AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Казахстанские уроки для Кавказа (видео)

Что скажет Строкань: Казахстанские уроки для Кавказа (видео)

14.01.2022 16:07

Уроки январских потрясений на постсоветском пространстве для Москвы, Баку и Еревана разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Первые признаки стабилизации ситуации в Казахстане и вывод из страны миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности не сняли остроту темы январского взрыва в этой стране. Потрясшие регион события в Казахстане - стратегически важном государстве на постсоветском пространстве, где пересекаются интересы России и ее союзников по ОДКБ с интересами государств тюркоязычного мира, в который помимо Казахстана входят Турция и Азербайджан, получили долгое эхо во многих столицах. Кроме того, произошедшее на этой недели новое обострение на границе Армении и Азербайджана подогрело практически угасший интерес к теме возможного участия ОДКБ в урегулировании на Южном Кавказе, к которому в последние года активно призывал Ереван.

То обстоятельство, что миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане - так уж совпало - проходила в период председательства в этой организации Армении, не могло не вызвать целую бурю в социальных сетях и лавину комментариев на тему того, возможны ли какие-то сходства, аналогии или параллели с событиями в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Или это две совершенно разные истории.

В то время как большинство восприняло участие премьера Пашиняна в переговорах об отправке многонационального воинского контингента в Казахстан как сугубо организационную функцию, которую он должен был осуществить в качестве председателя совета ОДКБ, ряд наблюдателей все же пошли гораздо дальше. Они пришли к выводу, что миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане -- это чуть ли не заслуга премьера Пашиняна, который предстал эдаким спасителем этой страны.

Но если следовать этой логике, то долг платежом красен, разве не так? С учетом этого невольно вновь возникает вопрос, который еще вчера показался бы неуместным и давно снятым с повестки и который теперь задают себе многие.

Этот вопрос звучит так: может ли Ереван, с учетом казахстанского прецедента и созданной им принципиально новой ситуации, попытаться актуализировать тему своего давнего безуспешного обращения в ОДКБ, в свое время не получившего никакого отклика, и уже теперь добиться своего. А именно, решения об использовании сил этой организации на границе с Азербайджаном, которое будет обосновано необходимостью защиты Армении от якобы продолжающейся агрессии Баку.

Напомним, что генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась ранее неоднократно говорил о том, что никаких поводов для вмешательства этой организации не было ни во время 44-дневной войны осени 2020 года, ни во время последующих периодов эскалации на границе Азербайджана и Армении.

Но то было раньше. А вот что сейчас, когда миротворцы ОДКБ, среди которых были не только русские и белорусы, но и армянские военные, все-таки побывали в Казахстане -- с первой подобной миссией в истории этой организации?

Казалось бы, интрига есть, но на самом деле ее нет. Сейчас ровным счетом ничего не изменилось. Это -- один из первых и главных уроков казахстанских событий для Южного Кавказа.

Несмотря на новое обострение на азербайджано-армянской границе, которое произошло на этой неделе, никаких телодвижений вокруг предполагаемого вмешательства в этом регионе ОДКБ не происходит. Придя на помощь Казахстану благодаря коллективной воле России и союзников по ОДКБ, а не вследствие особой роли Никола Пашиняна, эта организация задействовала статью 4 своего Устава, предполагающую защиту государства-члена от внешней или внутренней угрозы.

При этом статья 4 ОДКБ совершенно не подходит к ситуации в зоне армяно-азербайджанского конфликта, кто бы и что ни говорил о некой азербайджанской агрессии и внешней угрозе Армении. Быстро отреагировав на события в Казахстане и по прежнему не видя необходимости реагировать на ситуацию в отношениях Армении и Азербайджана, ОДКБ и дальше не демонстрирует никакой готовности быть использованной для поддержки территориальных претензий Армении.

Россия признает территориальную целостность Азербайджана, как это делает и международное сообщество.

Понимание того, что и после казахстанского кризиса ОДКБ не станет третьей стороной вероятного нового противостояния Еревана и Баку особенно важно сегодня, когда угроза возобновления конфликта все еще не снята с повестки дня.

«Мы не хотим третьей войны, ее нет в наших планах. Мы хотим, чтобы военный период закончился, мы хотим, чтобы установились нормальные отношения, чтобы Армения наконец признала территориальную целостность Азербайджана. Мы хотим этого. Но если мы увидим, что для нас существует угроза, эта угроза будет уничтожена на месте», - заявил на этой неделе Ильхам Алиев в интервью азербайджанским телеканалам.

По его словам, в Армении реваншистские тенденции все еще проявляются не только у бывших, но и у действующих государственных чиновников. «Мы никогда не должны забывать, с каким соседом мы живем по соседству. Провокации, совершенные на границе, также связаны с этим. Они хотят испытать нас снова», - предупредил Ильхам Алиев.

Второй главный вывод из казахстанских событий состоит в том, что они позволили лучше понять ту внешнеполитическую систему координат, в которой находится Азербайджан, с одной стороны являющийся стратегическим партнером России, с другой стороны, входящий в тюркоязычный мир, объединенный в Организацию тюркских государств.

