Заседание Совета Безопасности, созванное по просьбе Армении и посвященное якобы гуманитарному кризису в неподконтрольной Баку части Карабаха в связи с ограничениями в передвижении по Лачинской дороге, прошло в ночь на четверг в Нью-Йорке.
Заявления, озвученные на заседании, и итоги «Москва-Баку» комментирует политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков.
-Результаты заседания Совбеза ООН можно охарактеризовать выражением гора мышь родила. Ничего прорывного, чего ожидала и добивалась Армения, а также ее старшие товарищи в Европе, не произошло.
Армения «экстренным» заседанием Совбеза хотела устроить грандиозный скандал и рассчитывала, что международное сообщество осудит Баку. Глава армянского внешнеполитического ведомства перед заседанием последовательно обзванивал своих коллег из разных стран. Но из этого для Еревана ничего не вышло. По итогам заседания было просто рекомендовано сторонам прийти к консенсусу.
Порадовало заявление, что Международному Красному Кресту нужно обеспечить возможность доставлять гуманитарные грузы в Карабах. Это при том, что Азербайджан уже давно предлагает путь Агдам-Ханкенди для поставки гуманитарных грузов, но армянскую сторону почему-то это не устраивает. А не устраивает потому, что ей просто нужно устроить громадный скандал, что она на регулярной основе и делает.
Очевидно, что никакой гуманитарной катастрофы в неподконтрольной Баку части Карабаха нет. Это пиаршумиха. Вызывает удивление (хотя причины ясны), когда заседание Совбзеа ООН проводятся по надуманному поводу. Этого повода даже нет. Обсуждать на площадке Совбеза ООН не существующей проблемы, как минимум, странно. Покажите, кто в Карабахе умирает с голоду? Никто. Cами армянские силы запрещают своему населению выезжать на лечение. Так кто геноцид устраивает?! А проводятся такие «заседания», потому что cтояла цель представить Азербайджан агрессором, чуть ли не оккупантом, творящим геноцид в отношении «бедного армянского населения» …
Азербайджан, которому пришлось установить на Лачинской дороге пограничный пункт из-за неоднократных попыток армянской стороны провозить через нее немирные грузы, имеет полное право на досмотр того, что, собственно, по дороге везут и проверку документов, удостоверяющих лично. Если армянской стороне нечего скрывать, то для чего скандалы.
На мой взгляд, позиция России, озвученная на заседании Совбеза ООН зампостпреда РФ при организации Дмитрием Полянским на фоне остальных стран на заседании, выглядела наиболее сбалансированной и конструктивной. И за этой позицией стоят конкретные действия, конкретная, а не выдуманная работа Москвы. Ведь 25 июля в российской столице встречались главы МИД РФ, Азербайджана и Армении. Известно, что в рамках данном встречи обсуждалась возможность использовать предложенную азербайджанской стороной альтернативную Лачинской дорогу Агдам-Ханкенди. И армянская сторона сначала согласилась, а затем закатила очередную истерику и отказалась. Вопрос – если якобы ситуация в неподконтрольной Баку части Карабаха критическая с питанием или еще чем-то, значит важно не по какой дороги они должны пойти, а сами поставки. Но Армении почему-то нужна именно Лачинская дорога, а не альтернатива ей. А значит и никакие поставки ей не нужны.
Полянский указал и на то, что если площадку Совбеза ООН пытаются использовать для решения таких вопросов, то использовать ее нужно конструктивно. Полагаю, здесь была и отсылка на действия Еревана, который, на регулярной основе критикуя Россию, стремится громко, скандально вовлечь в армяно-азербайджанский процесс международные структуры и организации с сильными прозападными позициями. Созыв Совбеза по просьбе Армении стал примером таких попыток.
В лице Полянского Россия снова подтвердила приверженность территориальной целостности Азербайджана. Зампостпреда упомянул, что да, в рамках урегулирования между Азербайджаном и Арменией должны быть обеспечены права и безопасность армян Карабаха, но обеспечиваться они будут в рамках правового пространства Азербайджанской Республики.
