AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Эксперт Андрей Федоров: Москве нужно переходить к реализации проектов армяно-азербайджанского урегулирования, но есть проблемы

Эксперт Андрей Федоров: Москве нужно переходить к реализации проектов армяно-азербайджанского урегулирования, но есть проблемы

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
05.06.2023 19:20

/upload/iblock/93b/93bf935a80bd6520bc6c14b563d54b35.jpg

Бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991), политолог Андрей Федоров в интервью «Москва-Баку» комментирует, о чем сигнализируют наблюдающиеся переговорные «марафоны» в армяно-азербайджанском урегулировании.

- Андрей Владимирович, мы с начала месяца наблюдаем такой переговорный «марафон» по армяно-азербайджанскому урегулированию. С мая прошло, как минимум, 6 встреч на высшем и высоком уровнях в Вашингтоне, Москве, в Брюсселе, в Кишиневе. И это не считая некоторых контактов «на ногах» на разных площадках. Западом уже анонсированы переговоры глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтоне 12 июня. 21 июля - лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве Шарля Мишеля в Брюсселе. И даже запланирована встреча в формате Алиев-Пашинян-Мишель-Макрон-Шольц на октябрь. Что называется, расписано на много месяцев вперед… И все больше мы видим западные площадки...

- С моей точки зрения, проблема заключается в том, что нам, России, не удалось удержать переговорный процесс в рамках тройки РФ-Азербайджан-Армения и свое лидерство в качестве посредника. На это есть объективные и субъективные причины. Основной проблемой остается то, что Россия отвлеклась на Украину. Кроме того, это нежелание Армении идти вперед в урегулировании и активизация Запада в регионе. И да, кроме того, объективно отсутствие воли «тройки» в урегулировании.

Россия во время Второй Карабахской войны и добившись подписания трехстороннего заявления 10 ноября 2020 года «застолбила» за собой статус главного посредника в урегулировании. Выстроила эту самую схему урегулирования. Но застолбить можно все, что угодно. Вопрос в том, что кроме того, что ты застолбил, ты должен и дальше это развивать.

Урегулирование отношений между Азербайджаном и Арменией – тяжелый, сложный процесс. Если стороны подписали какой-то документ, это не значит, что вот завтра вдруг между Азербайджаном и Арменией все сразу станет хорошо и любовь, дружба, жвачка. Не бывает такого.

Россия поставила в качестве приоритетного шага для урегулирования в соответствии с трехсторонних заявлением лидеров РФ, Азербайджана и Армении разблокирование транспортно-экономических связей. Вот вице-премьер России Оверчук по итогам трехсторонней встречи лидеров 25 мая в Москве заявил, что вроде как есть договоренность по реализации проекта западные районы Азербайджана – Мегри – Нахчыван. Но подобные заявления транслировались и год назад…

Когда основное трехстороннее заявление подписывалось, подразумевалось, что чуть ли не поезда сейчас побегут между Азербайджаном, Арменией – в Россию, Иран… Бегут поезда, идут грузы, разблокированы коммуникации? Нет. Договоренности превратились в проблему ожиданий. Ждали, что вот, стороны волшебным образом дальше будут договариваться. Прошло 2,5 года – так и не договорились. А когда не договариваются, процесс подвисает.

Политическое урегулирование не подкрепляется конкретными результатами. В этом очень большая проблема. Чтобы процесс шел, нужна воля. Ее нет. Наверное, со всех трех сторон.

- Созданная договоренностями от 10 ноября 2020 года схема не работает или ей не дают работать?

- Я бы сказал так: те самые исторические трехсторонние договоренности – это бульон. А до полноценного супа он так и не дорос. Он так и остается бульоном – нет мяса, содержимого, наполненности. Не прописан четко механизм реализации договоренностей. Нужно было изначально прописывать регулярный трехсторонний контроль реализации договоренностей. Например, договорились открывать дорогу – фиксируем отдельным документом. Не устно договариваемся, проговариваем, а документально, юридически фиксируем. В этом документе фиксируем, в какие сроки данный проект реализуем.

Если мы хотим результата, то, наконец, спустя 2,5 года должны переходить от общей декларации переходить к реализации ее пунктов. Разделять их по пакетам: это можем сделать – делаем. Это не можем сделать – не делаем. Уже поняли, что не можем параллельно сделать все и сразу. Ну не можем.

