AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Зачем Ереван давит на Анкару через ООН. Эксперт

/upload/iblock/625/6254780fb723693ca724201897f7f735.PNG

Вице-премьер Армении Тигран Авинян на встрече в Нью-Йорке с заместителем генсека ООН Фекитомоэла Катоа Утойкаману призвал международную организацию способствовать решению вопроса открытия турецко-армянской границы. Авинян предложил замглавы ООН предпринять практические шаги по урегулированию вопроса. В ответ Утойкаману заверила, что изучит вопрос.

Напомним, в 1993 году Турция в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией из-за нагорно-карабахского конфликта. Граница между двумя государствами до сих пор на замке, дипломатические отношения отсутствуют. Турция как братская для Азербайджана страна посчитала невозможным продолжать дипломатические отношения с государством, оккупировавшим азербайджанскую территорию. Таким образом уже почти 30 лет Армения пребывает в статусе государства, у которого с двумя из трех стран-соседей, закрыты границы.

Армения довольно регулярно призывает Турцию рассмотреть вопрос открытия границ, правда, без предусловий, однако получает столь же регулярный ответ – о том, что этот вопрос не может быть рассмотрен, пока не будет урегулирован нагорно-карабахский конфликт, то есть пока Армения не выведет свои войска с азербайджанских оккупированных территорий и территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена.

О том, как воспринимать предложение Еревана к ООН, а также, будет ли международная организация действительно каким-то образом реагировать на просьбу Еревана о помощи, «Москва-Баку» рассказал директор Центра изучения новой Турции (ЦИНоТ) Юрий Мавашев.

301215_itogi_mavashev_vrez.jpg«Напомню, одним из первых заявлений на тот момент и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна после победы его блока «Мой шаг» на парламентских выборах в прошлом году стал месседж о готовности к установлению дипломатических отношений с Турцией, но без предусловий, то есть, естественно, имелось ввиду без привязки к урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Попытки восстановить отношения между Турцией и Армении уже были и известны как так называемая «футбольная дипломатия». Тогда президентом Турецкой Республики был Абдулла Гюль, а министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу стал главным инициатором налаживания отношений Анкары и Еревана в рамках концепции «Ноль проблем с соседями».

В 2009 году между Турцией и Арменией в Цюрихе был подписан "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений", которые после подписания должны были быть ратифицированы парламентами двух стран. В соответствии с подписанными документами стороны планировали установить дипломатические отношения, открыть общую границу, начать регулярные политические консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран, а также признать территориальную целостность каждого государства. Однако после подписания в обеих странах появились недовольные документами. При этом Турция стала настаивать на том, что ратификация документов возможна только при ряде условий – в частности, тех самых, которые и были зафиксированы после закрытия турецко-армянской границы – прекратить добиваться признания «геноцида армян» и вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий. Турция отказалась ратифицировать протоколы, ситуация в течение 9 лет висела в воздухе, и весной 2018 года Армения протоколы аннулировала.

Армения неоднократно провоцировала Турцию, то обвиняя ее в отсутствии политической воли в вопросе открытия границ, то снова призывая обсудить этот вопрос. Непоследовательность в этом вопросе как характерная черта передалась от предыдущей власти Армении новому руководству. Со стороны нового руководства Армении мы слышим примерно ту же риторику по вопросу турецко-армянской границы, что и при Серже Саргсяне.

В ситуации с предложением вице-премьера Армении к заместителю генсека ООН, речь может идти об отвлечении внимания мировой общественности от нагорно-карабахской проблемы. С другой стороны, мы видим попытки Еревана сработать на внутреннюю аудиторию, на общественное мнение в Армении. Как известно, именно нагорно-карабахский конфликт стал причиной закрытия границы Турции и Азербайджана с Арменией. В результате Армения оказалась в блокаде. Неурегулированность конфликта бьет по экономическому состоянию самой Армении, она оказывается не вовлеченной в глобальные региональные проекты. Кроме того, существуют 4 резолюции ООН, согласно которым Армения должна вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана. И когда страна оккупировавшая чужие территории пускает пыль в глаза, призывая ООН, резолюции которой она же и не выполняет, помочь ей не выполнять их дальше, - ситуация выглядит довольно странно, а попытки Армении как-то манипулировать этим вопросом – контрпродуктивными. Вряд ли ООН что-то должна Армении и она, безусловно, будет обращаться к резолюциям Совбеза и требовать их выполнения, при этом не показывая приоритет в отношении какой-либо из сторон конфликта. А резолюции Совбеза ООН говорят сами за себя. Чего здесь еще нужно?! Ереван нуждается в открытии границы, хочет взаимодействовать с соседями, но не готов уважать их, не проявляет гибкость в карабахском вопросе. И обращение в ООН без выполнения резолюций - это также пример непоследовательности политики Еревана.

Кроме того, Ереван не в самые лучшие времена для Турции, хочет усилить на нее международное давление. Сегодня ЕС в отношении Анкары может ввести санкции из-за геологоразведки в исключительной экономической зоне Кипра. Не лучшим образом для Турции складываются отношения и с США из-за покупки у России ЗРК С-400. Армения  в этих условиях, когда международная обстановка способствует, решила поднадавить на Турцию.

Нужно понимать, что Анкара на нормализацию отношений с Ереваном без консультаций с Баку никогда не пойдет. Учитывая братские отношения Реджепа Эрдогана и Ильхама Алиева. Если Анкарой и будут приняты какие-то шаги, то только с учетом мнения Азербайджана. Вряд ли все эти попытки давления со стороны Армении на Турцию возымеют какой-то эффект».