Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников – в интервью «Москва-Баку» о том, почему антироссийский вектор Еревана грозит подрывом архитектуры безопасности на Южном Кавказе.
- Cегодня мы видим явные попытки манипулирования Арменией. Явное подстрекательство Армении к каким-то дестабилизирующим для региона и отношениям с Россией действиям. Призывы со стороны натовских структур войти в Североатлантический альянс, регулярные антироссийские скандальные заявления со стороны Еревана, втаскивание в регион западных стран.
- Это ведь произошло не здесь и сейчас. Новые антироссийские заявления Пашиняна – не новость, но их частота определенно усиливается.
Пашинян пришел к власти при поддержке западных структур, за счет грантов Сороса, его приход поддерживался СМИ, финансируемыми с Запада. Заказчик изначально был понятен. Курс, который взяло армянское руководство в лице Пашиняна на отдаление от России и на включение Армении в контур управления из Вашингтона, большее движение в сторону НАТО, большее движение в сторону Евросоюза, изначально был долгосрочной стратегией. Сейчас Пашинян уже открытым текстом (как он, кстати, активно делал до прихода к власти в Армении) описывает проект будущего республики. Да, премьер Армении однажды надеется проснуться и чтобы России на Южном Кавказе не было. Политический заказ, который он выполнял все эти годы, сейчас перешел в новую, переломную стадию. Для него это представляется как ближайшая перспектива.
Армении помогает Франция. Париж явно проигрывает свое геополитическое позиционирование. По всему миру в государствах традиционного влияния Франции набирают обороты антифранцузские настроения. Париж теряет свои позиции геополитической державы, поэтому Макрону очень важно показать свою актуальность, свою востребованность. Показать, что в одной точке мы отступили, зато в другой активно продвинулись. Эти объясняется очередной виток активность Франции в армяно-азербайджанском вопросе, "шоу-визиты" гуманитарных фур во главе с мэром Парижа к Лачинской дороге и предстоящий визит Макрона в Ереван.
- Сегодня Кремль заявил, что в Москве не согласны с заявлениями Пашиняна и Россия не уйдет с Южного Кавказа и конкретно из Армении. И в МИД традиционно жестко отреагировали на очередные высказывания «союзника». Россия готова к все большему отдалению Армении?
- Нужно разделять готовность России и те шаги, которые Москва этой ситуации может предпринимать. Оценивать предстоящие шаги России по заявлениям дипломатов нельзя. О реальных шагах можно будет говорить после того, как они будут предприняты. Дипломаты всегда будут работать на то, чтобы ситуация была более спокойной, неконфликтной. Это их работа.
Естественно, есть непубличная работа. И антироссийские заявления Пашиняна без ответа не останутся.
- На практике можно сегодня говорить о реальных антироссийских шагах Еревана или все ограничивается громкими словами со стороны армянского руководства?
- Армения и армянское руководство – это все же две разные вещи. Не весь армянский народ выступает с антироссийской риторикой. Когда Пашинян пришел к власти, пророссийские настроения зашкаливали. Его задачей было за несколько лет эти настроения переломить, что, cобственно, и было сделано.
Какие антироссийские шаги за эти годы мы увидели: попытку оскандалить ОДКБ в самом начале прихода к власти Пашиняна, ограничение работы российских СМИ в Армении, работа американских биолабораторий с закрытием их для российских специалистов. И снова «тема» повторяется: мы видим постепенный отказ Армении от работы в ОДКБ с предупреждением о возможном выходе из структуры. Сейчас Ереван отозвал своего постпреда при Организации Договора о коллективной безопасности и неизвестно, назначит ли нового. И при этом мы видим усиление контактов, работы с НАТО и на уровне военного командования в том числе, с соответствующим информационным сопровождением c призывами о вступлении в Североатлантический альянс, участие Армении в натовских учениях. Приглашение наблюдателей ЕС на территорию Армении, при этом все прекрасно понимают, что в состав «гражданской» мониторинговой миссии входят военнослужащие, написавшие заявление о временном сложении полномочий. Это реальные шаги по выдавливанию России из процессов на Южном Кавказе. Маленькими шагами Армения тихо-тихо идет по своему антироссийскому пути.
- То есть вопрос безопасности на Южном Кавказе, армяно-азербайджанское урегулирование Армения использует для выдавливания России?
- Да. Армения не может взять и сразу разорвать отношения с Россией и ОДКБ. Для ее это гаранты безопасности на своей территории. При этом допускаю, что НАТО будет все больше подтягивать к себе Армению. Выйти из ОДКБ до какого-то гипотетического вхождения в НАТО Армения себе позволить не может.
Все эти шаги Армении, ее метания влияют на ее же безопасность в регионе. И попытка играть на провокацию, на дестабилизацию, есть все время. Попытка открыть второй, южный фронт. Поэтому, на само деле ситуация в регионе серьезная.
- То есть высока вероятность негативного сценария, хотя и постепенного?
- Вероятность реальных военных действий невысока. Мы за последние месяцы видели выдержку российских миротворцев. Но если говорить о российско-армянских отношениях, то перспективы недобрые. Пашинян работает над еще большим сближением Армении с НАТО. Ему необходимо завершить этот процесс или в какой-то момент ситуация в республике изменится. Армения приближается к украинскому сценарию.
Намерение Еревана ратифицировать Римский статут – это стремление Армении и Запада убить двух зайцев. И привлекать Азербайджан к суду, и напакостить России.
Антироссийские действия – это целенаправленная политика, как и непрекращающаяся антиазербайджанская деятельность.
Думаю, что теперь контакты Путина и Пашиняна будут сильно ограничены. И визиты российских официальных лиц в Армению будут сокращены.
При этом в ситуации, когда в российско-армянских отношениях явно есть проблемы, российско-азербайджанские отношения выглядят складываются позитивно. У России и Азербайджана есть свои вопросы – и двусторонние, и многосторонние. Это и вопрос коридора «Север-Юг», который Владимир Путин поднимает на регулярной основе. Для России это крайне важный стратегический проект. Это и проект каспийского сотрудничества.
- А как вы объяснить параллельные вспышки акций протеста – армянской оппозиции, армянских лоббистов за рубежом, нападения на посольства Азербайджана и акции сепаратистов.
- Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно. Полагаю, что такие процессы не могут быть не скоординированными.
Как все буде складываться в вопросе армяно-азербайджанского урегулирования, и в российско-армянских отношениях, однозначно сказать нельзя. Пашинян - гибкий политик. Поэтому возможны любые сценарии. И сказать, что все, он определенно враг России – нельзя.