AZN = 47.73 RUB
USD = 81.14 RUB
EUR = 92.22 RUB
Новости дня

A
Эксперт Алексей Фененко: У Еревана не совсем адекватная оценка роли своей страны и ее места в международной системе отношений

Эксперт Алексей Фененко: У Еревана не совсем адекватная оценка роли своей страны и ее места в международной системе отношений

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
16.02.2023 18:50

/upload/iblock/12b/12b18da99472ca50bf2be23326da6117.png

Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко – в интервью «Москва-Баку» о последних событиях в армяно-азербайджанском процессе и около него.

- На днях Армения передала Азербайджану обновленный текст мирного договора. В нем зафиксирована необходимость разработки международного механизма обеспечения прав и безопасности армян Карабаха. Премьер Армении сегодня заявил, что текст был также продублирован сопредседателям Минской группы ОБСЕ (которой, как мы знаем, уже не существует). Азербайджан естественно ответил на предложение Еревана о механизме категорическим отказом. И заявил, что очевидно: Армения объективно не хочет объективно мира, а по-прежнему претендует на азербайджанские территории.

- Международный механизм означается с политического языка Ереван - привлечение Франции и Соединенных Штатов как бывших сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которых Армения продолжает называть Минской группой, будто она еще существует. Как мы помним, на это неоднократно указывал глава МИД России, поскольку Вашингтон и Париж отказались дальше взаимодействовать с Москвой в таком формате. А значит, он не существует. Регулярное настаивание Еревана на том, что формат якобы существует, а также попытка через него организовать некий механизм по сути по статусу Карабаха – ни что иное, как последовательное продолжение попыток со стороны Армении вовлечь Запад в армяно-азербайджанский процесс. Ереван хочет, чтобы Вашингтон и Париж заставили Баку, поставили его в такие условия, чтобы дать какой-то статус армянам в Карабахе. То есть Армения вовлекает Запад в армяно-азербайджанский процесс и дипломатически – через переговорный процесс и международные механизмы, и «на земле», выпросив выгодную и для западных партнеров так называемую мониторинговую миссию по всему периметру условной армяно-азербайджанской границы.

Говоря о вовлечении в регион стран ОБСЕ, необходимо помнить, что большинство из них - это государства-члены НАТО. Пашинян хочет максимально втянуть Североатлантический альянс в Закавказье. Ереван более не желает делать ставку на гарантии безопасности со стороны России и активно ищет ей альтернативу на Западе, стремится любой ценой вовлечь Запад в этот конфликт. Ведь Россия не стала вставать на сторону Армении в карабахском конфликте и поствоенном армяно-азербайджанском процессе. А раз нет, то Пашинян является той самой прозападной бомбой замедленного действия и начинает выполнять выполнять поствленную ему Западом задачу по чуть ли не открытию второго фронта на Южном Кавказе.

- При этом Пашинян сегодня снова заявил, что готов подписать мир с Азербайджаном. А параллельно руководство Армении – и Пашинян на заседании правительства, и глава МИД Армении, кстати, на церемонии запуска Программы действий Совета Европы для республики на 2023-2023 гг. снова стали продвигать тезисы и якобы об угрозе новой эскалации со стороны Азербайджана, и о «геноциде» карабахских армян…

- То есть Армения готова хоть завтра подписать мир с Азербайджаном, но на своих условиях. И как бы предупреждает, что если этого не произойдет, то Армения будет максимально затягивать и вставлять палки в колеса в процесс переговоров по армяно-азербайджанской нормализации. Это официальная позиция Армении. А еще - все больше отдаляться от России. Продолжается линия давления Армении на Россию путем шантажа с попыткой переиграть карабахскую ситуацию с лучшими для себя условиями, а если нет, то Армения будет (как она по сути и анонсировала) реализовывать сценарий замены российских миротворцев после окончания их мандата на международных. А также в перспективе позаботится о выводе российской военной базы со своей территории.

