Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников комментирует «Москва-Баку» признание протестным движением против власти в Армении своего поражения.
- Дмитрий Владимирович, на днях лидер оппозиции Армении архиепископ Баграт Галстанян признал безрезультативность проводимых движением протестов и заявил, что они намерены изменить тактику. Как именно – пока не сообщается. Сегодня фракция правящей партии сорвала в парламенте обсуждения отставки правительства, не придя на заседание. Прокомментируйте положение оппозиции…
- Борьба действующего оппозиционного движения Галстаняна сдувается точно так же, как это было с предыдущими вариантами оппозиций. Как бы ее лидеров в разные периоды времени при власти Пашиняна ни меняли, оппозиция так и не добивалась и не добивается поставленных ею задач и ее действия просто сходили и сходят на нет. Повестка оппозиции тоже не меняется уже четыре года. Это реваншистские националистические идеи, заточенные на том, что Карабах был «сдан», а после и другие территории, в связи с чем действующее правительство должно уйти в отставку.
Мы с самого начала появления в апреле движения Баграта Галстаняна говорили, что вся это новая оппозиционная волна, уличные процессы, выступления – это скорее выпуск пара, чем подготовка к чему-то серьезному. Для того, чтобы сменить власть, должна быть легитимная реализация сценария посредством выборов. Cейчас выбрать новую власть в результате волеизъявления не получится. Как мы видим, нынешняя оппозиция в очередной раз потребовала созвать заседание с повесткой обсуждения отставки правительства. И самое интересное – спикер парламента, представляющий правящую партию, подписал распоряжение о проведении такого заседания. Заседание прошло сегодня и, естественно, фракция правящей партии премьера Армении, которой в законодательном органе принадлежит большинство, не явилась на заседание, таким образом заблокировав обсуждения. Но жест был довольно демократичный: дескать, хотите смены власти, - вот вам заседание.
Кроме того, ранее, после того, как лидер оппозиции Баграт Галстанян признал, что у оппозиции ничего не получается, и митингующие убрали установленные ими протестные палатки с улиц, премьер Пашинян победно катался на велосипеде вместе с поддерживающими его гражданами. Такой "народный" премьер.
Просто выйти на улицу побузить – всегда можно, но кроме выпуска пара и эмоционального драйва это ничего не даст. Как должно было быть, так и произошло. Драйв оппозиции закончился – все разошлись.
Или должна быть серьезная подготовка для государственного переворота: для этого должны быть оргструктуры, должны быть деньги, обученные кадры. Процесс должен модерироваться из какого-то центра. Просто уличной бузой власть не поменять сегодня. У оппозиции, как видим, судя по всему, денег нет, центра нет, методических указаний нет и значит победа нереальна.
Даже если оппозиция сейчас изменит тактику ведения борьбы, это все равно ничего не даст. Заявление о смене тактики – всего лишь хорошая мина при плохой игре. Если оппозиция серьезно бы хотела что-то изменить, то ей нужно серьезно готовиться к следующим парламентским выборам. Это значит готовить кандидата, работать с избирателями. Вот это серьезно. Выборы в Армении нескоро: в 2026-м году. И нужно серьезно ставить на это, и серьезно заниматься этим.
Приходить к власти сейчас оппозиция не собирается. Думаю, она ждет, когда Пашинян подпишет с Азербайджаном мирное соглашение. А после, если у нее получится сместить действующего премьера, то она откажется от реваншистской повестки. Разговоры о Карабахе будут, посыпание головы пеплом будет. Но реально никаких реваншистских шагов не будет, потому что вернуть потерянные территории просто невозможно.
- Галстанян после признания отсутствия результатов борьбы собрал в субботу представителей «карабахского клана», а также реваншистски и националистически настроенных представителей. На встрече звучали такие заявления, как то, что карабахский вопрос якобы не закрыт, угрозы в адрес Азербайджана.
- Это отражение того, что никакой серьезной конструктивной повестки у оппозиции нет. А единственный вопрос, по которому можно хоть как-то «возбудить» общественное мнение, - это Карабах. Вот она данную тему и продолжает пытаться использовать. А не получается. Ну да, давайте еще поговорим о поражении в Карабахе. Ну давайте муссировать боль об отрезанной ноге. Вернуть ее нельзя, но говорить можно.
У оппозиции нет никакой позитивной повестки будущего. Она говорит исключительно о том, о чем может говорить. Другой тактики у нее нет, реальной повестки нет – ну что уж тогда, приходится работать с тем, с чем могут. Это все показатели слабости. Озвучиваемыми им лозунгами не победить.
