно шовинистические настроения. И Москва все это видит, за всем этим наблюдает и берет в расчет. Поэтому сейчас Россия готова предпринимать меры с целью выполнения Арменией договоренностей. Россия по сути призывает не затягивать более переговорный процесс по возврату территории и далее вести разговор. И Армении нужно этой линии придерживаться. Все эти так называемые опасения, что после возврата районов Азербайджан пойдет дальше, ничего не стоят. Никто не пойдет дальше, вы верните районы. И это уже будет поводом для дальнейших переговоров для урегулирования ситуации. Азербайджан всегда, в отличие от Армении, ответственно соблюдает договоренности. Если Ереван не хочет выполнять договоренности, значит он играет с врагами прежде всего России, российских интересов».

Дмитрий-Солонников-фото-с-сайта-polit.pro_.jpgДиректор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает ситуацию вокруг нагорно-карабахского урегулирования сложной. «С одной стороны, руководству Армении трудно сдвигаться с непоколебимой позиции, что вот мы ничего менять не будем и все останется как есть. С другой стороны, говорить о том, что сейчас в нынешних условиях пандемии возможны движения в сторону урегулирования конфликта сложно. Потому что по видеосвязи серьезные вопросы не решаются. В этой связи полагаю, что конструктивность в процессе урегулирования конфликта на период пандемии может быть заморожена.

То, что заявил Сергей Лавров относительно поэтапности урегулирования в принципе было известно и ранее. Но здесь важно то, что, увы, в данном заявлении мы не видим конкретики, свидетельствующей о реальном решении проблемы: ни в какие сроки должен быть осуществлен вывод войск, ни как в целом процесс технически должен проходить. Но Лавров действительно говорит о тех вещах, которые обсуждались и являются реальной основой для выхода из кризиса», - говорит Солонников.

При этом эксперт указывает: многие говорят о том, что Серж Саргсян в 2016 году был готов к передаче территорий вокруг Карабаха Азербайджану. «Но то же самое бы ранее слышали и в отношении Демирчяна".

Солонников считает, что Пашиняну сейчас в принципе не до разрешения нагорно-карабахского конфликта, но конфликт, как и всегда это было в армянской политике, может стать своего рода прикрытием. "Мне кажется, что сейчас Пашиняна больше волнуют внутренние проблемы Армении, чем карабахский вопрос. Сам же карабахский конфликт здесь как всегда выступает скорее прикрытием. Перед премьер-министром Армении сейчас остро встает вопрос, что на фоне пандемии делать с экономикой страны, которая уже сейчас находится в непростой ситуации. В Кавказском регионе Армения в связи с ударом коронавируса - в самой тяжелой ситуации. К тому же, Пашинян уже давно обещал решить ряд вопросов по улучшению уровня жизни. И если эти вопросы решить не получится, то надо будет искать виноватых. Потому что в очередной раз все сбросить на прежнюю власть не получится. Или отчасти. И здесь сыграет карабахский козырь. Допустим, Пашинян скажет, что, ой, с экономикой не получилось, но какие мы молодцы, не дали Сержу Саргсяну реализовать его замыслы по сдаче Карабаха. То есть карабахская карта продолжает оставаться разменной. Для Пашиняна сейчас острейшим образом встает проблема сохранения власти. И карабахский конфликт здесь может сыграть свою роль", - говорит эксперт. 

Комментируя вопрос регулярного концентрирования внимания Арменией на вопросе безопасности армян Карабаха, политолог уверен, что в рамках урегулирования он в любом случае будет обсуждаться, вместе с тем ставить его во главу угла или делать вид, что он нерешаем, не стоит. "Армения ставит вопрос безопасности живущих в Карабахе армян центральным в карабахском урегулировании. Да, этот вопрос важен, но здесь с одной стороны, стоит отметить, что Азербайджан заявляет о готовности обеспечить безопасность армян Карабаха, с другой стороны, вопрос безопасности все равно будет рассматриваться в процессе урегулирования, от этого никуда не деться. Но данный аспект не тупиковый, а вполне решаемый. Он может быть урегулирован с помощью контроля наблюдателей, специалистов из третьих.

Сергей Лавров заявил о поэтапном урегулировании конфликта, но сделал это довольно аккуратно. Москва достаточно последовательно настаивает на том, чтобы переговоры были содержательные, что для них важна основа. То есть, что важно говорить не просто о факте этих переговоров для СМИ и факте приятного времяпрепровождения, но иметь конструктив.

Вместе с тем, создается впечатление, что с одной стороны, армянской стороне важно показывать факт ведения переговоров без попытки продвинуться в решении вопроса в реальное русло. С другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что армянскому руководству тяжело признавать перед своими избирателями необходимость сдвинуть свою позицию, необходимость реальных действий по пути разрешения карабахского конфликта, поэтому оно будет до последнего делать вид, что в карабахском процессе ничего не происходит. В представлении официального Еревана армянскому обществу нужно дать возможность привыкнуть к мысли, что карабахский конфликт должен быть решен и может быть решен только одним путем – за счет поэтапности. Это сначала освобождение пяти районов, находящихся вокруг Нагорного Карабаха, ввод международных миротворцев и т.д. Взять и урегулировать конфликт Ереван, судя по всему, увы, пока не готов, но настанет время, когда конфликт придется решать»