Экс-замглавы МИД России (1990-1991) Андрей Федоров – в интервью «Москва-Баку» комментирует, есть ли будущее Армении в ЕС.
- Андрей Владимирович, накануне парламент Армении утвердил законопроект о начале процесса вступления республики в ЕС. Перед этим премьер страны посетил США, а затем – Францию… ЕС действительно примет Армению в свои ряды?
- Не думаю, что настолько. И что Армения будет принята в ряды ЕС... Но мы в России должны совершенно четко осознавать, что поворот Республики Армения в сторону Запада (в широком смысле это Европейский Союз и США) — это объективная реальность. И шансов на то, что этот процесс пойдет в обратном направлении, практически нет. Сейчас вероятнее всего вопрос будет заключаться в том, как Армения попытается сбалансировать свое движение на Запад прежде всего с точки зрения вопроса безопасности с сохранением до определенного момента своего места в Евразийском экономическом союзе. С этой точки зрения, к сожалению, нужно констатировать, что в самой Армении и вокруг нее, особенно в диаспоре, тезис о том, что Россия, дескать, не способна быть элементом ее национальной безопасности, становится доминирующим.
В России должны исходить из того, что в ближайшее время со стороны Армении будет осуществлено несколько ключевых шагов. Это проведение референдума о вступлении в ЕС. И второе – это выход на конкретные договоренности с США по организации в Армении новой системы национальной безопасности.
Это текущие реалии для России со стороны Армении. Все это, естественно, продолжит сказываться на российско-армянских отношениях. И, безусловно, скажется на ситуации в регионе, и, в частности, на Азербайджане.
С моей точки зрения, есть огромная ошибка многих экспертов, которые будущее региона сводят к политике Трампа. Ключевым фактором в действующей политике США является не столько сам Трамп, сколько его команда. Эта команда формирует схему, как действовать на разных направлениях, включая Южный Кавказ и т.д.
Поэтому, к примеру, не стоит преувеличивать факт отсутствия встречи президента США и премьера Армении в Вашингтоне. Встреча с Трампом – это такая, скажем так, символичность. Практическая политика делается не Трампом, а людьми из его команды. И эти люди достаточно жестко настроены на вытеснение России из региона Южного Кавказа.
- То есть на ваш взгляд поездка Пашиняна в США удалась?
- Конечно, удалась. Почему? Потому что в ходе этой поездки было достигнуто самое главное. В ходе нее была сформирована концепция новой национальной безопасности Армении, которая подразумевает предоставление ей базовой помощи со стороны Соединенных Штатов Америки. Формы, параметры помощи будут определены позднее. Но определенно, как говорится лед тронулся.
Основные контакты Пашиняна в США и Париже прошли через вице-президента Соединенных Штатов Вэнса. У армянского премьера, по моим данным, были констакты и с другими, более влиятельными людьми, чем Вэнс.
Поэтому Пашиняну можно сегодня о себе не очень-то беспокоиться. Беспокоиться стоит нам, потому что, как я и сказал, так называемая новая стратегия безопасности Армении подразумевает полное отсутствие России в регионе.
Россию с Южного Кавказа продолжат вытеснять. Армения может принять законодательный акт о прекращении пребывания российских сил на территории республики. Это вопрос «технического обоснования». CША становятся руководящей силой дальнейшего развития Армении. Ее будущее теперь ориентировано на те формулировки, на те подходы, которые отвечают национальным интересам Соединенных Штатов Америки.
Найти финансирование для Армении со стороны Вашингтона – это раз плюнуть, для них это не те деньги, чтобы их не найти.
- Зачем Пашинян поехал в Париж после США?
- Потому что Франция является ключевой страной по обеспечению процесса продвижения Армении в рамках Европейского Союза. И еще два года назад была достигнута договоренность, что Франция будет координировать данное направление – поддерживать политические и экономические шаги по поддержке ЕС Армении.