AZN = 38.16 RUB
USD = 64.73 RUB
EUR = 72.72 RUB
BRENT = 67.64 USD

Эксперт Александр Караваев: Урегулирование карабахского конфликта откроет для региона, и прежде всего Армении, новые экономические возможности

Эксперт Александр Караваев: Урегулирование карабахского конфликта откроет для региона, и прежде всего Армении, новые экономические возможности

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
18.01.2019 20:07

/upload/iblock/009/009b45a95a12867fe01c70da5febb055.png

Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам встречи глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъяров и Зограба Мнацаканяна по нагорно-карабахскому конфликту 16 января в Париже обратило на себя внимание двумя тезисами. Во-первых, что министры договорились о необходимости принятия конкретных мер по подготовке населения к миру. Во-вторых, заявление сопредседателей о важности взаимовыгодных инициатив, направленных на реализацию экономического потенциала региона.

147fe9019f9f02b3f822a26533f1cc1c.jpgНаучный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев увидел в этих тезисах надежду на то, что впервые за долгое время процесс переговоров по нагорно-карабахскому конфликту начал не только приобретать какие-то очертания, но и конкретные результаты.

«Все очень интересно складывается. Я не помню, чтобы в последние годы в заявлениях сопредседателей было сказано что-то подобное. Здесь просматриваются совершенно конкретные намеки на то, что процесс идет и даже, по-видимому, есть какие-то предложения. Видимо, процесс сдвинулся, есть какие-то серьезные, глубинные обсуждения, пока не выходящие на широкое обсуждение. Именно это возможно, и поменяло интонацию азербайджанского МИДа и внесло новые ноты в формулировки Минской группы – например, вопрос экономического возрождения региона», - подметил в беседе с «Москва-Баку» Александр Караваев.

Как отмечает эксперт, неурегулированный нагорно-карабахский конфликт является серьезным фактором, сдерживающим экономическое развитие региона. «Бесспорно, Азербайджан, как самое быстро развивающееся и успешное государство Южного Кавказа, в случае разрешения конфликта, еще бы больше расширил свое влияние в регионе и приумножил свое развитие. Хотя в самом в Азербайджане регулярно отмечают, что добились многого именно вопреки наличию нагорно-карабахского конфликта и отношений с соседом – Арменией. Для Армении развязывание карабахского узла откроет новую экономическую страницу жизни страны, а значит и новые возможности. Именно из-за карабахского конфликта Армения оказалась заблокирована с одной стороны Азербайджаном, c другой - Турцией. Тогда же были закрыты многие проекты, в которых участвовала Армения. Например, в связи с разгоравшимся конфликтом в 1993 году Турция приостановила функционирование железной дороги Карс–Гюмри–Тбилиси. Кроме того, как признаются в Баку, именно Азербайджан сдерживает участие Армении во многих международных экономических проектах, а это не дает развиваться экономике страны в той мере, в какой возможно», - отмечает Караваев.

Какие же экономические возможности откроет для Армении урегулирование нагорно-карабахского конфликта? «Самый большой бонус с экономической точки зрения Армения получала бы от открытия границы с Турцией. Набор потенциальных торгово-экономических связей Армении и Турции на данный момент все-таки выше, чем с Азербайджаном, поскольку они осуществлялись бы еще и через Грузию. В разные годы это выглядело по-разному, но они были и есть. Безусловно, если развяжется узел карабахского конфликта, потенциал этих экономических связей будет сильно активирован.

Для Армении при урегулировании конфликта откроется транспортное направление, энергетическое – обмен электроэнергией, приграничная торговля.

Самым первым и самым реальным направлением сотрудничества Армении с открывшими границы государствами станет взаимодействие малого и среднего бизнеса в приграничных районах. Будет развиваться наиболее выгодный для двух стран бизнес. Сразу же оживятся схемы, связанные с логистикой.