Представитель России отметил, что Азербайджан и Армения, Азербайджан и армяне Карабаха должны договариваться между собой. А схемы, которые пытаются навязать для псевдоурегулирования внерегиональные игроки, только раскачивают ситуацию. Многие западные подходы в случае с армяно-азербайджанским урегулированием неприменимы. Речь идет о конфликте на Востоке, на Кавказе, который длится порядка 30 лет. С точки зрения его окончательно урегулирования существует большое количество подводных камней, не учитывая которые, можно только усложнить ситуацию. Пример тому – «работа» сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которая к урегулированию так и не привела.
Почему позиция Россия выглядит конструктивной и содержательной? Потому что она ментально ближе к Азербайджану и Армении. Это уникальный случай, когда ей близки оба народа. Мы многие годы находились в одном государстве. И именно Россия стала главным посредником в прекращении Второй Карабахской войны и основным посредником для нормализации отношений двух стран.
Баку и Ереван, если не будут вмешиваться внешние игроки, спокойно могут договориться при посредничестве Москвы и Анкары.
Если бы не маячащие за армянской спиной французские, европейские политики, которые постоянно исподтишка занимаются провокациями, думаю, мирный договор между Баку и Ереваном давно был бы уже подписан, и стороны бы занимались реализацией практических вопросов в рамках договоренностей. А получается, что мирный процесс свелся, в том числе благодаря «помощникам» извне, к болтологии. Потому что цель западных стран – не мир в Закавкавказе, им нужно напротив, раскочегарить ситуацию, чтобы создавать новые проблемы в подбрюшье России, Турции, Ирана. Ведь все три страны тесно связаны и с Азербайджаном, и Арменией. Сколько армян и азербайджанцев живет в России, мы тоже прекрасно знаем. Это тоже наш, российский народ. Поэтому мы с особым вниманием смотрим, что происходит на Южном Кавказе и предлагаем свои посреднические услуги.
Заседание Совбеза ООН вновь сорвала маски с разных стран и структур.
Сегодня Франция под маской миротворчества провоцирует новый конфликт в регионе. Обратимся к деталям. Представитель Парижа в ООН, начиная свое выступление, повела себя по-хамски. Она приветствовала исключительно Армению. Вот такая показуха. Как будто сидим на суде и есть обвиняемый и пострадавший. Такой фарс. В очередной раз «заинтриговал» и Евросоюз. Если после встреч при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля с Алиевым и Пашиняном озвучиваются нейтральные заявления, даже может быть в большей степени с симпатией в сторону Азербайджана, то сейчас на заседании Совбеза по Лачинской дороге представитель Евросоюза жестко наехал на Баку. При этом США выступили сбалансированно. Известно – за политикой ЕС на Южном Кавказе стоят Штаты, недаром в каждом случае, когда Евросоюз организует встречи Алиева и Пашиняна, на авансцену с заявлениями тут же выходят США и отмечают, что поддерживают такие контакты и вообще все эти встречи дескать чуть ли не согласуются с «европейскими партнерами». Поэтому, когда США на заседании высказались нейтрально, а ЕС негативно в адрес Азербайджана, это скорее похоже на игру «плохой-хороший полицейский».
И озвучивание такой позиции ЕС – это большая ошибка, которая может повлечь за собой серьезные проблемы. Ведь Баку и Москва всё видят.
Позиция Армении на заседании Совбеза, как и ее европейских хозяев, оказалась не более чем эмоциональной мишурой. Никакого конструктива, никаких доказательств. Все, что заявляла армянская сторона – эмоции, попытка играть на чувствах. Кто-то и поверит… Но доводы, который в очередной раз привел Азербайджан – это последовательная конструктивная позиция, ориентированная на мир. Здесь и придраться не к чему. И данная позиция нашла поддержку в Совбезе со стороны дружественных Азербайджану стран. Поэтому заседание Совбеза снова подтвердило твердые позиции Баку.