Надо сказать, что в то время как решающую роль в урегулировании в Казахстане сыграла ОДКБ, Организация тюркских государств, куда помимо Азербайджана, Турции и Казахстана входят Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Венгрия, в эти дни активно реагировала на события в одном из государств-членов. Такая реакция не случайна и она обусловлена не только общностью исторических, национальных и культурных корней. В азербайджанских и региональных СМИ появились рассуждения о том, что хаос в Казахстане стал бы серьезным вызовом для всего пояса тюркских государств, включая Азербайджан. Дестабилизация в регионе грозила поставить под сомнение будущее транспортной магистрали «Восток-Запад», составной частью которой должен будет стать Зангезурский коридор. Как и Россия -- Казахстан и Азербайджан -- страны Каспийского бассейна, поэтому нестабильность в Казахстане создавала потенциальную зону нестабильности и для Азербайджана.

Не удивительно, что выразив солидарность с «братским Казахстаном» и готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку, собравшийся на этой неделе Совет министров иностранных дел Организации тюркских государств поддержал контртеррористическую операцию в этой стране, подчеркнув важность соблюдения норм и принципов международного права.

«В Азербайджане с глубоким беспокойством наблюдают за ситуацией в братском Казахстане. Вызывает особое сожаление то, что в результате событий прошлой недели было много раненых и погибших. Азербайджан выступает за скорейшую нормализацию ситуации в Казахстане и восстановление верховенства закона», -- сообщил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. Схожее заявление сделал и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

И все же более глубокий анализ того, как были восприняты события в Казахстане политиками, дипломатами и экспертами в Турции и Азербайджане и то, какие геополитические выводы из них были сделаны, свидетельствует о том, что эта реакция все же не совпадает. Если на официальном уровне Баку и Анкара говорят об одном и том же, то на неофициальном уровне, который можно считать вторым эшелоном или треком политики и дипломатии -- пусть и не главным, но позволяющим судить об определенных настроениях и трендах, все не так просто и однозначно.

Если в Баку никто не ставит под сомнение целесообразность миротворческой миссии ОДКБ в Казахстане, то в Турции нашлись политики и общественные деятели, которые восприняли ее ревностно, чуть ли не как попытку Москвы и ОДКБ ограничить влияние Анкары и Организации тюркских государств на постсоветском пространстве.

Вот что заявил бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, который в настоящее время возглавляет «Партию будущего»: «Я разочарован тем, что Казахстан обратился за помощью к ОДКБ. Организация тюркских государств должна была взять на себя решение этой проблемы. То, что не было предпринято необходимых шагов в этом направлении, является показателем слабости солидарности тюркского мира».

Еще более резкое заявление сделал известный турецкий общественный деятель Халил Канак, председатель Ассоциации солидарности тюркского мира, сокрушавшийся по поводу того, что руководство Казахстана обратилось за помощью к ОДКБ. «Не забывайте, что мы -- большая семья из 350 миллионов человек в тюркском мире. Мы самодостаточны. Вам не нужно искать решения в другом месте», -- заявил Халил Канак.

Таким образом, второй главный вывод из казахстанских событий состоит в том, что Баку в очередной раз продемонстрировал многовекторность, независимость и самодостаточность своей внешней политики и нежелание участвовать ни в каких войнах за сферы влияния.

При этом реакция на казахстанские события в очередной раз показала всем: любые рассуждения о том, что Баку всего лишь младший брат Анкары и собственного голоса не имеет, полностью лишены оснований.

И наконец, третий главный вывод, который можно сделать из казахстанских событий, состоит в том, что элиты и народ этой страны по-разному видят перспективы ее развития.

Это обстоятельство, а также сочетание ряда внешних и внутренних факторов и создало гремучую смесь январского конфликта, которая привела к взрыву. Конечно, можно спорить о том, кто стоит за появившимися на улицах боевиками с оружием -- международные террористы или лидеры кланов -- джузов, добивающиеся нового передела власти и собственности.

Но как бы то ни было, факт остается фактом: специфика государственных и общественных отношений в Казахстане остается очень непростой, что делает ситуацию неустойчивой.

Совершенно иную ситуацию мы имеем в Азербайджане: при том, что недовольных можно найти в любом обществе и везде можно встретить злоупотребления и коррупцию, страна имеет четкую стратегию развития и восстановления освобожденного Карабаха, которая стала мощным инструментом консолидации, а не разобщения власти и общества.

Нельзя не признать, Азербайджан сегодня одно из сильнейших, самодостаточных и динамично развивающихся государств постсоветского пространства.

Перечислим основные слагаемые азербайджанской модели: политическая стабильность, отсутствие борьбы кланов, которая проявилась в Казахстане. Кроме того Азербайджан - это единственная страна, которая смогла добиться крупного военного успеха за последние годы. Важный фактор - поддержка народом президента Ильхама Алиева после победы во второй карабахской войне.

Разбор ситуации, которая привела к январским потрясениям на постсоветском пространстве, будет продолжаться, как снежный ком, обрастая все новыми подробностями, аргументами и контраргументами. Наверняка, в каждой из бывших советских республик будут и дальше делать свои выводы, информационная война не прекратится и каждая из сторон будет пытаться использовать эту историю в своих целях. В этой ситуации Москва и Баку доказали, что их отношения прошли еще одно непростое испытание на прочность: испытание Казахстаном.