AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB
Новости дня

Доктор юридических наук Владислав Гриб: БДИПЧ ОБСЕ портит свою репутацию на международной арене, отказавшись не ехать на выборы в Азербайджан

Юлия Ткачёва, "Москва-Баку"
22.10.2015 12:21


Доктор юридических наук, заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб объяснил корреспонденту «Москва-Баку» какими правами обладает БДИПЧ ОБСЕ и почему не приезд Бюро на выборы в Азербайджан подпортит имидж этой организации на международной арене, а также поделился мнением об уровне избирательного законодательства в России и Азербайджане.

- Владислав Валерьевич, вы являетесь выпускником международно-правового факультета МГИМО МИД РФ, и сегодня большой пласт вашей работы посвящен юриспруденции. Что в приоритете? 

- Не буду «растекаться мыслью по древу», а отмечу главное. Самое приоритетное для меня сегодня - это работа над законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». 

- А разве закон не принят еще в прошлом 2014 году? 

- Вы знаете, так-то оно так, но как следует он не работает. Мной даже изданы комментарии к данному закону, также я поучаствовал в самой разработке. К сожалению, сегодня закон тормозится на региональном уровне. Поэтому прилагаются все усилия для его полноценного действия. 

- Чем примечателен этот закон? 

- По сути, с точки зрения юриспруденции, это уникальный закон. Мало аналогов даже в мире. Может, конечно, это прозвучит несколько романтично, но у нас есть органы следствия, прокуратура, суд, от которых, по ряду причин, не всегда можно добиться сто процентной эффективности. Поэтому на первый план выходят общественные институты. Другими словами, наш закон - это общественная проверка, которая контролирует эффективность работы органов власти. 

- Вы являетесь членом Общественной палаты РФ (ОП РФ), какие еще направления в борьбе за права граждан в России вы ведете? 

- ОП создала Российскую ассоциацию общественного контроля (РАОК), которая предназначена контролировать работу органов государственной власти. Целью создания новой структуры является защита прав и свобод граждан, а также интересов общественных организаций. Как раз мне выдалась возможность стоять у истоков её создания. 

- Гражданское общество будет контролировать органы власти? 

- Как бы это не звучало странно, но если помните, в Советском Союзе были и Комсомол, и Профсоюзы. Именно тогда происходило то самое влияние общественности на принятие решений в государстве. Что-то подобное я и хотел создать. Поэтому призываю, чтобы такая система заработала. Кстати, она эффективно функционирует в различных странах. 

- А что вы можете сказать о демократии, как инструменте гражданского общества? 

- Вы знаете, само слово «демократия» настолько избито сегодня, что просто потеряло смысл. Как сказал однажды Уинстон Черчилль: «Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались, время от времени». Безусловно, она лучше, чем диктатура или тоталитарный режим, но демократия в таком виде, как мы ее наблюдаем в мире сегодня - не дает тех гарантий защиты прав человека и гражданина, которые так сегодня необходимы. 

- Получается, что демократия трансформировалась? 

- Безусловно. Сама демократия зачастую в разных странах уже определяется деньгами. То есть, это и неограниченно раздутые бюджеты политиков на рекламу на телевидении, радио, СМИ, и другие инструменты воздействия на мнение населения. «Демократия» на Западе находится в руках олигархов, назовем вещи своими именами. Понятия «абсолютная демократия» также не существует, да и она в таком виде пагубна, так как в любой стране, прежде всего, должен быть порядок и верховенство закона. 

- Какие еще вызовы, как правило, стоят перед руководством любой страны? 

- Одна из серьезнейших проблем – это коррупция. Кстати, приведу здесь колоссальный по эффективности опыт Сингапура. Там коррупцию очень здорово изжили. Также – Азербайджан, Грузия, где крайне эффективно борются с коррупцией. Конечно, чем меньше страна, тем легче бороться с этим «злом». Но я вам скажу – России стоит перенять опыт Азербайджана и других стран, где хоть и не на сто процентов, но победили коррупцию. Любой чиновник должен четко осознавать, что подобные нарушения ведут к отстранению от должности, либо к уголовному преследованию. В последнее время в РФ большие подвижки в борьбе с коррупцией. Кстати, коррупция – это общемировая проблема. На днях разразился очередной громкий скандал, когда экс-председателю Генассамблеи ООН предъявили обвинение в коррупции.

- Нам, как простым обывателям, интересно узнать, что происходит с избирательным законодательством сегодня на международном уровне? Например, почему Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) решило не направлять миссию наблюдателей в Азербайджан… 

- Послушайте, организация выборного и политического процесса в любой стране – это абсолютное внутреннее дело государства. Причем тут все эти международные организации? Безусловно, БДИПЧ ОБСЕ уважаемые, всемирно признанные профессионалы. Их надо звать, они должны приезжать. Но только, кажется, там стали забывать, что их первостепенные задачи – следить за исполнением национальных, подчеркиваю, именно национальных законов, которые сложились в стране. 

Еще раз хочу напомнить о тонкой грани, которая лежит между вмешательством во внутренние дела государства и процессом наблюдения за выборами. БДИПЧ может приезжать, а может - нет. Это их право. Но только не надо заниматься политическими спекуляциями здесь. Если БДИПЧ решили не приезжать – то тогда и не стоит давать какие-либо комментарии после выборов. Всё, точка, их там не будет на выборах, конец дискуссии. Не нужно потом комментировать уровень демократических свобод в Азербайджане и т.д. А все заявления чиновников, которые если вдруг прозвучат – просто теряют смысл.

- Но всё же, как же так получается, в какую-то страну БДИПЧ приезжает, а в какую-то нет… 

- Неучастие в наблюдательном процессе – не самый лучший выход для них. Во-первых, БДИПЧ сильно портит свою репутацию на международной арене. Теперь вопросы появляются у мирового сообщества – насколько объективны выводы БДИПЧ? Насколько не предвзяты они? Очевидно, институт ОБСЕ поддался давлению, и теперь, все журналисты бесконечно и, притом, на всех последующих выборах будут спрашивать, а почему вы тогда не приехали на выборы в Азербайджан… Бюро сами себе сужают поле деятельности в области международного законодательства. На мой взгляд, не очень логичный шаг с их стороны. 

- Вы едете наблюдателем за выборами в Парламент в Азербайджан. Где еще приходилось работать наблюдателем? 

- Это и Республика Беларусь, и Украина, много где. Помню политические баталии между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Опыт богатый. Тем более, на все эти процессы я смотрю немного по-другому, а именно - с точки зрения юриспруденции. 

- Что необходимо, чтобы избирательное право соответствовало всем международным нормам?

- Конечно, есть общепринятые нормы, несмотря на специфику разных стран. Это и обеспечение равенства кандидатов, то есть доступа к избирательным фондам, к процессу формирования информационного предвыборного пространства СМИ. Также процедуры подсчета голосов. Принципы одни и те же. Также равенство прав, открытость, доступность, свобода волеизъявления. Могу точно сказать, что и российское законодательство, и законодательство Азербайджана полностью соответствуют этим принципам.

 - Как вы можете оценить оппозицию в Азербайджане? 

- На мой взгляд, население в этой стране консервативно поддерживает лидеров. Считается, что таким образом достигается большая стабильность. Даже можно провести сколько угодно предварительных опросов, чтобы удостовериться в этом. Население часто выбирает гарантии и стабильность, проверенные временем. Тогда, как сильная оппозиция, как правило, у людей уже ассоциируется с волнениями, баррикадами. В любом случае – посмотрим на результаты. Однако, с точки зрения политической конкуренции, все права для оппозиции должны быть максимально соблюдены.