AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB
Новости дня

A
События недели с Владимиром Сухим: От Армении требуется вывести свои войска из Нагорного Карабаха

События недели с Владимиром Сухим: От Армении требуется вывести свои войска из Нагорного Карабаха

20.06.2017 01:39


Профессор МГИМО, тележурналист, политический обозреватель портала "Москва-Баку" Владимир Сухой комментирует самые значимые события, произошедшие в России и Азербайджане, за последнюю неделю

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в среду ознакомился с работами, проведенными в освобожденном от оккупации и восстановленном селе Джоджуг Марджанлы.

Село Джоджуг Марджанлы Джабраильского района было освобождено в 1994 году в ходе Горадизской операции под руководством Гейдара Алиева. Однако ВС Армении постоянно обстреливали эту территорию, в результате чего проживать там было опасно. В апреле 2016 года ВС страны освободили высоту Леле тепе, расположенную напротив села. Только после этого появилась возможность для безопасного проживания мирного населения в селе.

Для продолжения восстановительных работ в селе, а также строительства 100 жилых домов, детского сада, медпункта, других необходимых социальных и инфраструктурных объектов из резервного фонда Президента было выделено 9 миллионов манатов.

Визит Ильхама Алиева в село начался с открытия новой сельской дороги. Общая протяженность дороги составляет девять километров, ширина – 12 метров.

Если я умру, то умру здесь…


После этого Ильхам Алиев обошел территорию села и посетил вновь построенную мечеть, которая является точной копией мечети в городе Шуша. Мечеть, аналогичная Шушинской мечети, была построена в селе согласно поручению президента. Дело в том, что мечеть в городе Шуша в Нагорном Карабахе была разрушена в результате нагорно-карабахского армяно-азербайджанского конфликта.

Глава государства, ознакомившийся с созданными в мечети условиями, был проинформирован о том, что высота минаретов мечети, построенной на территории площадью 50 соток, составляет 26 метров.

Затем глава государства ознакомился с новой школой на 96 ученических мест. Президент встретился в школе с группой курсантов военных школ.

Во время дальнейшего ознакомления с работами, проведенными в рамках восстановления села Джоджуг Марджанлы, Ильхам Алиев посетил дом жителя села Огтая Хазиева. Президент побеседовал с членами семьи Огтая Хазиева.

Накануне Ильхам Алиев подписал распоряжение о награждении Огтая Абиль оглу Хазиева орденом «Труда» первой степени. Гражданин награжден орденом, как сказано в указе президента, «за продемонстрированный в результате глубокой привязанности к родным землям личный пример в повышении патриотических чувств людей».

Интересна история самого Огтая Газиева. Еще до освобождения высоты Леле-тепе он продолжал жить в селе, несмотря на всю опасность и дождь из армянских пуль. Он и его семья никогда не покидали свое жилье. Он построил свой дом вблизи линии соприкосновения, и уже более 23 лет живет в нем. Выпущенные окупантами снаряды превратили забор дома в решето. Несмотря на это, Огтай создал свое личное хозяйство, занимается птицеводством, животноводством и возделывает землю. «Если я умру, то умру здесь…», - говорит житель села Джоджуг Мерджанлы Огтай Газиев.

Настанет тот день...

«Настанет день, когда наш флаг будет развеваться и в Шуше», - заявил Ильхам Алиев во время встречи с Огтаем Хазиевым и членами его семьи.

Глава государства сказал, что Джоджуг Марджанлы было освобождено в результате успешной контратаки азербайджанской армии в апреле прошлого года. Была освобождена часть территорий трех районов. На этих землях вновь был поднят флаг Азербайджана. Теперь в это село возвращается новая жизнь, возвращаются переселенцы. Они более 20 лет мечтали вернуться на родную землю, к родным очагам. Сотни молодых людей даже никогда не видели Джоджуг Марджанлы. Но они мечтали вернуться сюда. Этот день настал. Президент сообщил, что сегодня Джоджуг Марджанлы восстанавливается, построена мечеть по образцу Шушинской мечети, на новом этапе дополнительно будет построено 100 домов.

