AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB
Новости дня

A
Американский эксперт Эндрю Корыбко: Стратегические расклады России в Нагорно-Карабахском кризисе

Американский эксперт Эндрю Корыбко: Стратегические расклады России в Нагорно-Карабахском кризисе

29.09.2020 11:18
/upload/iblock/3a5/3a548936fae6885972dd3c554e92a06b.png

О роли России в дэскалации сентябрьского военного конфликта в Нагорном Карабахе рассуждает американский политический обозреватель Эндрю Корыбко - специально для "Москва-Баку" 
 
Нынешний кризис в Нагорном Карабахе привлек большое внимание к стратегическим раскладам России на Южном Кавказе. Поскольку Россия является союзником Армении по ОДКБ, обозреватели опасаются, что неконтролируемая эскалация продолжающегося конфликта может привести к наихудшему сценарию — столкновению между ОДКБ и НАТО - в случае, если Турция, в поддержку Азербайджана, осуществит военную интервенцию. Поэтому стоит как следует изучить интересы России в этом вопросе, чтобы лучше понять, как она может поступить.

Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в провоцировании новой вспышки насилия. Первые заявляют, что Азербайджан осуществил ничем не спровоцированную атаку против вооруженных сил Армении на территории Оккупированного Нагорного Карабаха (ОНК). В то время, как другая сторона утверждает, что проводит контрнаступление по всей линии соприкосновения (точнее сказать, уже ставшей линией фронта). Независимо от того, кто на самом деле выступил зачинщиком на этот раз, тот факт, что Армения осуществляет военную оккупацию территории, международно признанной как азербайджанской, является нарушением резолюций СБ ООН №№ 822, 853, 874 и 884.

Россия как постоянный член Совета безопасности ООН голосовала за принятие этих резолюций, требующих освобождения Арменией территории, принадлежащей Азербайджану. Даже сама Армения официально признает, что оккупирует Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы как азербайджанские земли, поскольку она пока еще не признала бывшую автономную «область» в качестве «независимой». Хотя премьер-министр Армении Пашинян недавно и намекнул, что может так поступить. Подобный шаг, однако, стал бы чистой воды провокацией и той самой «красной линией» для Азербайджана, за пересечением которой последует неконтролируемая эскалация кризиса.

Вот этот момент беспокоит Москву больше всего. Согласно договору ОДКБ, она обязана защищать Армению от внешней агрессии. Так что вырисовывается сценарий, по которому Россия может ввести войска в том случае, если Азербайджан и/или ее турецкий союзник атакуют цели на международно-признанной территории Армении. Указанные страны могут так поступить на основе превентивного сдерживания агрессии Армении против них, и это создаст для России юридическую дилемму. С одной стороны, она должна выполнить свои обязательства по ОДКБ, но с другой — она бы не хотела эскалации конфликта.

Армения ранее заявляла, что не запрашивала помощи России по линии ОДКБ, как и не просила своего союзника усилить поставку вооружений. Хотя вторая просьба остается возможной - согласно заявлению Посла Армении в РФ. Это на самом деле мудрое решение со стороны Армении - потому что тогда есть вполне вероятный шанс, что Россия не станет вмешиваться в конфликт в ее поддержку даже в случае реализации описанного выше сценария — чтобы избежать столкновения блоков ОДКБ и НАТО — если только Азербайджан и/или Турция не начнут превентивно действовать против Армении на ее территории, чтобы сдержать ее агрессию.

Также уместно сказать, что срочная просьба Армении к России о поставке вооружений ударила бы по имиджу Армении, заставила бы ее выглядеть слабой, отчаявшейся, почти на грани поражения. Ради целей «мягкой силы» Армения не должна показывать всему остальному миру свои объективные слабости — и, чтобы прикрыть их, она безуспешно пытается соорудить фанерный фасад своей «силы». Вот пример этого: министр обороны Азербайджана, заявляющий, что на территории Нагорного Карабаха сражаются сирийцы армянского происхождения, что позволяет Еревану «скрывать свои потери от публики». 

России очень хорошо известно о том, что Армения является агрессором - кем она всегда и являлась. Поэтому Россия и не спешит активировать статью ОДКБ о взаимной оборонительной поддержке. Россия, как и остальные участники Совета безопасности ООН, в соответствии с международным законодательством, рассматривает Нагорный Карабах как оккупированную Арменией территорию Азербайджана. И она не хочет оказаться втянутой в войну ради поддержки экспансионистской политики своего союзника. В случае вступления в конфликт Россия ничего не приобретет, зато потеряет
многое, если не все, включая свои стратегические отношения с Азербайджаном и, возможно, также и с Турцией.

Наилучшей стратегией для России сейчас будет, на наш взгляд, оказание максимально возможного давления на Армению, чтобы как можно скорее
добиться от нее прекращения огня — конечно, при условии, что азербайджанская сторона также согласится пойти на это, какие бы при этом ни
были ее соображения. Однако, к сожалению, возможности российского влияния на Армению сократились после прихода к власти Пашиняна в результате так называемой «бархатной революции», которая, по сути, была цветной революцией против законного правительства страны. С тех пор Армения подпала под влияние США.

Цинично говоря, некоторые американские «стратеги» могут думать (самостоятельно или под воздействием влиятельного в США армянского лобби), что их стране выгодно вдохновлять Армению на продолжение своей региональной агрессии, и неважно, что при этом официально заявляют их дипломаты. Есть такое мнение, что разжигание все большего конфликта заведет Россию в трясину, из-за чего она может даже потерять свое стратегическое партнерство с Турцией. Которая, тем временем, с точки зрения США, одновременно убьет двух зайцев.

Потому что, какой бы привлекательной ни выглядела эта схема, однако с точки зрения долгосрочных интересов Америки она может оказаться
контрпродуктивной: неконтролируемый хаос, который она запустит, неизбежно сократит ее влияние в регионе. Невозможно предсказать, как такой сценарий сработает на практике, поскольку ни у кого нет полного контроля над событиями. Отсюда вывод: для США лучше всего будет давить на Армению в параллель с Россией, чтобы максимально быстро добиться прекращения огня и возобновить мирные переговоры с Азербайджаном.

Успех данного предложения может создать такую долгожданную и благодатную общую почву, на которой российско-американские отношения смогут
потенциально расцвести в рамках «новой разрядки». Тем не менее, однако, остается шанс, что Армения стала настолько «красной» - в том смысле, что больше не находится под чьим-либо доминирующим влиянием. Ее так называемый «акт балансирования» между Россией и США, возможно, «равноудалил» ее от обеих стран — что, таким образом, позволяя ей натравливать их друг на друга, пока она будет продолжать свою региональную экспансионистскую политику.

Вероятно, по этой причине президент Турции Эрдоган описал Армению как «самую большую угрозу миру в регионе». Потому что, будучи крошечной в
географическом смысле и малонаселенной, эта страна распространяет непропорционально большое влияние — особенно в сравнении с ее способностью высекать искру региональной войны, которая может «свалиться» в неконтролируемую эскалацию и дойти до уровня столкновения ОДКБ-НАТО. Взяв в расчет все это, можно сказать, что стратегическим интересам России наиболее отвечает работа совместно с США и всеми другими «акционерами»,
чтобы вынудить Армению прекратить огонь, возобновить мирные переговоры и освободить территорию оккупированного ею Нагорного Карабаха.