AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Армения призналась в захвате чужой территории на форуме ОБСЕ. Эксперт
/upload/iblock/976/976b7720c215b92c0f079c234072bf90.jpg

В минувшие выходные представитель главы правительства Армении Владимир Карапетян шокировал международные дипломатические круги, заявив, что его республика не исключает, что может попросту включить в свой состав Нагорный Карабах. Карапетян намекнул на то, что такой вариант остается в качестве козыря в запасе у армянского МИДа на переговорах с Баку и напомнил, что глава ведомства Зограб Мнацаканян недавно встречался в Братиславе со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым.

Хотя со встречи в Братиславе прошло больше 10 дней, она до сих пор вызывает в Армении массу кривотолков. Дело в том, что по ее итогам министры не только выразили противоположные взгляды на решение конфликта, что привычно, но и разошлись в том, именно обсуждалось на переговорах.

Так, на минувшей неделе Эльмар Мамедъяров рассказал, что предметом диалога был «план Лаврова», однако армянский МИД в минувшую субботу заявил, что никаких конкретных документов якобы не обсуждалось.

Эльмар Мамедъяров также назвал «катастрофическим» выступление Мнацаканяна, собственно, на самой конференции ОБСЕ в Братиславе, поскольку оно «не ведет никуда».

Мнацаканян, напомним, огласил «семь принципов» Еревана в карабахском вопросе. Ключевыми среди них стали требования предоставить «народу Карабаха» право голосовать на референдуме о судьбе автономии, а также требование допустить Карабах как третью сторону за стол переговоров с Азербайджаном.

mixaaaa.jpgРоссийские политологи полагают, что Ереван блефует, угрожая «аншлюсом» Карабаха. «Я более чем уверен, что лидер Армении Никол Пашинян не решится объявить Карабах своим юридически. Ведь в таком случае армяне «кинут» Россию как гаранта безопасности, кинут другие страны – участников переговорного процесса, хотя в принципе Ереван такое много раз проделывал», – сказал в интервью порталу «Москва-Баку» специалист по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов.

«Но если Ереван вдруг все же объявит этот регион своим юридически, то у Азербайджана после этого будут просто развязаны руки. Стоит армянским лидерам об этом только заикнуться, как Баку может сразу запускать военный сценарий, начинать возвращать Карабах силовым путем, восстанавливать там конституционный порядок силами азербайджанской армии», – заявил Михайлов.

«Ереван уже давно считает де-факто Карабах своей территорией. Мысль о том, что Карабах якобы является исконно армянской территорией, уже 25 лет используется в армянской прессе в повестке дня, поэтому многие рядовые жители республики свыклись с этим тезисом. Но во всем остальном мире известно, что армяне – захватчики. И выступление Мнацаканяна на форуме ОБСЕ уже официально означает признание в том, что они – захватчики», – отмечает российский политолог.

При этом армянская армия сейчас абсолютно небоеспособна, тогда как Азербайджан свою армию шаг за шагом усиливает, сказал Михайлов, добавив, что «семь пунктов» Мнацаканяна явно противоречат Мадридским принципам, однако в этом нет ничего удивительного.

«Министр в этом вторит Пашиняну, который ранее уже выступал в таком духе. Вообще с приходом команды Пашиняна к власти в переговорном процессе все переворачивается с ног на голову. Эта линия не позволяет увидеть впереди мирное урегулирование конфликта. Современные армянские политики настроены только на конфронтацию. Они считают себя великими и не считаются с теми дипломатами, что приготовили им почву для переговорного процесса. Я не удивляюсь, что происходит подобное, – просто их на место еще никто не поставил», – полагает Михайлов.

Внимание политологов также привлек тот факт, что азербайджанский МИД не стесняется признавать, что в центре переговоров лежит план, предложенный Москвой, – «план Лаврова», тогда как армянский МИД это отрицает.

0b1c23b145e7112cda198ebdbebb0ebf.jpgКак считает эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко, армянский МИД выполняет задачу, которую на протяжении вот уже полутора лет ставит перед ним Пашинян – вообще «отжать» Россию от переговорного процесса и усилить взамен роль Франции и США.

«Но азербайджанская дипломатия все равно может использовать свои инструменты даже в таком новом раскладе сил. Влиять напрямую на позицию США и Франции будет сложно, – в этих странах действует мощное армянское лобби. Но Баку мог бы действовать через дружественную Турцию. Если теперь Армения больше зависит от Запада, пытается сблизиться с НАТО, то Турция могла бы поднимать карабахский вопрос на уровне Североатлантического альянса, то есть оказывать нажим на Армению и через структуры НАТО», – сказал российский политолог порталу «Москва-Баку». Именно такие методы, считает он, могут шаг за шагом вынудить Ереван к уступкам по Карабаху.

О том, что последние речи Пашиняна и Мнацаканяна снижают репутацию Еревана в глазах международной дипломатии, заговорили и в армянской оппозиции.

В Республиканской партии выразил разочарование тем, как Пашинян обошелся с дипломатическими достижениями, доставшимися ему в наследство от предшественников. По словам Армена Ашотяна, зампреда партии, которая еще полтора года назад была правящей, его страна «потеряла имидж». Если в глазах Запада «Армения прежде играла белыми, особенно после апрельской войны, сегодня мы играем черными». Международная дипломатия, по мнению Ашотяна, больше не считает Ереван «конструктивной стороной».