AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB

A
Эксперты о годовщине второй Карабахской войны и выполнении трехстороннего соглашения: России нужно себя более активно вести и пресекать лоббизм

Эксперты о годовщине второй Карабахской войны и выполнении трехстороннего соглашения: России нужно себя более активно вести и пресекать лоббизм

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
23.09.2021 18:30

/upload/iblock/69d/69d7e785beb1e8a630faaa71f6ed5932.jpg

27 сентября исполнится год с начала второй Карабахской войны между Азербайджаном и Арменией, по итогам которой 9 (10) ноября было подписано историческое трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджанской Республики и Республики Армения по нагорно-карабахскому урегулированию. Ситуацию, сложившуюся в карабахском урегулировании и в целом на армяно-азербайджанском треке спустя год, «Москва-Баку» комментируют эксперты.

4331bfd2013da69b3a34d559303090c3__1440x.jpgЭксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

«Конфликт в Карабахе ушел в прошлое. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, в регионе находятся российские миротворцы. Азербайджан победил, Армения потерпела поражение, но получила шанс на новую жизнь в добрососедстве и развитии, что было бы логично. Россия сумела в ноябре прошлого года сделать то, что не получилось сделать у других – сохранив баланс, остановить войну и урегулировать конфликт. При этом показать, что она является эффективным посредником в регионе в вопросе решения затяжного конфликта. Это то, что мы имеем по ситуации на настоящий день. Да, это успех, но спустя год после войны есть и текущая реальность.

Главный вопрос и главная проблема сегодня заключается в том, сумеет ли армянская диаспора и силы реванша в Ереване навязать свои представления о том, как должно быть исполнено трехстороннее заявление. В первую очередь все прекрасно понимают, что от Армении здесь не зависит практически ничего. Вопрос в том, будет ли проведена ревизия заявления со стороны России. Такая опасность реально существует, потому что армянское лобби активно работает над тем, чтобы поставить под сомнение те принципы и те обязательства, которые были изложены в трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении. Сегодня в информационном пространстве снова начинает активно педалироваться тезис о росте угрозы со стороны Турции, о том, что Азербайджан чуть ли не идет в НАТО. Идет кампания по очернению Азербайджана в том числе в российским медиапространстве. И этим занимаются как армянские лоббисты, так и те силы, которые выполняют заказ международных армянских структур. Это не соответствует интересам национальной безопасности России, но это реалии.

Сейчас мы наблюдает на карабахском треке довольно турбулентный период, подвешенную ситуацию. Мы исходим из того, что хорошие личные отношения между президентом Путиным и президентом Алиевым позволят пройти эту опасную ситуацию без каких-либо коллизий, потрясений, обеспечив четкое, строгое выполнение всех пунктов трехстороннего заявления.

Еще одна главная угроза сегодня - это потенциальные вооруженные провокации, которые могут совершить армянские силы и попытаться столкнуть российских миротворцев и вооруженные силы Азербайджана. Над сценарием такой провокации работают как внешние заинтересанты – Франция, Соединенные Штаты Америки прежде всего. И армянские диаспоры, которые находятся в этих странах. Плюс остатки незаконного сепаратистского режима в Карабахе, пребывание которого на этой территории не соответствует ни международному праву, ни существующим реалиям.

Армения сейчас снова ведет себя деструктивно, мечется. Пашинян, с одной стороны, посылает какие-то непонятные сигналы, совершает провокации против Азербайджана, а с другой – заигрывает с Турцией.

Все, о чем заявляет президент Путин, выполняется. Но нужно понимать, что сейчас идет резкая активизация армянских лоббистов, которые работают на разных этажах вертикали российской власти, чтобы навязать свои представления о том, что хорошо, а что плохо. Поэтому очень важно обеспечить ситуацию, когда любой внешнеполитический анализ основывался бы на учете российских национальных интересах. Чтобы нам не пытались навязать армянские интересы при принятии решений. Здесь нужны методы активной общественной дипломатии, привлечение экспертных площадок, с тем, чтобы представлять свое видение будущего региона и последовательность реализации трехстороннего заявления. Нужен анализ этих проблем экспертным сообществом. Мы видим, как в достаточно вялом режиме идет некая вялая работа по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе. Очевидно, что по этому направлению идет пробуксовка.

Кроме того, в процесс упорно пытаются влезть Париж и Вашингтон. Позиция Франции и позиция США по нагорно-карабахскому урегулированию носят деструктивный характер – антиазербайджанский и антироссийский. Но в первую очередь антиазербайджанский. Потому что самостоятельный сильный Азербайджан не устраивает ни Париж, ни Вашингтон, такой он им не выгоден. Их задача - не дать завершиться политическому урегулированию в регионе. Поэтому мы видим на регулярной основе провокационные заявления американских дипломатов, провокационные заявления Елисейского дворца. Западным странам не выгодно, чтобы Россия начала кардинально решать проблемы в регионе. Они снова хотят влезть и заниматься болтовней и демагогией, которыми они занимались порядка 30 лет, пока осенью прошлого года президент Азербайджана в ответ на очередную армянскую провокацию не начала операцию «Железный кулак» и в результате после 30 лет бесплодных переговоров вопрос был решен.

