AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Баку и Ереван пережили моменты истины в Москве (видео)

Итоги трехсторонней встречи лидеров России, Азербайджана и Армении и переговоров по мирному договору в Москве на фоне заседания Высшего Евразийского экономического совета подводит политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Прошедшая неделя была перенасыщена резонансными и драматичными событиями, назвать которые моментом истины для Южного Кавказа и постсоветского пространства при всей их экстраординарности, было бы не вполне точно.

В течение нескольких дней мы стали свидетелями не одного, а сразу нескольких моментов истины. Практически одновременно они наступили и в российско-армянских, и в российско-азербайджанских отношениях, а также в отношениях Еревана и Баку, которые по разбитой ухабистой дороге, натыкаясь на рытвины и кочки, похоже, выруливают к мирному договору.

Моментом истины в отношениях Еревана с частью бывшей непризнанной НКР можно считать ту бучу, которую подняли против мирного договора непримиримые противники реинтеграции карабахского экономического района в жизнь Азербайджана.

Таких людей сегодня хватает и здесь в Москве. За годы конфликта немало известных людей сделали себе имя - и не только имя - на «карабахской теме» противостояния с Баку. В эти дни они называют Никола Пашиняна предателем, клянут его последними словами, произносят уже не работающее заклинание: «Арцах, закройся» и идут в свой последний решительный бой, видя в будущем мирном соглашении катастрофу. Благодатная тема-кормилица вечной холодной войны с Баку уходит, а с нею и уходит и почва из-под ног! Как забиваются нечищеные водостоки в ливень, этим добром сегодня забиты телеграм-каналы и ютюб.

И, наконец, еще одним моментом истины для России и бывших советских республик стало предварявшее трехстороннюю встречу Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна заседание Высшего Евразийского экономического совета.

В его работе впервые принимал участие президент Азербайджана - страны, которая не входит в ЕврАзЭС, но в значительной степени уже встроена в хозяйственные и интеграционные процессы внутри этого объединения как его важное связующее звено. Поэтому пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал Ильхама Алиева важным гостем на заседании Высшего Евразийского экономического совета.

За день этого, в поздравительной телеграмме по случаю Дня независимости Азербайджана, которую он направил в Баку накануне приезда Ильхама Алиева в Москву, Владимир Путин написал, что «Азербайджан играет активную роль в решении многих важных вопросов международной повестки дня, а российско-азербайджанские отношения, по его словам, «вышли на уровень союзнического взаимодействия».

В свою очередь, совсем другой момент истины в российско-армянских отношениях до трехсторонней встречи в Москве наступил в ходе большой пресс-конференции Никола Пашиняна в Ереване, которая, что называется, наделала шороху.

У всех, кого интересует, когда наступит долгосрочный мир на Южном Кавказе, а также когда исчезнут все недоговоренности, недопонимания и разночтения в российско-армянских отношениях, интерес к ответам Никола Пашиняна был огромным. Было важно понять, с каким багажом политических и дипломатических наработок он летит на решающие переговоры в Москву.

Однако пресс-конференция армянского премьера побила все рекорды по количеству жалоб, претензий, шпилек, укоров и выпадов в адрес России, часть из которых и вовсе попахивали - шантажом. Наиболее скандальным стал выпад в адрес Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Никол Пашинян дал понять, что Ереван может выйти из ОДКБ, тем самым подтвердив, что этот вопрос остается для него актуальным.

Не год и не два армянская сторона видит миссию ОДКБ в том, чтобы использовать ее как инструмент давления на Азербайджан. А занятая ОДКБ позиция равноудаленности от сторон конфликта воспринимается чуть ли не как предательство.

Но столкнуть лбами Москву и Баку не получается - и это злит. В связи с этим Никол Пашинян открытым текстом заявил, что Ереван получает интересные предложения о приобретении вооружения и военной техники от других стран, но пока не может ее получать из-за членства страны в ОДКБ.

Что это если не шантаж - не будете помогать, найдем других, кто поможет. Где найдем? Понятное дело - на Западе.

По его словам, в повестке отношений Армении с ЕС и США нет вопроса о разрыве связей с Россией, но Ереван стал обсуждать с западными партнерами тему безопасности, поскольку нынешняя архитектура безопасности, созданная Россией и ее союзниками в регионе, для него уже ненадежна.