Пашинян рассчитывает на реванш по Карабаху, что страны Запада в обмен на антироссийскую позицию Армении помогут ему взять реванш после поражения во Второй Карабахской войне осень 2020 года. Это главный мотив, который им движет. Все его надежды, что Соединенные Штаты завтра позвонят в Баку и Азербайджан вдруг откажется от пока неподконтрольной ему части Карабаха. Расчет делается на то, что если моим союзником будут Соединенные Штаты, то Ереван сможет сохранить за собой остатки Карабаха.

Понятно, что Азербайджан никогда не пойдет на то, чтобы часть Карабаха осталась под армянским контролем. Но западные дипломаты всячески подбадривают Пашиняна, туманно обещая, что может быть именно так, если он всё больше будет дистанцироваться от России. Другое дело, что в критический момент они его бросят, но надежда на то, что для него всё сложится наилучшим образом, остается.

- Мы видим, что все чаще и чаще представители российской власти критически высказываются в адрес Армении. Один из последних примеров – заявления спикера Госдумы Володина в ходе переговоров с азербайджанской коллегой. Можно сказать, что это нонсенс.

- Эволюция политического подхода российских властей в армяно-азербайджанском вопросе очевидна. Все это, конечно, завязано на том, какую прозападную позицию демонстрирует российский союзник Армения: проводит учения НАТО, всячески блокирует ОДКБ, подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом, пусть и в ограниченной форме. Очевидно, Армения пытается уйти от России. Получится или нет – вопрос, но сам факт того, что она идет в другую сторону весьма показателен.

На этом фоне Россия и Азербайджан только больше сближаются.

Вместе с тем, боюсь, что в Армении может быть предпринята попытка установить у власти более радикальный реваншистский режим, чтобы разжечь с Азербайджаном новый военный конфликт. Недооценивать перспективы такого сценария не стоит. А если это произойдет, то станет проблемой для всего Закавказья.

- Есть вариант, что придут пророссийские силы?

- Я сейчас не вижу в Армении ни одной влиятельной пророссийской силы. Силы, которые были не то, что пророссийскими, но умеренными, были разгромлены раньше.

- Почему Армения вообще считает возможным ставить условия России и Азербайджану?

- Это уже на уровне национальной психологии: ощущение, что Армении все должны. Это присутствует в армянском менталитете и постоянно проявляется в армянской политике. Это было всегда. Все время политика жалоб: нам Москва не делает то-то, то-то и то-то, тогда мы найдем себе другого партнера. Теперь идут капризы на Запад: вы должны нам сделать то-то, то-то и то-то и только тогда … Это не совсем адекватная оценка роли своей страны и ее места в международной системе отношений. Все это, вероятнее всего, закончится потерей Арменией остатков Карабаха.

- Глава МИД Армении накануне посетил Турцию на фоне произошедшего землетрясения. Как известно, Армения направила гумпомощь и своих спасателей в зону бедствия в Турции. В Турции стороны договорились двигаться к нормализации отношений, восстановить мост на границе.

- Как бы это красиво ни выглядело, правильно и хорошо, к сожалению, все равно хочется сказать: «Не верю!» Но это политика. И здесь, я считаю, в том числе можно усматривать попытку Еревана вбить клин между Турцией и Азербайджаном. Они уже пытались это сделать в 2009 году через Цюрихские протоколы. Тогда по большому счету у них это не получилось. Они хотят в обход Азербайджана наладить отношения с Турцией. Турция не противится налаживанию отношений, то, как прошла встреча Чавушоглу и Мирзояна в Турции – это скорее стратегия протягивания Турцией Армении руки мира.

Армения надеется на какого-то большого покровителя, который, по их расчету, нажмет на других. Это тоже традиция армянской политики. Турция не пойдет вразрез интересам Азербайджана. Турция знает цену всем армянским заверениям о попытках нормализации отношений. Без согласования с Азербайджаном Турция ничего делать не будет. И без выполнения Ереваном трехстороннего заявления делать ничего не будет. Хочу напомнить, штампы с горой Арарат, которые армянские пограничники ставят при въезде в Армению – это открытые территориальные претензии к Турции.