Если бы в первые годы независимости во главе государства был Гейдар Алиев, сказал президент, никаких проблем не было бы. Армяне попытались захватить и Нахчыван. Однако под руководством Гейдара Алиева в Нахчыване были приняты все меры безопасности, и все попытки провалились. К сожалению, в то время азербайджанское руководство не смогло правильно организовать меры безопасности в масштабе страны, и мы утратили наши земли.

Однако мы усилили наше государство. Мы укрепляем нашу страну, нашу армию, заявил глава государства. Сегодня у нас сильная армия. Строительство армии – самый приоритетный вопрос для руководства Азербайджана. Материально-техническое обеспечение армии находится на самом высоком уровне. Закупаются самые необходимые современные виды вооружения, новая техника. Боеспособность армии повышается, дисциплина - на высоком уровне. Мы восстановим нашу территориальную целостность. Джоджуг Марджанлы - наглядное подтверждение этого, заключил Ильхам Алиев.

О других событиях, связанных с Нагорным Карабахом.

Позиция Баку остается неизменной


Документ по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, остается прежним. Над ним проводилась работа на уровне президентов Азербайджана, Армении и России в ходе совместной встречи в Санкт-Петербурге. На данный момент именно этот документ остается основным на столе переговоров, заявил в понедельник в Баку министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров на совместной с главой МИД Эстонии пресс-конференции.

Глава МИД отметил, что в ходе встречи со своими российским и армянским коллегами в апреле текущего года в Москве он "обсудил вопросы продвижения вперед переговорного процесса".

"Я не могу сказать сейчас, с какими предложениями сопредседатели приедут в Баку", - подчеркнул Эльмар Мамедъяров, комментируя визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион.

"Позиция Баку остается неизменной. Статус-кво должен быть изменен, так как всем известно, какими могут быть последствия при его сохранении", - цитируют главу внешнеполитического ведомства азербайджанские СМИ.

Заявления, озвученные Эльмар Мамедъяров на совместной с министром иностранных дел Эстонии пресс-конференции, требуют дополнительных разъяснений. И они последовали от пресс-службы МИД Азербайджана.

Дело в том, что министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, принимая сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Ереване, обратил внимание на то, что по итогам встречи на уровне глав МИД Армении, Азербайджана и России в Москве в апреле в присутствии посредников была достигнута договоренность касательно публикации тождественного текста пресс-релиза, однако Баку, дескать, по традиции, не только не выполнил данной договоренности, но и выступил с недостоверной трактовкой данной встречи. Кроме того, глава МИД Армении несколько раз сказал об адресности заявлений сопредседателей и о том, что Баку якобы упорно не понимает, к кому обращены эти заявления, игнорирует и пренебрегает призывами посредников.

Заявление МИД Азербайджана


На это МИД Азербайджана вынужден был заявить, что в армянском МИД либо не знакомы с Хельсинским заключительным актом и резолюциями СБ ООН, либо они специально искажают их суть, обманывая тем самым армянский народ. Говорящему об адресности резолюций главе МИД Армении достаточно напомнить хотя бы о последних заявлениях МГ ОБСЕ, в которых недвусмысленно говорится, что должна делать Армения. В адресном порядке от Армении требуется вывести свои войска с оккупированных территорий, но она не обращает на это внимания, не стесняется искажать заявления сопредседателей МГ ОБСЕ, сделанные на уровне глав государств. Армения как огня боится выражения «субстантивные переговоры», или переговоры по существу. Несмотря на призывы сопредседателей Минской группы ОБСЕ и генсека ООН к субстантивным переговорам, руководитель МИД Армении каждый раз старается избегать употреблять это выражение. Потому что субстантивные переговоры включают в себя изменение «статус-кво», который сопредседатели считают неприемлемым, вывод с оккупированных азербайджанских территорий армянских войск. Главе МИД Армении, конечно же, виднее, зачем он ездил в Москву 26 апреля. Баку считает, что в этот день на встрече министров были обсуждены предложения, которые сейчас находятся на столе переговоров. Оговорка же главы МИД Армении, что министры трех стран на Московской встрече занимались подготовкой состоящего из нескольких предложений пресс-релиза, выставляет его в непонятном свете.