Вообще, Никол Пашинян продолжал раздавать всем сестрам по серьгам. Досталось российским миротворцам, которые не выполняют своих функции в Лачинском коридоре.

И наконец, влетело нам, российским журналистам и экспертами, которые не то вещают об Армении на российских федеральных телеканалах, чего бы хотели в Ереване. По его словам, звучащая в России «критика страны, народа, государства неприятна». «Мы неоднократно поднимали этот вопрос и обсуждали его с российскими коллегами. Мы получали ответ, что нельзя ограничивать свободу прессы», - сокрушался Пашинян.

Вообще, тема жалобы на российские СМИ прозвучала впервые. Наверное, в Баку тоже могли бы пожаловаться на то, что говорят и пишут об Азербайджане, учитывая, что туркофобов и азербайджанофобов, не сходящих с экранов, у нас хватает.

И вот для меня было открытием, что при этом российские СМИ, оказывается, ведут какую-то антиармянскую кампанию.

И наконец, свою репутацию, наверное, главного жалобщика на постсоветском пространстве Никол Пашинян подтвердил уже на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета, устроив перепалку с Ильхамом Алиевым прямо в Кремле, на глазах у Владимира Путина и других лидеров бывших советских республик и членов их делегаций.

Можно сказать, мы впервые увидели армяно-азербайджанский конфликт в лицах, где были важны не только слова, но и голосовые модуляции, красноречивая мимика и жесты.

Не будем подробно пересказывать этот спор - вы это все видели своими глазами, но отметим, что жаловался, предъявлял претензии - причем перед всем озадаченным руководством стран ЕврАзЭС - не Ильхам Алиев, а Никол Пашинян. В этой ситуации президент Азербайджана разложил ситуацию на атомы, доходчиво разъяснив, что значит слово «коридор» в практике международных отношений и напомнил о том, что коридоры связывают, а не разъединяют, как Международный транспортный коридор «Север-Юг». Именно по этой причине Азербайджан, по словам Алиева, ввел в оборот понятие «Зангезурский коридор». «Название коридор» никоим образом не является посягательством на чью-то территорию. Это международный термин», - спокойно объяснил Ильхам Алиев.

Что касается функционирования Лачинского коридора, то Ильхаму Алиеву опять-таки пришлось терпеливо, что еще больше раздражало Пашиняна, объяснять, что коридор не заблокирован, что ничего подобного нет и в помине, а есть просто КПП в нескольких метрах от поста российских миротворцев.

Самые же важные слова после этого сказал Владимир Путин, по мнению которого, все эти неурегулированные вопросы и разночтения в формулировках по поводу «коридора» и «дороги» носят чисто технический характер. Все это не должно стать препятствием для подписания мирного договора. По его словам, гораздо важнее то, что по принципиальному вопросу, вопросу территориальной целостности, есть договоренность, и эта основа для того, чтобы договориться по другим вопросам.

В свою очередь, в своем выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета Ильхам Алиев указал на то, что «существуют серьезные предпосылки нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией на основе взаимного признания территориальной целостности и суверенитета». «Я считаю, что есть возможности для выхода на мирное соглашение, тем более принимая во внимание то, что Армения официально признала Карабах частью Азербайджана», -отметил Ильхам Алиев.

Самый же главный вывод состоит в том, что заседание Высшего Евразийского экономического совета показало безальтернативность процессов интеграции на постсоветском пространстве, в стороне от которых больше не может находиться Южный Кавказ. Категорически не согласен с теми, кто считает, что встречи в Москве были безрезультатными - они были результативными, прояснив многое и обозначив четкую перспективу, благодаря пережитыми нами моментам истины.

Интеграционные процессы - мощное веление времени, которое все более настойчиво стучится в двери региона, где предстоит поставить точку в старейшем конфликте на постсоветском пространстве. Фактически, в этом видится главный смысл послания Ильхама Алиева, который находясь в Москве в эти дни напомнил о том, что сотрудничество Азербайджана со странами - членами ЕврАзЭС за исключением Армении успешно развивается на протяжении 30 лет. Так что интеграция с Зангезурским коридором, о которой говорили азербайджанский президент и другие участники совещания ЕврАзЭС, побеждает в упорных боях с тупиковой дезинтеграцией, сдающей свои окопы, теряющей смысл и остающейся по ту сторону истории 21-го века.