AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Глава Бакинского клуба политологов Заур Мамедов: Трамп отказался встретиться с главой МИД Ирана на саммите G7

Глава Бакинского клуба политологов Заур Мамедов: Трамп отказался встретиться с главой МИД Ирана на саммите G7

Лейла Мурад    "Москва-Баку"
27.08.2019 15:34
/upload/iblock/e0f/e0fd3fd662c21a31dc994469daa5544e.PNG

В понедельник во французском курортном городе Биаррица прошел третий, завершающий день саммита лидеров стран "Большой семерки". В воскресенье сюрпризом для американской делегации стало появление на саммите министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, а в субботу самые острые споры вызвал вопрос о возвращении России в этот элитный клуб развитых стран мира. Дональд Трамп считает, что Россию стоит вернуть в элитный политический клуб, в то время как другие лидеры G7 настаивают, что приглашать РФ в ситуации еще не разрешенного украинского конфликта было бы проявлением слабости. О важных вопросах, обсуждаемых на саммите G7 корреспонденту «Москва-Баку» рассказал руководитель Бакинского клуба политологов Заур Мамедов.

- Чем запомнится саммит лидеров стран "Большой семерки" во Франции?

- Это был первый саммит G7 после того, как его участники исключили Россию из состава больших мировых игроков, обсуждающих важные вопросы современности. Однозначной позиции по возвращению России в элитный клуб пока нет. Как сказал президент США Дональд Трамп, обсуждение главных мировых процессов, а это ситуация вокруг Ирана, Сирии, Северной Кореи, без России не будет эффективной, поэтому он предложил вернуть Москву в элитный политический клуб. С позицией Трампа не согласились Великобритания и Германия, что касается Японии и Франции, то они не проявили однозначную позицию по поводу возвращения России в «семерку».

Помимо этого, на саммите обсуждались вопросы вокруг иранской проблемы. По этому поводу также возникли разногласия между европейскими лидерами и Дональдом Трампом. Мы видим, что с начала президентства Трамп проявляет совсем иной взгляд на мировые проблемы, который отличается от видения президента Франции Эммануэля Макрона, канцлера Германии Ангелы Меркель и других глав европейских государства. Эти противоречия проявились и во время саммита.

- Воскресное посещение саммита в Биаррице министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом для многих стало неожиданностью, хотя он прибыл по приглашению своего французского коллеги. Было ли это случайностью?

- По некоторым источникам, Зариф побывал во Франции именно по просьбе Дональда Трампа. Но в последнюю минуту американский президент передумал и отказался от встречи, поэтому Зарифу пришлось встретиться со своим коллегой и президентом Франции Эммануэлем Макроном. В целом, позиция европейских стран в данном вопросе следующая - Тегеран должен вернуться за стол переговоров. Запад не выступает сторонником ужесточения санкций в отношении Ирана. Он стремится к диалогу с Ираном, с которым европейские страны несколько лет назад заключили договор.

- Давайте вернемся к вопросу России, ведь именно с возвращением этой страны в элитный клуб развитых стран мира возникли самые острые споры. Так кому важнее и выгоднее возвращение России – «Семерке» или официальной Москве?

- И западные партнеры, и РФ нуждаются в платформе, где можно обсуждать и решать те или иные вопросы, рассматривать мировые проблемы. Поэтому обе стороны должны быть заинтересованы в диалоге. Время показало, что отстранение России от участия в таком клубе ни к чему хорошему не привело. Москва все больше отстраняется и сближается с другими восточными коалициями. Речь, в первую очередь, идет о БРИКС. В этом плане, Дональд Трамп вполне рационально смотрит на сложившуюся ситуацию и предлагает вернуть Россию к диалогу.

Самой Москве также нужны встречи в этом элитном клубе, где она сможет довести свою позицию до западных партнеров.

- Камнем преткновения между Западом и Россией стала Украина. Является ли теперь для G7 это вопросом имиджа?

- Что касается G7, то Запад не хочет нанести ущерб своему имиджу, ведь он поддерживает Украину, страну, которая находится в политическом плане между РФ и Европой. На самом деле нам нужно шире смотреть на этот вопрос. Мы все знаем, что начиная с 90-х годов, Россия тесно взаимодействует с европейскими странами. Даже в 1997 году были некоторые устные договоренности, связанные с сотрудничеством с НАТО. Но уже в конце 90-х годов и НАТО, и Евросоюз, и США сами нарушили эти договоренности и с начала 2000-х годов мы наблюдали агрессивную политику Европы. Я имею в виду разные программы по расширению ЕС и НАТО. Выполняя свои национальные интересы, они не учитывали при этом государственные интересы РФ. Поэтому президенту Владимиру Путину пришлось немного изменить внешнюю политику России. Москва теперь категорично и жестко отвечает на агрессивную политику Запада.

Напомню, что американский политолог Збигнев Бжезинский в свое время писал, что если мы хотим видеть слабую Россию, то должны начинать с Украины. Прекрасно зная обо всем этом, Евросоюз вначале расширился за счет соседних бывших социалистических стран, постепенно дойдя до Черного моря, и следующим на очереди стала Украина. Думаю, в будущем такая политика продолжится. Цель - создать кольцо вокруг России, на что официальная Москва будет жестко реагировать в будущем.

Хотелось бы отметить еще один факт. После холодной войны мир выглядел однополярным в лице США, теперь же происходят новые политические процессы. Формируется многополярный мир и его создают другие игроки – Россия, Китай, Индия и другие страны.