15 июля в Брюсселе в шестой раз прошли переговоры лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Никола Пашиняна при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля.
Выступая с заявлением по итогам трехсторонней встречи, Мишель назвал ее «продуктивной и содержательной». По его словам, стороны проходят один из самых сложных этапов.
Глава Евросовета зафиксировал, что лидеры Азербайджана и Армении договорились активизировать работу комиссии по демаркации границы, зафиксировали прогресс в решениях по разблокированию транспорта за последние два месяца, обсудили условия будущего транспортного соглашения. Нынешняя ситуация является неустойчивой и не отвечает интересам ни одной из сторон. «Мы также обсудили возможные конкретные шаги, которые помогут урегулировать ситуацию», - сообщил Мишель.
Также, по его словам, затрагивался вопрос перевозки гуманитарных грузов для армян Карабаха. Мишель отметил, что Азербайджан предлагает воспользоваться для этих целей дорогой Агдам-Ханкенди. «Мы обсудили все вопросы повестки дня: суверенитет и территориальную целостность. Лидеры Армении и Азербайджана вновь еще раз полностью подтвердили свое уважение к территориальной целостности и суверенитету другой страны», - заявил Мишель. Глава Евросовета пригласил лидеров Азербайджана и Армении на очередную встречу в Брюсселе после лета.
На этом фоне сепаратисты в неподконтрольной Баку части Карабаха 13 июля объявили о начале «общенационального движения» в связи с якобы «блокированием» Азербайджаном Лачинской дороги, соединяющей Армению и Карабах. В связи с чем 14 июля устроили акцию протеста в Ханкенди, а затем - у штаба российской миротворческой миссии в Ходжалы. Кроме того, сепаратисты выступили с обвинениями в адрес России и международного сообщества, а позже направили обращения в ключевые международные организации. Сегодня акции протеста прошли и в Ереване.
Во время двусторонних брюссельских переговоров Никол Пашинян передал письмо от сепаратистов Шарлю Мишелю.
Ситуацию «Москва-Баку» комментирует генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко.
- Игорь Юрьевич, что можете сказать об итогах очередных переговоров в брюссельском формате?
- Это всего лишь очередной этап переговоров. Видимо, таких раундов будет много. Шарль Мишель зафиксировал, что Азербайджан предлагает карабахским армянам использовать в качестве гуманитарного коридора дорогу Барда – Агдам – Ханкенди. При этом в итоговом заявлении пресс-службы правительства Армении отмечается, что на переговорах поднимался вопрос безопасности и прав армян Карабаха. В итоговом заявлении Мишеля ничего такого мы не услышали. О чем это свидетельствует? О том, что азербайджанская позиция традиционно превалировала над армянской, что Ильхам Алиев снова выступал на переговорах сильных позиций. По всей видимости, поднятые Пашиняном вопросы были выслушаны, но не стали поводом для активного обсуждения.
Даже внешне по протокольным фотографиям, а также по видеокадрам заметно, как свободно, раскованно, с улыбкой на лице вел себя президент Азербайджана Ильхам Алиев. И на этом фоне насколько скован, буквально в солдатской стойке, с окаменевшим лицом премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он чувствовал себя не в своей тарелке.
Это тоже показательно в пользу тех тезисов, которые я озвучил, что именно азербайджанская позиция, азербайджанский подход был более обоснован, более фундаментален и отвечает реалиям.
- Сепаратисты в Карабахе начали, как они заявили, общенациональное движение с требованием «разблокирования» Лачинской дороге, опять продвигается тезис о неком готовящемся Азербайджаном «геноциде» армян. Такие заявления давно стали регулярными, но в последние дни все эти митинги явно выглядят как стремление раскачать ситуацию в регионе. Кто за этим стоит, учитывая, что сепаратисты выступают с обвинениями в адрес самого Пашиняна?
- Мы видим массовые сходки, митинги, использование на них детей в политических целях с лозунгами о якобы массовом голоде, геноциде. И тут же в соцсетях распространяются кадры роскошных пиршеств в Ханкенди. Такие акции проводятся исключительно в политических целях. Это стремление реваншистов среди сепаратистов, а также заинтересованной в реванше диаспоры за рубежом, проармянских лоббистских сил устроить некий «марш-бросок». Они понимают, что время идет, их политическая позиция ухудшается, аргументов серьезных для отстаивания своей позиции нет. Официальный Баку предлагает им варианты благополучной реинтеграции в правовое пространство Азербайджана, простым армянским жителям такие предложения принимать не разрешают.
Видя, что будущее Карабаха предопределено, они устраивают истерики, рассылают всему международному сообществу письма с требованиями, условиями, жалобами и обвинениями, что оно, международное сообщество, потворствует «убийству» армян. Цель – не допустить мира между Арменией и Азербайджаном. Не дать подписать каких-либо документов. Желающие реванша постоянно давят на армянского премьера.
Видим попытки шантажа со стороны сепаратистов руководства российского миротворческого контингента, продолжающиеся попытки столкнуть Россию и Азербайджан, пытаются играть на каких-то противоречиях.