Еще в одном заявлении МИД Азербайджана содержится призыв к иностранцам воздержаться от участия в международной конференции в Нагорном Карабахе

В Нагорном Карабахе, говорится в заявлении МИД, планируется проведение международной конференции молодежи. Целью конференции, которая организована министерством спорта и молодежи Армении, является обсуждение проблем и перспектив признания самопровозглашённого режима... Основная цель проведения подобного рода мероприятий - политическая провокация, поощрение незаконного режима и превращение приглашенных лиц в инструмент политической пропаганды.

МИД Азербайджана предупреждает, что в Азербайджане за незаконные поездки на оккупированные территории предусмотрена юридическая ответственность, и призывает страны, граждане которых приглашены на данную конференцию, не допустить их участия в этом незаконном мероприятии.

Мария Захарова: Мы в поисках компромисса


Официальный представитель МИД России Мария Захарова ответила на вопрос корреспондента «Москва-Баку» на брифинге в четверг. Вопрос касался того, на какой стадии находится процесс нагорно-карабахского урегулирования на фоне визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион, а также возможна ли после визита сопредседателей в Баку встреча на уровне глав МИД Азербайджана, Армении и России. Вот что сказала Мария Захарова:

«Мы должны дождаться официального комментария российского представителя Минской группы ОБСЕ Игоря Попова, который непосредственно находился на месте, он поделится своими оценками, которые будут размещены на сайте МИД России. Что касается возможных контактов в различных форматах, как только они будут согласованы, мы вас об этом проинформируем».

Отвечая на просьбу прокомментировать нынешний формат МГ ОБСЕ, официальный представитель МИД России сказала, что у каждой стороны – и у Армении, и у Азербайджана, у их официальных представителей есть свои взгляды на решение нагорно-карабахского конфликта. Существует установленный формат решения этой, действительно, старой проблемы, который предполагает поиск компромисса. Поиск компромисса – это сближение позиций сторон вне зависимости от того, насколько противоположными они являются. Это - международная практика, практика дипломатической работы. Мы согласны, что ситуация требует разрешения и продвижения вперед. Именно поэтому за последнее время интенсифицировались контакты, они проходят в различных форматах. Россия как участник формата МГ ОБСЕ делает все необходимое для того, чтобы максимально ускорить процесс нахождения компромисса. Конечно, хотелось бы, чтобы он был найден как можно раньше, только не в ущерб будущему народов двух стран и, конечно же, людям, непосредственно живущим в Нагорном Карабахе.

Захарова также ответила на вопрос, будет ли тема нагорно-карабахского урегулирования обсуждаться в ходе предстоящего визита в Москву главы МИД Франции.

Обсуждение нагорно-карабахского урегулирования в ходе визита главы МИД Франции 20 июня в Москву, заявила Мария Захарова, вполне вероятно. Мы не исключаем постановки этого вопроса в ходе обсуждения ряда международных проблем. Это естественно, мы находимся напрямую в диалоге с нашими коллегами в том числе и по этому вопросу.

Президент Армении Серж Саргсян обсудил в Ереване процесс карабахского урегулированию и ситуацию в зоне конфликта с сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

Саргсян и сопредседатели — Игорь Попов (РФ), Ричард Хогландом (США), Стефаном Висконти (Франция), а также личный представителем действующего председателя ОБСЕ коснулись ситуации на линии соприкосновения войск, в том числе недавних инцидентов. Собеседники подчеркнули важность соблюдения сторонами конфликта взятых на себя обязательств по мирному урегулированию проблемы путем переговоров, а также выполнения достигнутых на высоком уровне договоренностей.

