Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в комментариях «Москва-Баку» анализирует факт и итоги знакового визита спикера Совета Федерации России Валентины Матвиенко в Азербайджан на фоне возникших в российско-азербайджанских отношениях сложностей.
- Дмитрий Владимирович, как прокомментируете сам факт визита председателя Совета Федерации России Валентины Матвиенко в Азербайджан. Можно ли данный визит и его итоги считать знаковыми в российско-азербайджанских отношениях, учитывая возникшую в них напряженность в связи с трагическим крушением самолета AZAL?
- Это, безусловно, очень важный, очень знаковый визит на фоне возникших сложных, трагических вопросов в российско-азербайджанских отношениях. Валентина Матвиенко — третий человек по статусу в Российском государстве. Это и человек, обладающий, во-первых, огромным государственным опытом и, во-вторых, огромным личным доверием президента. Матвиенко работает с Владимиром Путиным очень давно, еще с Петербурга, они прекрасно друг друга знают, можно сказать, что это личный доверенный посланник президента России, по международным делам в том числе. У Валентины Ивановны огромный опыт работы по международным дипломатическим проектам. Ее компетенции огромны. Поэтому на нее возлагают определенные, очень важные функции. Недавно состоялся ее визит в Анкару, где она встречалась с Реджепом Тайипом Эрдоганом. А сейчас мы наблюдали за ее визитом в Азербайджан. Очевидно, что спикеру верхней палаты российского парламента поручают важные поездки, важные контакты. Да, есть министр иностранных дел, который ведет официальную внешнюю политику, но визит Матвиенко в Баку – это из разряда особого рычага. Поэтому визит Матвиенко был крайне важен и, конечно же, крайне позитивно, что он прошел на таком высоком уровне и на такой позитивной ноте.
Нельзя было не отметить позитивную реакцию президента Ильхама Алиева во время приема российской делегации. Это также знаково. А реакция, какие-то особенные детали общения главы государства с представителями разных стран, структур, какие-то оттенки, настроение, всегда налицо. Мы видим, когда Ильхам Алиев крайне недоволен, когда он очень серьезен и суров. И в случае с российской делегации была видна искренность и доброта.
Кроме того, что крайне важно, именно азербайджанская сторона в лице спикера Милли Меджлиса Сахибы Гафаровой зафиксировала, что Азербайджан и Россия всегда справлялись с самыми сложными ситуациями в отношениях. Такое заявление с азербайджанской стороны также знаково.
Это, а также весь настрой и содержание переговоров, продемонстрировали, что российская сторона старается проявить максимум уважения к Азербайджану, а азербайджанская сторона принимает последние шаги, разъяснения и, в целом, желание России наладить отношения.
С российской стороны за последние недели была выполнена серьезная работа по налаживанию отношений и проявлению уважения к Баку. Выплачены компенсации по трагедии AZAL, установлен закладной камень для памятника Гейдару Алиеву в центре Москвы, cпикер парламента Азербайджана Сахиба Гафарова удостоена от президента России Ордена Дружбы, глава Чечни принес соболезнования и заявил о том, что в Чечне будет установлен мемориал в память о погибших в авиакатастрофе.
Видели, как спикер верхней палаты российского парламента неоднократно поблагодарила главу Азербайджанского государства в связи с тем, что он нашел время для контактов с российской делегацией. И в Баку спикер Совета Федерации проявила уважение ко всем пунктам протокола.
Также по итогам переговоров было зафиксировано, что прошел честный, прозрачный разговор, что стороны подтвердили продолжение стратегического союзнического взаимодействия по всем направлениям.
И на этом фоне необычный, абсолютно резонансный момент, как коллективный звонок Ильхаму Алиеву из Кремля трех президентов: президента России, президента Белоруссии, президента Таджикистана. Я не помню, чтобы в истории такое было: собрались три лидера и позвонили четвертому коллеге, чтобы он приехал на совместное мероприятие, в данном случае – празднование большой, серьезной даты – 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Это очень красивый, замечательный, говорящий жест, молодцы.
Из того, что мы видим, из того, что представлено в публичном пространстве, сделаны такие шаги, которые говорят о нормализации в той или иной степени российско-азербайджанских отношений.