Между Азербайджаном и Арменией может появиться инфраструктурная связь. В Баку неоднократно говорили, что после деоккупации территорий Арменией, со стороны Азербайджана пойдут шаги по разблокированию транспортных коммуникаций, а значит и начнут появляться связи по инфраструктурной линии. Возможны поставки, взаимный переток электроэнергии, что важно как для Армении, так и для самого Азербайджана. Возможно даже между Азербайджаном и Арменией может быть заключен газовый контракт, пусть даже не полноценный, как между Азербайджаном и Грузией, но все же.

Следующий важный момент – это появление у Армении доступа к транспортным проектам, транзит. Возможна разблокировка дороги, которая шла вдоль бывшей границы СССР и Ирана до Нахичевани и проходила в том числе через территорию Армении.

В случае урегулирования конфликта отпадет необходимость влияния Азербайджана на Грузию в вопросах взаимоотношений с Арменией. Так несколько лет назад в Грузии пошли разговоры о возможности восстановления железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Помимо того, что вопрос был заблокирован из-за недовольства разных политических сил, влияние на блокирование вопроса в Грузии оказал и Азербайджан, поскольку таким образом появлялось железнодорожное сообщение и с Арменией. Баку во многом удержал Тбилиси от того, чтобы наладить этот транзит. В Тбилиси сходятся два влияния – Армении и Азербайджана, и влияние Азербайджана на блокировку коммуникации оказалось сильнее, чем влияние Армении.

Активизируются и автомобильные магистрали.

При этом, открываются возможности не только для Армении, Турции, Азербайджана, но и других стран, той же России. Сейчас экономические интересы России в регионе не полноценно реализуются. Если бы Россия получила все возможности для развития сотрудничества в сфере транспорта, энергетики с Арменией, для Москвы в этом была бы своя выгода. Российское влияние усилилось бы, российские компании получили бы большие возможности для развертывания своей деятельности, своих инвестиций.

Для Армении открылась бы возможность взаимодействия в рамках транспортного коридора Север–Юг.

Возможно, что Азербайджан и Армения в итоге смогут договориться об инвестициях в совместные проекты. Но это уже совсем потом.

Откроются возможности для взаимодействия в коллективных организациях, в которых они уже присутствуют. Например, ШОС. Не исключаю, что и Китай сразу же бы усмотрел свои экономические интересы в открывшихся шлюзах взаимодействия Армении и Азербайджана.

Возможно взаимодействие по линии ЕАЭС. Урегулирование конфликта могло бы сподвигнуть Азербайджан к участию в программах ЕАЭС вместе с Турцией и Ираном. Сегодня Турция и Иран обсуждают с Евразийской комиссией вопросы, связанные с ограниченной зоной свободной торговли. Турция обсуждает вопросы, связанные с аграрной продукцией, Иран – по определенному набору товарной номенклатуры. Вполне возможно, что Азербайджан будет участвовать в этих переговорах вместе с Турцией, Ираном.

Таким образом, после урегулирования карабахского конфликта возникнут новые форматы сотрудничества, которые могут быть интересны многим игрокам, которые захотят в этих новых реалиях как-то зафиксироваться.

Наиболее сильные позиции в этой ситуации разблокирования карабахского конфликта будут у России и Турции. Из нерегиональных игроков – это прежде Китай, так как у него большие амбиции и широкие возможности. Отметиться, полагаю, захочет и Евросоюз, хотя не ясно, как он будет взаимодействовать с Ираном и Россией, находящимися под санкциями. В любом случае, интересы Евросоюза будут обозначены в условиях новых реалий в регионе.

К тому же нельзя упускать из виду тот факт, что Азербайджан в случае деоккупации Арменией территорий планирует полностью их восстановить для жизни – то есть полностью построить инфраструктуру и развивать регион. С учетом того, что Азербайджан подчеркивает, что после возвращения беженцев на освобожденные ВС Армении территории азербайджанцы и армяне будут жить вместе и Азербайджан готов предоставить армянам самоуправление в рамках международно-признанных границ Азербайджанской Республики, это с точки зрения удобства жизни будет выгодно и самим карабахским армянам.

В целом, урегулирование карабахского конфликта даст существенный импульс для начала взаимодействия между странами в регионе и предоставит очевидные экономические и политические выгоды самой Армении».