В противовес этому Пашинян занимается созиданием. В выходные, пока оппозиция высказывала угрозы в адрес Азербайджана и рассуждала о потерянном Карабахе, действующий премьер приехал на границу с Азербайджаном, встретился с жителями ряда городов и сел. Вручил ключи от домов тем, кто потерял. Кроме того, он провел заседание правящей партии, на которой вновь заявил по сути, что Армения должна двигаться вперед, к новой жизни, к мирной жизни. Что идеология «настоящей Армении» уже укореняется в сознании населения. И что нужно кажущееся поражением превратить в победу.
Это хорошая пиар-кампания. Логика такая: давайте, если для людей создаются проблемы, реально их решать. И когда люди будут получать то, что хотят, когда будут решаться их проблемы, действительно будет создаваться позитивная коннотация, а не негативная: что вот, мы все проиграли, мы все потеряли. Пашинян в принципе старается заниматься улучшением жизни людей.
Мы давно говорим о том, что Пашинян может воспользоваться окном возможностей для того, чтобы открыть для Армении новые уникальные страницы истории: страницы мира, развития, сотрудничества с соседями. И если он это сделает, то для страны в этом будет только хорошее.
Но вопрос, подпишет ли армянский премьер мир с Азербайджаном, зависит от того, насколько ему это помешают или не помешают сделать западные консультанты. Если им будет выгодно подвесить ситуацию с подписанием мирного договора, чтобы модерировать процесс, значит они будут удерживать премьера от этого. Если они этим заниматься не будут, то договор будет подписан. И подписание мирного договора – это действительно насущный интерес Армении как государства и армянского народа.
- Армянская оппозиция ничего в пользу России не говорит. Если она придет к власти, будет точно так же сближаться с Западом, если ей представится это выгодным?
- Эта оппозиция - не пророссийская, она гораздо сложнее, чем просто «карабахский клан». В ее повестке нет логики, что вот, мы хотим, чтобы Россия навела порядок. Напротив, порой даже звучит критика в адрес России.
Что касается того, будет ли она сближаться с Западом? Это отдельный вопрос. Пока об этом трудно говорить. Здесь слишком много стоит если: если они придут к власти, если им нужно будет с кем-то договариваться на международной арене, в каком состоянии будет западная коалиция на тот момент, когда они могут потенциально прийти к власти, кто будет в белом доме и как будет выстраиваться политика США. Все это слишком далеко.
- Армения приняла участие в так называемом саммит мира по Украине в Швейцарии, ее представил секретарь Совбеза, но не стала выступать на нем, хотя предлагали, и не подписала итоговый документ. Что это означает?
- Это говорит о том, что Ереван достаточно реалистично оценивает свое положение в ситуации между Россией и Западом. Армянское руководство демонстрирует, что стремится войти в западный политический контур. Поэтому Армения стала участвовать в конференции. Но при этом Ереван не желает идти на жесткое обострение отношений с Россией. В связи с этим и не было выступления армянского представителя на саммите в Швейцарии и также Армения не подписала итоговый документ. То есть продолжается политика лавирования, когда Армении, что называется, нужно быть и здесь, и там.
При этом секретарь Совбеза Армении встречался на «полях» саммита с помощником по безопасности президента США Джейком Салливаном. Они обсуждали военное сотрудничество. На днях помощник Байдена О`Брайен проводил двухдневные консультации в Ереване относительно достигнутых в апреле на трехстороннем саммите Пашинян, Блинкена и фон дер Ляйен договоренностей. По итогам переговоров, как было заявлено, уровень отношений между США и Арменией будет повышен до статуса стратегических консультаций.
Cегодня в Ереван прибыл еще один помощник госсекретаря. Все это – отражение процесса встраивания Армении в западный вектор. Ереван этого не скрывает и Запад этого не скрывает. Пашиняна для этого и приводили к власти. Просто Армении невыгодно стремительно разрывать отношения с Россией. При этом вектор движения в западную коалицию продолжится. Будет выход из ОДКБ. Это никто не отменял и это произойдет. И в Армении появятся западные военные базы.
- Пока мы не видим конкретных результатов договоренностей Армении и Запада…
- Во-первых, все эти обсуждения ведутся за закрытыми дверями. А во-вторых, это долгосрочные обещания, здесь нет каких-то обещаний, которые сейчас вдруг прорастут как цветы из асфальта. Военно-техническое сотрудничество, реформирование армянской армии по стандартам НАТО. Это не произойдет сегодня, это произойдет в следующем финансовом году. Они обязательно этим займутся, Армения будет переходить на стандарты Cевероатлантического альянса, но происходить это будет постепенно. А не так, что всю старую технику списали, а новая внезапно появилась в ангарах ВС Армении. «Реформы» Запада в Армении - сложный процесс, который будет занимать несколько лет, если не десятилетия. Но процесс будет идти. И уже идет. В связи с чем мы видим многодневные визиты в Ереван друг за другом помощников госсекретаря США, которые обсуждают реализацию договоренностей.