Личная встреча Валентины Матвиенко с Ильхамом Алиевым, и с Мехрибан Алиевой — это очень важные элементы демонстрации взаимного позитивного настроя, того, что во взаимоотношениях удалось преодолеть кризис. Будем надеяться, что кризис действительно остался в прошлом. Дальше продолжится позитивное, конструктивное, деловое, направленное на будущее развитие отношений.
Если говорить глобально, то никаких принципиальных стратегических разногласий у нас в отношениях, кроме трагического инцидента, который не может не вызывать боли с обеих сторон, печали, инцидента очень неприятного, нет. В видении и совместных проектов общего будущего, и мирового будущего у России и Азербайджана разногласий не существует. Поэтому мы, конечно же, надеемся, что самый сложный этап мы прошли, дальше будет продолжаться то взаимодействие, которое было до него.
Мы видели, как сложностями в наших отношениях пользовались и некоторые силы, как они радовались проблемам. И это были как некоторые персонажи и внутри наших стран, так и третьи страны. Если затрагивать вопрос обсуждения сложностей в наших отношениях в СМИ, то нужно понимать, что в российском медиапространстве нет такого, чтобы все средства массовой информации выступали с единой позицией. Ряд основных конструктивных линий развития страны периодически кем-то в медиа критикуется. Есть сторонники более тесных контактов России с Арменией в ущерб российско-азербайджанским отношениям. И такая позиция в СМИ тоже представлена. И попытка еще больше столкнуть Россию и Азербайджан и этой группой предпринималась. Естественно, если они играют на армянский интерес, и там есть и деньги, и спикеры, и централизованная работа.
И Азербайджан – это страна со свободными медиа. И в СМИ также присутствует порой и позиция, не отвечающая позитиву российско-азербайджанских отношений, а представляющая иную точку зрения на контакты двух наших стран. Это тоже понятно, мы это тоже видим, но что делать? Это обычная ситуация. То, что такая позиция артикулируется, что она представлена, мы знаем, что она есть и что она не где-то там подпольно распространяется. Это факт. И это нужно понимать. Когда ты знаешь альтернативную позицию, ты можешь на нее реагировать, можешь с ней бороться, можешь высказывать контраргументы. Если делать вид, что ничего нет, то с этим бороться и этому противостоять гораздо сложнее. Но официальная позиция Азербайджана по ситуации в азербайджано-российских отношениях сейчас, приемом в Баку Валентины Матвиенко, и была заявлена. Во благо двух стран сложную ситуацию требовалось разъяснить, изучить, посмотреть, как все исправить. Да, все это непросто. Но и России, и Азербайджану важно взаимное сотрудничество, особенно в сегодняшних реалиях. Это стратегическое сотрудничество выгодно нашим странам. Никаких причин, чтобы мы не развивали наше сотрудничество в глобальном, стратегическом, политическом, экономическом аспектах у нас нет.
Для того, чтобы развивать совместные проекты, нужны позитивные отношения. Речь идет о том, чтобы строить то будущее, которое для себя видит Азербайджан, то будущее, которое для себя видит Россия, лучше имея совместную активную деятельность, чем отношения, поставленные на тормоз.
Мы видели, как Азербайджан крайне аккуратно относился к теме отношений с Россией после трагедии. Не было озвучено каких-то лишних слов, заявлений. Это показательно. При этом на регулярной основе со стороны руководства Азербайджана звучала критика в адрес Запада. Как и в России. Это естественно, что с Западом у Баку долголетняя понятная конфронтация, конфронтация с ЕС, в частности - с Францией, она никуда не делась и будет продолжаться. В Баку видят периодические попытки Запада организовать в Азербайджане цветную революцию, поставить в стране те власти, которые будут знать, что «солнце восходит» над Брюсселем и над Вашингтоном. Сейчас мы видим, что они делают в Сербии, что они делают в Венгрии – это попытки установить свои, управляемые режимы.
Россия и Азербайджан продемонстрировали, что мы стратегически идем в одном направлении, мы стратегические партнеры и союзники. Политическая воля лидеров, разум, веление тенденций расставили точки над i. И по-другому быть не могло. Это была и есть воля как с российской, так и с азербайджанской сторон. И нормализация в отношениях пришла довольно оперативно. Наши страны от этого будут только сильнее, отвечая отпором всем тем, кто считал по-другому и намеревался ослабить наши стратегические отношения.
Теперь мы ждем в апреле в Петербурге визит делегации парламента Азербайджана на заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ. Здесь контакты продолжатся, принимающей стороной будет Валентина Ивановна Матвиенко.