AZN = 58.78 RUB
USD = 99.93 RUB
EUR = 103.29 RUB
Новости дня

A
Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Южному Кавказу не стоит ждать облегчения в 2025 году

Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Южному Кавказу не стоит ждать облегчения в 2025 году

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
26.12.2024 16:36

/upload/iblock/721/721a597b4f1e650d2e511b16afc2c73c.jpg

Бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991) Андрей Федоров – в интервью «Москва-Баку» о перспективах армяно-азербайджанского урегулирования в 2025 году.

- Андрей Владимирович, может ли что-то скорректироваться в 2025 году в лучшую сторону для Южного Кавказа? Cтанет ли давление Запада на регион меньше, есть ли шанс на подписание мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией?

-Честно говоря, думаю, что пока в лучшую сторону ничего особо не скорректируется, Южный Кавказ будет оставаться зоной противодействия различных сил. И незавершенные вопросы в армяно-азербайджанском урегулировании переползут в 2025 год. Это первое.

Второе – нужно внимательно следить за тем, как будет развиваться ситуация в Армении. В этом году мы видели острое дистанцирование Еревана от ОДКБ, намеки на выход из данной структуры и на идею сближения с Европейским Союзом. И это не может не сказываться на отношения российско-армянских отношениях и в целом на ситуации в регионе.

Кроме того, ситуация в Грузии продолжает оставаться непростой. И она может взорваться после 29 декабря, даты инаугурации нового президента. И это на фоне того что действующий президент Саломе Зурабишвили заявила, что с поста уходить не намерена, более того, она планирует заниматься созданием некоего совета и организацией новых парламентских выборов, поскольку протестует против итогов недавно состоявшихся выборов.

В любом случае, видимо, ожидать какой-то стабильности в Грузии на ближайший год не стоит, особенно в случае усиления Западом санкций в отношении страны.

Многое также в 2025 году будет зависеть от Турции, которая, с одной стороны, безусловно, сохраняет интерес к Южному Кавказу, с другой стороны, она, на мой взгляд, в следующем году будет очень перегружена – своими проблемами с Сирией, Ливией, Египтом и т.д. Поэтому, по всей видимости, одним глазом она будет смотреть, что происходит на Южном Кавказе, а другой глаз все же ей придется на Закавказье закрыть. 

- А политика при новой американской власти как повлияет на ситуацию на Южном Кавказе?

- США, на мой взгляд, будет не до Южного Кавказа. Да, в определенной степени можно говорить, что это самое «не до Южного Кавказа» станет позитивным фактором для региона. Но думать, что Соединенные Штаты совсем не будут на каком-то уровне предпринимать попытки влиять на регион тоже нельзя.

- Поддержка Армении со стороны ЕС, она как-то изменится в 2025 году?

- Нет, не изменится. Она будет только усиливаться. И планы Евросоюза в регионе будут еще более активными. Продолжится поддержка сближения Армении с Евросоюзом, ее включение в различные механизмы ЕС. Эта тенденция определена, есть в этом процессе ключевая страна ЕС – Франция. И у Парижа здесь будут достаточно свободны руки, поскольку у Польши, которая станет новым председателем в Евросоюзе, особого отношения к Армении нет.

- По мирному соглашению с Азербайджаном в последние недели премьер Армении делает довольно позитивные заявления. С чем это связано?

- Это не более чем обычная тактика затягивания Арменией переговоров по миру с Азербайджаном. То есть Никол Пашинян вроде как соглашается с Азербайджаном, азербайджанскими претензиями. Но в конечном итоге, что называется обещать – не значит жениться. Премьер Армении использует тактику позитива и вместе с тем пытается отстаивать то, что он видит в качестве армянских национальных интересов.

- Получается, что такие мирные заявления Пашиняна – они особо ничего не значат?

- В целом, да. Армении в сегодняшней ситуации спешить некуда. Постольку-поскольку она сейчас может спокойно решать свои вопросы за счет нового внешнего взаимодействия – с той же Францией, США и т.д. Условно говоря, жизнь Республики Армения, по мнению Еревана, не зависит от мирного договора.

- Для Азербайджана следующий год может стать полегче с точки зрения вызовов?

- Смотря что называть вызовами. Если речь идет о взаимоотношениях с Арменией, то вызовы естественно остаются. Но в этом плане 2025 год станет периодом «странного сосуществования», когда основные вопросы, которые остаются между странами, будут достаточно долго находиться в подвешенном состоянии.

- В этом месяце очень активизировались контакты Армении с западными странами во военному сотрудничеству... Официальный Баку на регулярной основе указывает на опасность милитаризации Армении при поддержке Запада.

- Я бы назвал это попыткой выживания для армянской армии. Потому что в том виде, в котором она существовала в последние два-три года, – очевидно, что она не способна была решать вопросы, которые перед ней стояли. Она устарела очень по многим направлениям. И ЕС продолжит поставлять республике оружие. Но какая-то попытка реванша со стороны Армении в отношении Азербайджана в ближайшие годы (если говорить о таких рисках) невозможна, поскольку даже при поставках вооружения Западом Армении армянская армия находится не в том состоянии, ей нужна серьезнейшая реформа.

- Облегчение азербайджано-американских отношений будет при Трампе? Ведь 2024-й год был очень сложным для азербайджано-американских отношений.

- Отчасти. Мне мои американские коллеги говорят о том, а почему бы в Баку не сделать встречу Путина и Трампа. Те люди, с которыми я разговаривал, - прагматики. В их кругах эта идея обсуждается: варианты, ее влияние, ее последствия. В случае организации такой встречи, она реально может повлиять на нормализацию отношений и между Азербайджаном и США. Обосновывают они выбор бакинской площадки тем, что она не вызовет ревности внутри Европейского Союза. И для России это площадка, которой можно доверять.