Лукашенко: Это наши проблемы


Конфликты на постсоветском пространстве, в том числе нагорно-карабахский конфликт, нужно решать без иностранного участия. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с госсекретарями советов безопасности стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

«Очень хотелось бы, чтобы проблемы, которые у нас есть, мы решали сами. За столом в Минске, Москве, в Ереване, в других городах стран ОДКБ. Чтобы не было влияния каких-то других государств, групп, круглых столов. Мы можем решить эти проблемы и в Карабахе, и в Приднестровье, и в Украине. Это наши проблемы. Мы их должны решать без иностранных политбюро и вмешательств», — отметил президент Беларуси.

А теперь наш комментарий. Разговоры и споры вокруг нагорно-карабахского урегулирования то затухают, то возгораются с новой силой. В последнее время эта тема снова стала активно обсуждаемой.

Инстинкт недоверия

Недавно глава МИД России Сергей Лавров заявил, что договоренности по нагорно-карабахскому урегулированию несколько раз были на расстоянии вытянутой руки, но потом у какой-то стороны срабатывал инстинкт недоверия и все срывалось. Министр также добавил, что за годы усилий по нагорно-карабахскому урегулированию выработан набор принципов, но «необходимо согласовать целый ряд очень сложных деталей». О каких деталях может идти речь? Может ли это означать, что в настоящее время нет никаких реальных предпосылок для достижения компромисса между сторонами конфликта и вовлеченными в процесс урегулирования международными посредниками? Трудно сказать, но фундаментальный, краеугольный вопрос, без решения которого весь переговорный процесс вокруг нагорно-карабахского конфликта так и будет находиться в подвешенном состоянии, - понимание территориальной целостности Азербайджана. Никто в мире не ставит под сомнение право Азербайджана на его земли. «Армения оккупировала территории Азербайджана. Ей следует покинуть эти земли и найти общий язык с соседом», - заявил не кто-нибудь, а находившийся в Баку бывший посол США в Азербайджане, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. Но о справедливости решения территориального вопроса нынешние сопредседатели Минской группы ОБСЕ имеют собственные представления, которые не обязательно совпадают с национальными интересами Азербайджана. Об этом хорошо знают и в Баку, и в Ереване, и в Москве, и в Вашингтоне, и в Париже, но вслух об этом никто не говорит.

Когда нет желания лечить "болезнь"...


Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в очередной раз посетили Армению и Нагорный Карабах. И опять они там услышали о якобы «деструктивной политике Азербайджана как основном препятствии для урегулирования конфликта». Удивляться такой позицией армянского руководства не приходится. Ничего другого ему не остается делать. Главное для Еревана в этой ситуации вовсе не урегулирование конфликта, а его затягивание, перекладывание вины на другую сторону, настаивание на необходимости внедрения механизмов мониторинга ситуации и расследования инцидентов на передовой. О необходимости внедрения механизмов мониторинга ситуации и расследования возникающих на передовой инцидентов упорно говорил на встрече с сопредседателями Минской группы министр обороны Армении Виген Саргсян. Когда не хочется решать конфликт серьезно, глобально, то тогда приходится настойчиво ратовать за сохранение стату-кво, делать упор на технических вещах. Когда нет желания лечить "болезнь", необходимо создавать видимость того, что процесс "лечения" идет успешно. Поэтому Ереван готов инициировать все новые и новые внешне конструктивные идеи, лишь бы не начинать решения нагорно-карабахского вопроса в практической плоскости, выводить войска без всяких предварительных условий со всех захваченных территорий.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ снова акцентируют внимание на необходимости сохранения мира для продолжения переговоров. О понижении напряженности, понижении уровня военных действий и мирном процессе в регионе говорил на прошлой неделе в Ереване и специальный представитель генерального секретаря НАТО в регионе Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай. Безусловно, все это правильно. Но дипломаты вот уже многие годы озвучивают те позиции или идеи, которые отвечают интересам стран, которые они представляют, а, к сожалению, совсем не те, которые бы хотели слышать народы Азербайджана или Армении. Если бы МГ ОБСЕ интересовала суть, а не форма конфликта, то он наверняка уже давно был бы разрешен. И тем не менее Азербайджан возлагает именно на Россию большие надежды в деле урегулирования карабахского конфликта. Позиция Москвы в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, хотя и не отвечает на все 100 процентов интересам Баку, но при этом она выглядит более адекватной и взвешенной в сравнении с позицией Франции или США.

