Ситуация вышла из-под контроля и это напряженка длилась много лет. Не думаю, что это произошло с каким-то вмешательство извне. Многократно возникали мелкие стычки и в конечном итоге все вылилось в конфликт. Об этом сказал Путин на пресс-конференции.
"Позиция России без кровопролития прийти к договорённостям, так была выстроена наша позиция в минской группе где сопредседателями являются Россия США и Франция. Мы на протяжении многих лет придерживались позиции что Азербайджану должны быть возвращены семь удерживаемых районов вокруг Нагорного Карабаха. Сам статус Нагорного Карабаха должен остаться неизменным. То есть должен быть зафиксирован статус «кво» в Нагорном Карабахе, но при обязательном создании возможности общения между Нагорным Карабахом и Арменией. Для чего предполагалось создать Лачинский коридор, коридор связи между Арменией и Нагорным Карабахом".
Нагорный Карабах с позиций международного права является частью Азербайджана, считает Путин.
Главным результатом договоренностей преззидент назвал сохранение жизней людей, остальное второстепенно. Нарушение режима прекращения огня в регионе было единичным полагает российский лидер.
"Позиция Турции основано на том что Турция защищала, как они считают, правое дело Азербайджана, а именно возврат территорий, которые были оккупированы в ходе в боестолкновениях в 90-х годах.
И с международно правовой точки зрения, я уже об этом говорил, все эти территории являются неотъемлемой частью Азербайджанской республики.
Сама Армения независимость Нагорного Карабаха не признала и имея ввиду это обстоятельство Нагорный Карабах с международной точки зрения это Азербайджан.
Но ситуация сложнее чем просто нормативные постулаты, в том числе и международно правовые. Корни в этническом конфликте, который начался в Сумгаите, потом перекинулись в Нагорный Карабах. Здесь у каждой стороны своя правда и армяне Нагорного Карабаха в свое время взялись за оружие чтоб защитить свои жизнь и достоинство. И сложилась ситуация которая возникла на момент обострения в этом году.
Но мы договорились в рамках трёхстороннего заявления что боевые действия прекращаются. И вот здесь очень важная вещь, мы договорились о том, что стороны останавливаются на тех позициях где их застало подписание нашего соглашения.
В этой связи возникает много технических вопросов которые связаны с инфраструктурой и для азербайджанской и для армянской стороны. Но с этим нужно разбираться спокойно в ходе переговорного процесса. Потому что это трёхстороннее заявление дает для этого все основания и все возможности. Так как там заявлено о том, что после достижения перемирия следующим этапом должна быть полная нормализация отношений в регионе с раскрытием экономического и инфраструктурного потенциала. В том числе это касается автомобильного, железнодорожного сообщения и так далее."
Президент прокомментировал недавнее нарушение прекращения огня.
"Вспышки прекращения огня были, но только однажды и надеюсь так единичным этот случай и останется. Надо всем сторонам сесть за стол переговоров, при нашем посредничестве, при посредничестве Минской группы это не важно, главное, чтоб процесс начался и был положительно завершен.
Мы очень рассчитываем на то, что и международные посредники перейдут наконец от слов к делу и начнут фактически помогать людям, которые нуждаются в помощи. Это прежде всего возвращающиеся в Нагорный Карабах беженцы. Рассчитываем, что не только Россия это будет делать, посылая туда гуманитарные конвои, но и международные организации наконец развернуться. ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, продовольственная организация ООН, и в двухстороннем плане те, кто хотят поддержать людей в зоне конфликта откликнуться. Мы со своей стороны готовы продолжать эту работу.
Что касается увеличения количество наших миротворцев, то это возможно, но только по договоренности со всеми сторонами, в том числе с азербайджанской стороной. Поточу что мы изначально обговорили количество наших миротворцев, это количество согласовано. Это вопрос чисто технического характера. Если все придут к выводу что нужно увеличить число миротворцев, мы это сделаем. Если нет, тогда делать не будем.
Но там дело не только в миротворцах, там дело и в работе наших служб МЧС, и пограничной службы ФСБ России",- сказал Владимир Путин.