Мы видим, что сейчас сложная ситуация с Ираном. Когда в ноябре прошлого года было подписано трехстороннее заявление, это был восторг, надежды. Говорилось о многостороннем региональном сотрудничестве. В конечном итоге, вероятно, все так и будет. Но сейчас мы видим непростую реальность. Все, что мы сейчас видим со стороны Ирана, что тут говорить, свидетельствует о том, что Тегеран – увы, не друг Азербайджана. Иран играет в свою игру.

На этом фоне важно то, что Азербайджан показал, насколько эффективно и за сверхкороткое время он имеет стимул к восстановлению освобожденных территорий. Это показывает не только любовь к своей землей, но сигнализирует международному сообществу, что мы вернули земли и мы делаем жизнь на них хорошей, перспективной. Темпы восстановления территорий очень высокие. Баку показывает модель жизни будущего. Это «умные» города и деревни, великолепная транспортная инфраструктура, восстановление промышленности и сельского хозяйства. Азербайджан показывает всему миру модель эффективной, развивающейся страны. Аэропорт Физули, дорога Победы Физули – Шуша. Восстановление культурных памятников, фестиваль Харыбюльбюль, Дни поэзии Вагифа. Все это очень знаково. И армянское население Карабахского региона Азербайджана сравнит и увидит свое бедственное существование под управлением сепаратистов и то, как оно уже скоро будет жить в многонациональном Азербайджане.

Безусловно, России нужно активизировать процесс реализации трехстороннего соглашения по Карабаху. Все время подтверждать статус эффективного посредника, где нужно, ставить условия для выполнения, потому что вопрос выполнения соглашения – вопрос имиджа России в регионе. Все должно быть четко и понятно. Особенно на фоне активизации в регионе сторонних заинтересантов. Иначе ситуация может снова выйти из-под контроля». Очень важно решить с выводом армянских формирований из Карабаха, потому что их присутствие не только вызывает много вопросов, но и является угрозой безопасности. Нужно решить вопрос с передачей карт минных полей. С разблокированием транспортно-экономических связей, делимитацией и демаркацией границы, мирным соглашением. Очень много пунктов в заявлении, требующих большей конкретики. Работы еще очень и очень много. И этим надо активно заниматься».

Без названия.jpgЭксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко:

«Ситуация спустя год непростая. Думаю, что сейчас работает новая стратегия армянского руководства. Ведь что произошло за год, сначала после войны армянское общество говорило, что песня Пашиняна спета, что его надо сменить, что после поражения его дни как политика сочтены.  Но оппозиция в Армении не смогла ни объединиться, ни выдвинуть какого-то яркого лидера и противопоставить его Пашиняну. Премьер Армении сумел сыграть на том, что он принесет мир, что он для Москвы и Баку – фигура договороспособная. Всячески показывал, что, дескать, смотрите, если я не останусь у власти, то придет радикал, который возобновит войну. А большинству в Армении в тот момент война была не нужна В итоге победил Пашинян, и теперь перед ним стоит вопрос, как затянуть переговоры, а кроме того, как найти партнеров, которые бы обеспечили ему карабахское урегулирование повыгоднее. Есть Соединенные Штаты с мощной армянской диаспорой, и Пашинян надеется на то, что его западные друзья ему помогут.

Недавно вместе с Францией он начал возрождать проект Минской группы ОБСЕ, по большому счету мертвой уже с 2008 года. Теперь мечта Пашиняна – возродить эту Минскую группу, чтобы потянуть время.

Прямо скажем, Армения – не вассал России и приказать напрямую она сейчас не может. Армянское общество охвачено идеей национализма и реванша. За любой осторожной позицией России идет крик Армении о том, что Москва нас «предает», нам необходимо искать других партнеров. Пашинян этим пользуется и поскольку он сам далеко на пророссийский политик, а механизмов влияния у России на него не так много, как кажется в Анкаре и в Баку, поэтому и есть определенные проблемы с давлением. Поэтому Россия находится в той ситуации, когда она тоже вынуждена выжидать. Кроме того, России тоже важно не пережать Армению. Если пережать, то Пашинян окончательно побежит к НАТО. Как только Россия начнет сильно действовать, Пашинян закричит, что это форма русского империализма, у нас есть Париж, у нас есть Вашингтон.

Вместе с тем, если Армения будет тянуть долго, ей поставят четкие условия, которые она будет вынуждена выполнять. Ситуация в регионе после второй Карабахской войны изменилась и Азербайджан больше не будет ждать бесконечно. Если ситуация не будет выходить в нужное русло окончательного урегулирования, Азербайджан перейдет к действиям. И Россия это понимает. России важно выполнение трехстороннего соглашения. И она будет стараться решать все оставшиеся вопросы. Тем более, что кроме нее желающих влиять на ситуацию в регионе слишком много».