Мы находимся в фазе турбулентного развития мировой военно-политической обстановки. Все непросто, непросто и на Южном Кавказе. Нужно спокойно оценивать ситуацию.
Фундамент отношений Москвы и Баку – это Декларация о союзническом взаимодействии. У нас прекрасные отношения между президентами. Объективно Азербайджан давно бы мог вернуть под свой контроль оставшуюся часть Карабаха. Но азербайджанский лидер как великолепный дипломат прекрасно понимает ситуацию и последствия, к которым может привести такой шаг. Во-первых, действует трехстороннее заявление, подписанное лидерами России, Азербайджана и Армении, в котором четко прописаны сроки размещения российского миротворческого контингента в Карабахе. Во-вторых, при любом принятии решений нужно все просчитать так, чтобы не навредить нашим дружественным отношениям. Ответственное понимание есть и в Москве, и в Баку. Но его нет, к сожалению, ни в Ереване, ни среди армянских сепаратистов Карабаха.
Мы знаем, что если Ильхам Гейдарович что-то пообещал, то это выполняется в обязательном порядке. Думаю, что это один из важных факторов, благодаря которому, несмотря на различные ситуации, президенты двух наших стран всегда договариваются.
При этом я считаю, что помимо официальных каналов, должен быть отдельный экспертный канал взаимодействия между Москвой и Баку для того, чтобы мгновенно разрешать какие-то непростые моменты. Такой канал крайне необходим.
На самом деле, все, что пытаются изобразить как сепаратисты, так и власти Армении - это продолжающийся хаотичный набор политически разрозненных движений на фоне уверенной, четкой, детально проработанной позиции и аргументов Баку. Мы помним, что произошло с армянской оппозицией – реваншистами, поддерживающими сепаратизм в Карабахе. Такая повестка, сколько оппозиционеры не старались, просто оказалась для простого, уставшего от войны населения, неактуальной.
Никакие попытки повернуть вспять локомотив истории ни у кого не получится, в том числе у тех, кто настроен реваншистски и не желает мирного урегулирования cитуации.
Я не исключаю, что чем дальше, тем больше мы будем наблюдать вооруженных провокаций со стороны Армении и незаконных формирований, в том числе из-за спины российских миротворцев. Поэтому важно, чтобы Баку действовал при тех или иных форс-мажорных обстоятельствах, исходя из логики ненанесения ущерба российскому миротворческому контингенту. Это очень важно, потому что могут быть прямые провокации, подставы, чтобы столкнуть две наши страны, наших руководителей. Здесь с обеих сторон крайне важны ответственный подход, четкость и внимание и логика не навредить друг другу. Это очень важно. Сейчас официальная Москва еще раз подчеркнула, что она намерена продолжить играть активную роль в качестве посредника в переговорном процессе, в деле армяно-азербайджанской нормализации и рассчитывает, что и ее позиция также будет приниматься во внимание.
- Как решить вопрос с сепаратистами, которые, очевидно, мира не хотят?
- Необходима детализированная «дорожная карта» по реинтеграции представителей армянской общины Карабаха в правовое пространство Азербайджана. Потому что вокруг этого много спекуляций, много искусственно нагнетается страстей. Думаю, в первую очередь эксперты должны такую карту предложить политикам для дальнейшего практического обсуждения.
Проблема невывода незаконных армянских вооруженных формирований из Карабаха сохраняется, они на регулярной основе пытаются провоцировать – осуществляют обстрелы позиций ВС Азербайджана, строят фортификационные сооружения, перевозят вооружение в объезд Лачинской дороги. Голь на выдумки хитра. И таким образом нарушают договоренности по трехстороннему заявлению.
Вызывает опасение и следующее. Обнародованы факты, что армянские вооруженные группировки, действующие в Карабахе, воздействуют на радиоэлектронное бортовое оборудование самолетов гражданской авиации, выполняющие полеты в азербайджанский Физули. Это очень опасная вещь. Таким образом, провокация осуществляется в отношении гражданских пассажирских лайнеров. Это можно расценивать как попытку террористического акта. То есть с той территории, на которой находятся сепаратисты, пытаются фактически сбивать гражданские самолеты. Этому должна дана правовая оценка. Должна быть жесткая реакция и со стороны Москвы, Международной организации гражданской авиации и всех стран, которые хотят мира и спокойствия в регионе Южного Кавказа.
- На прошлой неделе глава Сената Франции после визита в Париж спикера армянского парламента призвал французские власти ускорить поставки в Армению вооружения.
- В принципе, если поставки оружия в Армению из Франции будут осуществляться или уже идут, это можно расценивать как недружественный шаг Еревана по отношению к Москве, когда союзник по ОДКБ закупает оружие у страны НАТО, тем более ярко враждебно настроенной к России.
Но я допускаю и то, что Франция как страна очень скупая, прижимистая, вряд ли пойдет на безвозмездные поставки оружия. Речь может идти о неких кредитных схемах.