Кроме того, Армения сейчас стоит на перепутье и думает, в каком направлении идти. В отличие от Азербайджана, у которого есть стабильная четкая позиция, он не зависит от тех факторов, от которых зависит Ереван. Определиться Армении гораздо сложнее, чем Азербайджану и это тоже влияет на армяно-азербайджанский процесс, на ситуацию на Южном Кавказе, на российско-армянские отношения.

Именно поэтому новое международное измерение расширяется. Идет вовлечение в армяно-азербайджанскую ситуацию все большее количество игроков, все больше формирует площадок, преимущественно западных. И эта интенсивность действий Запада ведет к тому, чтобы «отменить» все предыдущие договоренности по армяно-азербайджанскому урегулированию, достигнутые при посредничестве Москвы. Хотя никто и не отрицает, что Запад пользуется российскими наработками, теми достижениями, которые при посредничестве России частично начали работать.

Нужно понимать, что затягивание переговорного процесса, его интернационализация, безусловно, выгодна Армении. Потому что только в рамках такого переговорного процесса Ереван может понять, что ему делать дальше, что ему делать с ОДКБ.

- Тактика Запада и России разная: Запад публично показывает, что он организовывает интенсивные встречи. В Кремле на днях заявили, что важна не скорость, а результат… Но при это сторонами переговоров уже стало озвучиваться, что майские переговоры в Вашингтоне к согласованию больших позиций. Даже Москва на днях признала, что пражские переговоры в октябре прошлого года привели к подвижкам.

- Результат, конечно, всегда важен… Вопрос в том, будет ли он выгоден России. На определенном этапе Запад может просто обойти нас. И сделать так, что прежние договоренности просто «отменятся». И будут договариваться без России. Это, конечно, худший вариант. Но его нельзя исключать. И если это произойдет, Москве повернуть вспять договоренности будет невозможно. Здесь уже будет работать принцип кто успел, тот и съел. И определиться в отношениях с Арменией. Заявления о выходе республики из ОДКБ – это очень серьезно. И если это произойдет, то приведет уже к другим геополитическим реалиям.

Никола Пашиняна устроит схема, когда Армения бы осталась в ЕАЭС и вышла или заморозила бы членство в ОДКБ. На первом этапе ей было бы выгоднее просто заморозить членство. Для экономики Армении членство в Евразийском экономическом союзе – это очень важный момент. Это деньги: когда армянские граждане могут без проблем ездить работать в страны ЕАЭС и т.д. И если Армения выйдет из ОДКБ, мы ничего в ответ не будем делать. Вероятнее всего просто выразим свою озабоченность. Москве нужно удержать Армению хотя бы в какой-то степени в зоне своего влияния. Мы сейчас не можем вложиться в Армению больше, чем Запад. А у Запада в этом плане развязаны руки.

Западу важно интегрировать страны Южного Кавказа в свою систему безопасности. Запад хочет создать свою систему безопасности в Закавказье, в которой не будет России. Да, это осложнит наше влияние в регионе, сократит его.

- Азербайджан некоторое время назад сигнализировал, что сегодня есть несколько посредников, но чьи усилия окажутся наиболее эффективными с точки зрения достижения мира между Баку и Ереваном на принципах международного права, то и, собственно, молодец… Логика такая...

- Да, Азербайджану надоело ждать. Но пока ситуация в урегулировании не критическая. Она плохая, но не критическая. Поэтому в принципе время есть.

- Что будет с карабахским вопросом?

- Карабах – это часть Азербайджана. Значит посредник должен создать такие условия для Армении, когда она с этим не просто согласится, а переведет это согласие в реальную плоскость.

- Когда сейчас на регулярной основе официальный Ереван заявляет, что мы признаем территориальную целостность Азербайджана, включая Карабах, когда говорит, как сегодня в лице главы МИД Армении, что мы не имеем никакого отношения к переговорам по Карабаху, их должны вести Баку и сепаратисты, это сигналы, что Ереван готов к такому признанию?

- В какой-то степени да. Но Армении сейчас невыгоден быстрый результат. Ереван пытается понять, насколько текущая сейчас западная работа может улучшить позиции Армении. Вдруг, считает Ереван, он от этого что-то выиграет.