AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB

A
Что скажет Строкань: Новая реальность Шуши (видео)

Что скажет Строкань: Новая реальность Шуши (видео)

14.05.2021 15:53

Восстановление города-символа Карабаха на фоне ожесточенных споров о его настоящем, прошлом и будущем анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку» 

Шуша - второй по величине город-символ Нагорного Карабаха, провозглашенный культурной столицей Азербайджана, в первые дни мая снова оказался одной из самых горячих тем в Ереване и Баку, вкладывающих в нее противоположный смысл. 

Для Азербайджана новый отсчет времени для Шуши начался 8 ноября 2020 года. Президент Ильхам Алиев, на этой неделе посетивший Шушу уже во второй раз за последние месяцы, открыл в древнем городе первый после окончания карабахского конфликта музыкальный фестиваль «Хары Бюльбюль», а также принял участие в торжественной церемонии закладки фундамента новой мечети, которую было решено провести в канун мусульманского праздника Ураза-байрам. 

«Я предложил, чтобы форма мечети отражала цифру восемь, потому что мы освободили Шушу 8 ноября», - пояснил Ильхам Алиев, добавив, что минареты мечети будут напоминать цифру 11, поскольку Шуша «была освобождена в одиннадцатый месяц года». При этом он не мог не напомнить о том, что раньше в Шуше было 17 мечетей, и все они были разрушены, когда город находился под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской республики. 

Как стремительно меняется ситуация в регионе! Еще какой-то месяц назад, когда только сошел снег, из-под которого проступили обгоревшие обломки ракеты комплекса «Искандер-М», эта неприглядная история стала еще одним напоминанием о недавней войне и битве за город-символ. 

Однако к сегодняшнему дню инцидент с обломками российских «Искандеров-М», из которых уж точно никак не могла стрелять азербайджанская сторона, перестал быть таким же раздражителем, как раньше. Вопросы о том, кто и как стрелял, и почему это оружие большой разрушительной силы вдруг оказалось в городе-памятнике, где каждый камень дышит историей и культурой и требует особой защиты, конечно, остались, но несколько отошли в сторону. 
 
Подтверждением этого и стал прошедший 12-13 мая при поддержке Фонда Гейдара Алиева музыкальный фестиваль «Хары Бюльбюль», в котором приняли участие творческие коллективы из разных регионов Азербайджана. 

Выступивший на открытии фестиваля президент Алиев не только пообещал, что теперь «Хары Бюльбюль» сделал особый упор на том, что это вовсе не фестиваль представителей одной национальности или религии. Это культурный праздник для всех, кто сегодня живет в Шуше - азербайджанцев и армян, мусульман и христиан. «Отсюда, из Шуши, мы шлем послание - только в многоконфессиональных, многонациональных странах, обществах бывает развитие», - заявил Ильхам Алиев, призвав на примере Шуши осознать универсальное значение тех позитивных перемен, которые происходят с той или иной территорией, выпадающей из моноэтнической модели строительства общества. 

Весьма символично, что перед своей поездкой в Шушу президент Алиев своим указом объявил этот город культурной столицей страны. «Дальнейшее совершенствование государственного управления и правового регулирования в Шуше не только послужит восстановлению и сохранению историко-культурного наследия в городе, но и создаст условия для его непрерывного развития», - говорится в распоряжении главы государства. Как следует из документа, провозглашение Шуши культурной столицей имеет своей целью «продвижение его на международной арене как сияющей жемчужины богатой культуры, архитектуры и градостроительства Азербайджана». 

Снова открыть для себя Шушу не только граждане Азербайджана, но и все те, кто хочет лучше узнать богатую историю и культуру закавказского региона, смогут уже в будущем году, когда будет отмечаться 270-летие основания города. 

Строго говоря, курс на активное восстановление Шуши, которое сразу после войны стало приоритетной государственной программой, был взят еще в начале этого года. Напомним, что 18 января Ильхам Алиев учредил Институт представительств президента в Нагорном Карабахе, «с целью ускорения созидательных, восстановительных работ и реконструкции на освобожденных от оккупации территориях». 

В марте этого года, когда в Азербайджане отмечали праздник весны - Навруз, свои поздравления соотечественникам Ильхам Алиев направил именно из Шуши, посетив город вместе с супругой Мехрибан и дочерью Лейлой. Тогда они разожгли традиционный праздничный костер на знаменитом месте скачек - Джидыр дюзю, и в своем обращении к нации президент объяснил, что возращение Шуши стало переломным моментом всей почти тридцатилетней истории карабахского конфликта. «Ежегодно поздравляя азербайджанский народ с Новруз байрамы, я говорил, что мы вернемся на родные земли. 

Говорил, что мы восстановим территориальную целостность страны. Говорил, что после освобождения наших земель от оккупации мы отметим Новруз байрамы в Карабахе, и этот день настал. Сегодня мы отмечаем Новруз байрамы в нашем древнем городе, культурной столице Азербайджана - Шуше», - заявил Ильхам Алиев. В своем обращении он сделал упор на том, что Шуша должна стать примером мирного возрождения региона и витриной происходящих в регионе перемен. «Мы восстановим не только Шушу, но и все освобожденные земли. Созидательная работа началась, дан старт инфраструктурным проектам. Ведется подсчет ущерба, готовятся генеральные планы городов», - отметил Ильхам Алиев. 