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что документ по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта остается прежним и что позиция Азербайджана по нагорно-карабахскому урегулированию остается неизменной - статус-кво должен быть изменен, так как всем известно, какими могут быть последствия при его сохранении. О каком документе может идти речь? Скорее всего, о рабочем документе, который содержит в себе текстовую формулировку позиции азербайджанской стороны. На языке дипломатии такой документ называется меморандумом. Не исключено, что меморандум Азербайджана не обновляется со времени встречи в Мадриде в 2007 году, или в Казани в 2011 году. Главное в словах главы МИДа Азербайджана то, что они абсолютно понятны той группе людей, которая практически вовлечена в процесс нагорно-карабахского урегулирования. Остается предположить, что данное заявление последовало как ответ на какое-то недавно сформулированное негласное предложение скорректировать позицию Баку по содержанию переговоров. На это Эльмар Мамедъяров отвечает категорическим отказом. А все остальное остается тайной большой политики…

Азербайджан и ЕС - идут переговоры

В Баку прошел очередной раунд переговоров о новом всеобъемлющем соглашении между Азербайджаном и ЕС. Делегацию Европейского Союза возглавлял директор по вопросам "Восточного партнерства", сотрудничеству с Россией, Центральной Азией, региональному взаимодействию и вопросам ОБСЕ Люк Девинь.

В ходе двухдневных переговоров стороны обсудили два блока вопросов. Первый блок – вопросы политической безопасности. Второй – торговые вопросы и инвестиции.

Проведенные на прошедшей неделе в Баку переговоры по новому соглашению между Европейским союзом и Азербайджаном были успешными. Об этом заявил глава политического отдела представительства Евросоюза в Азербайджане Денис Даниилидис.

Он сказал, что обе стороны привержены скорейшему достижению договоренности по соглашению. На переговорах некоторые вопросы уже согласованы. Есть необходимость в согласовании еще ряда вопросов. Дата проведения очередной встречи пока неизвестна. Однако азербайджанская сторона хочет, чтобы очередное заседание было проведено в Брюсселе в августе, до начала летних каникул.

Возглавлявший на переговорах азербайджанскую делегацию заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев заявил, что визовые отношения между Азербайджаном и ЕС находятся на стадии упрощения, а полная отмена визового режима – дело будущего.

По словам замминистра, в первую очередь должно быть реализовано первое соглашение. Если соглашение принесет положительные плоды, стороны смогут приступить к подготовке плана действий, целью которого станут безвизовые поездки.

В связи с проведением очередного раунда переговоров о новом всеобъемлющем соглашении между Азербайджаном и Евросоюзом делегация ЕС во главе с Комиссаром Союза по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнесом Ханом посетила Баку.

Делегация была принята Президентом Ильхамом Алиевым и главой МИД Эльмаром Мамедъяровым.

Глава государства с удовлетворением вспомнив о своем последнем визите в Брюссель, отметил, что визит делегации в Баку начался за день до начала переговоров по новому соглашению о партнерстве между Азербайджаном и Евросоюзом, и это носит символический характер. Президент указал, что в повестке отношений государства с Евросоюзом стоят политический диалог, экономическое сотрудничество, энергетика и другие вопросы, охватывающие широкие сферы. Ильхам Алиев заявил, что страна готова прилагать усилия к расширению отношений с Евросоюзом.

Комиссар ЕС по вопросам расширения и политике соседства Йоханнес Хан подчеркнул важность определения вопросов, которые могут повлиять на двусторонние отношения между ЕС и Азербайджаном, Йоханнес Хан отметил, что стороны заинтересованы в еще большем развитии связей в будущем. Он сказал, что ЕС заинтересован в том, чтобы в соседних странах была стабильная ситуация. С этой точки зрения Баку играет важную роль и не только в регионе, но и за его пределами.

В ходе встречи Йоханнеса Хана и Эльмара Мамедъярова было отмечено, что ведение конструктивных и интенсивных переговоров по проекту соглашения - положительное явление. Собеседники подчеркнули, что между Баку и ЕС налажено прагматическое и практическое сотрудничество в таких сферах как транспорт, торговля и энергетика.

Находясь в Баку, Йоханнес Хан дал пространное интервью азербайджанскому информационному порталу АПА.

Шаг за шагом


Переговоры по новому соглашению между Азербайджаном и ЕС, сказал Йоханнес Хан, ведутся очень конструктивно, во многих сферах достигнут прогресс. Однако очень важна и та работа, которую еще предстоит сделать. Мы бы хотели скорейшего завершения переговоров, но хороший результат важнее, чем скорость принятие способствующих этому решений. Для нас важно, чтобы соглашение охватывало все сферы, начиная от экономики и безопасности и до уважения прав человека, хорошего управления и верховенства закона. Немаловажно, чтобы в нем учитывались общие цели ЕС и Азербайджана, вызовы, с которыми они сталкиваются.

Сейчас полным ходом идет подготовка к саммиту «Восточное партнерство», который пройдет в Брюсселе в ноябре. Мы ожидаем, что участники саммита придут к согласию по конкретным мерам на последующие годы. В то же время мы работаем над Приоритетами Сотрудничества с Азербайджаном – документом, который объединяют в себе множество сфер. Что же касается нового соглашения, если мы сможем двигаться вперед быстро, не нанося вреда амбициозному содержанию, то, возможно, сумеем завершить переговоры до саммита.

Говоря о важности энергетических и транспортных проектов для Европы, Йоханнес Хан заметил, что Южный газовый коридор – стратегический проект для ЕС. Наряду с тем, что этот проект дает возможность диверсифицировать наши источники обеспечения, он позволяет также улучшить энергобезопасность. Значимость проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс будет очень зависеть от успеха Азербайджана в позиционировании себя как транспортного центра между Востоком и Западом. Это, в свою очередь, связано со многими другими вопросами: членство во Всемирной Торговой Организации, приведение транспортной системы и уставов в соответствие с международными системами в Европе, а также создание бизнес-среды, привлекающей иностранные инвестиции. Усилия Азербайджана в борьбе с коррупцией также внесут свой вклад в привлекательность бизнес-среды. Ещё одним определяющим фактором является уважение к верховенству закона.

День национального спасения


15 июня в Азербайджане отмечался государственный праздник - День национального спасения.

15-ое июня празднуется на государственном уровне как День национального спасения с 1998 года и считается нерабочим днем. История праздника такова:

Общественно-политическая ситуация, сложившаяся в Азербайджане в июне 1993 года, могла привести к гражданской войне. Дислоцированная в то время в Гяндже воинская часть №709 отказалась подчиняться Министерству обороны. Для подавления мятежа правительство отправило в Гянджу войска. Однако в результате неумелой политики руководства страны мятеж вышел из-под контроля, а его масштабы достигли неуправляемого уровня. Мятежные военные соединения двинулись из Гянджи на столицу. Стоявшие во главе мятежа офицеры требовали смены власти.

Для выхода из сложившейся ситуации правящий тандем партий Национального фронта Азербайджана-Мусават в последний момент обратился за помощью к Гейдару Алиеву. Занимавший в то время пост председателя Верховного Совета Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана Гейдар Алиев решил прийти на помощь и 9 июня прилетел в Баку. Взяв на себя миссию по спасению страны от гражданской войны, Гейдар Алиев, подвергая свою жизнь опасности, отправился в Гянджу. В результате переговоров ему удалось предотвратить в Азербайджане острое гражданское противостояние.

15-го июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. С этого момента в новой истории Азербайджана начался очередной успешный этап развития, продолжающийся по сей день.