Подтверждением этих слов стало начавшееся еще в январе строительство автомобильной дороги, которая соединит Шушу с еще одним возвращенным городом - Физули. Как заявили на днях в пресс-службе агентства автодорог Азербайджана, дорога Физули-Шуша будет сдана в эксплуатацию в сентябре этого года, учитывая, что работы ведутся непрерывно. На дороге протяженностью 101 километр будут построены четыре моста. 

Между тем, несмотря на окончание карабахского конфликта, в Армении вся история потерянной Шуши, ее интерпретация и сделанные выводы по-прежнему выглядят полной противоположностью всему тому, что говорится и делается в Баку. Если азербайджанская сторона обещает сделать Шушу городом межнационального и культурного объединения, то в Армении с первых дней потери города вопрос Шуши стал источником теории заговора, инструментом острейшей внутриполитической борьбы и наконец, средством пропагандистской войны против Азербайджана на международной арене. В ходе этой войны предпринимаются, пусть и весьма неловкие, попытки внушить миру идею о том, что Баку якобы пришел в Шушу не для восстановления, а для выдавливания из нее армян и осквернения христианских святынь, чтобы сделать город исключительно азербайджанским и мусульманским. 

Начнем с того, что сразу после окончания карабахского конфликта армянская оппозиция обвинила Никола Пашиняна в том, что он якобы вступил в тайный сговор с Ильхамом Алиевым и сдал Шушу без боя, тем самым совершив акт национального предательства. Об абсурдности этой версии Ильхам Алиев заявил еще в январе. 

«Посмотрите, что говорят об освобождении Шуши представители Армении и их покровители за рубежом. Как будто нам отдали Шушу, не было боев, армяне покинули Шушу. Это наглая ложь! Освобождая Шушу, азербайджанские солдаты и офицеры проявили героизм, профессионализм, физическую силу и высокий национальный дух», - заявил Ильхам Алиев. 

Казалось бы, все разъяснено, а иллюстрацией того, что здесь шли ожесточенные бои - если кто-то не верит президенту Алиеву - могут служить те самые найденные в Шуше обломки ракет «Искандеров». 

Тем не менее, все это никого ни в чем не убедило. Уже 9 мая бывший президент Армении Роберт Кочарян на митинге своих сторонников в Ереване объявил о том, что с этого дня начинается «обратный отсчет» времени, которое осталось действующей власти, обвиняемой в поражении в карабахской войне. «Сегодня день освобождения Шуши и сегодня с этой площадки мы начинаем обратный отсчет времени, оставшейся властям. Им осталось 42 дня, завтра останется 41 день, через день - 40 дней. Каждый день в соцсетях ставьте этот обратный отсчет. Это должно быть растущим общественным ожиданием», - заявил Роберт Кочарян, вспомнив о том, как 9 мая 1992 года Шуша была отбита у Азербайджана в ходе первой карабахской войны. В связи с этим он дал понять, что Никол Пашинян еще не заплатил, но должен будет заплатить за потерю Шуши высокую цену. 

Версия о закулисных договоренностях Никола Пашиняна с Ильхамом Алиевым, оказавшаяся удивительно живучей, живет параллельно с еще одной версией о том, что азербайджанская сторона, якобы, начала разрушение одной из главных христианских святынь Карабаха - собора Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц в Шуше. В первые дни мая армянские СМИ и телеграм-каналы распространили фото собора Казанчецоц с демонтированными куполами, после чего забили тревогу политики, религиозные и общественные деятели, представители творческой интеллигенции. 

«Азербайджан пытается уничтожить армянское культурное наследие. Ничем иным, чем варварством шаг демонтажа куполов собора Казанчецоц назвать невозможно. Данный вопрос должен стать предметом обсуждения стран Минской группы ОБСЕ и других международных организаций», - негодовала лидер правящей фракции «Мой шаг» в парламенте Армении Лилит Макунц. 

Вопрос о соборе Казанчецоц поднял на прошлой неделе на брифинге с посетившим Ереван министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и глава МИД Армении Ара Айвазян. Так что же все-таки происходит со знаменитым собором Шуши, из-за чего весь этот сыр-бор, призывы вмешаться к ЮНЕСКО, к Минской группе ОБСЕ, и вообще ко всей прогрессивной общественности? 

Давайте разбираться. 

Вот разъяснение, которое дал по поводу разгоревшегося скандала МИД Азербайджана. «В рамках масштабных восстановительных работ в Шуше восстанавливаются мечети, исторические памятники, мавзолеи, дома-музеи, а также церковь Казанчецоц. Отметим, что эта реконструкция проводится в соответствии с оригинальным архитектурным стилем с целью восстановления исторического облика Шуши», - говорится в заявлении азербайджанского дипломатического ведомства. В МИД Азербайджана также напомнили, что обломки ракеты «Искандер-М» были найдены всего в 200 метрах от собора Казанчецоц. 

Что можно добавить ко всему этому? 

Наверное, надо набраться терпения и дождаться того, как будет выглядеть собор после реконструкции и сравнить, что было «до» и что станет «после». Вот тогда можно будет спокойно, без истерики и политизации вопроса рассуждать о том, кто строит, а кто разрушает, кто прав, а кто виноват. Жизнь рассудит. 

Не отказываясь от разбора того, что же произошло в дни войны и что происходило здесь раньше, почему памятники Шуши оказались в столь жалком состоянии, в Баку все же больше думают о будущем. О том, что ждет Шушу и ее жителей - независимо от их национальности вероисповедания через год, два, пять, десять лет. 

Новое время Шуши не остановить и назад не повернуть.