AZN = 55.05 RUB
USD = 93.59 RUB
EUR = 99.79 RUB

A
Глава пресс-службы МИД Азербайджана прокомментировала "Москва-Баку" вояж Бако Саакяна по странам-сопредседателям МГ ОБСЕ

Фото: Пресс-служба МИД Азербайджана
Фото: Пресс-служба МИД Азербайджана

Глава пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева ответила на вопросы «Москва-Баку»

-Госпожа Абдуллаева, лидер карабахских сепаратистов Бако Саакян за последнее время посетил все три страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ – Францию, США, Россию. На каждый визит Вы реагировали по факту. Но как теперь Вы можете прокомментировать ситуацию в целом? Насколько Азербайджан остается привержен имеющемуся формату посреднических усилий «Россия–США– Франция» и чего ждет от посредников?

-Зарубежные поездки Бако Саакяна, представляющего себя в качестве главы незаконного образования, созданного на оккупированных территориях Азербайджана, являются безуспешной попыткой рекламы этого марионеточного режима на международном уровне. Однако, если проследить за тем, с кем в ходе этих вояжей встречается указанный индивид, то становится очевидно, что они почти не выходят за рамки рандеву с представителями армянской диаспоры, некоторыми ангажированными парламентариями и прочими фигурами «второго плана».

Однако сам факт посещения лидером сепаратистов иностранных столиц, в первую очередь стран-сопредседателей, вызывает вполне обоснованный протест азербайджанской стороны. Предоставляя возможности для осуществления таких визитов и принимая на своей территории представителей незаконного режима, три государства-сопредседателя действуют вне согласия духу и букве двусторонних соглашений, имеющихся между ними и Азербайджаном, а также проявляют неуважение к верховенству норм и принципов международного права и взятым ими на себя международным обязательствам.

Так, в документе, определяющем мандат сопредседателей Минской группы ОБСЕ, прямо говорится, что «Сопредседатели в своей деятельности будут руководствоваться принципами и нормами ОБСЕ, Уставом ООН, решениями форумов ОБСЕ, включая решение Совета Министров от 24 марта 1992 г., и в частности решением Будапештского саммита, также как и соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН».

А, например, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией ясно и однозначно указывается, что "Стороны обязуются не поддерживать сепаратистские движения, а также запрещают и пресекают деятельность отдельных лиц, направленные против государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности другой Стороны".

На этом фоне разрешение на приём в Париже, Вашингтоне или Москве лиц, непосредственно причастных к оккупации территорий Азербайджана и подвергших сотни тысяч азербайджанцев кровавым этническим чисткам, наносит серьёзный удар по репутации стран-сопредседателей в глазах общественности Азербайджана. Вместе с тем, официальный Баку надеется, что страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, действуя на основе имеющегося у них мандата и строго в его рамках, активизируют свои усилия по содействию урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта путём интенсификации субстантивных переговоров между сторонами конфликта – Арменией и Азербайджаном. Позволение же вояжей представителей незаконного образования является шагом в противоположном направлении и отдаляет нас от достижения главной цели – урегулирования конфликта, тем самым подрывая посредническую роль стран-сопредседателей. Хочется верить, что Россия, США и Франция будут действовать именно в направлении реализации своей посреднической роли, а не вопреки этому.

-Уже на следующей неделе в Милане пройдет саммит СМИД ОБСЕ. Ранее сообщалось, что сопредседатели МГ ОБСЕ предложили главам МИД Азербайджана и Армении встретиться на этой площадке. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении? Есть ли вероятность, что такая встреча пройдет в Милане?

- Как мы уже неоднократно отмечали, Азербайджан всегда заявлял о своей готовности к встречам с министром иностранных дел Армении с целью проведения переговоров, носящих субстантивный характер и нацеленных на результат, причём не только в рамках международных мероприятий, но и вне их формата. Поэтому и нынешнее предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ организовать подобную встречу «на полях» СМИД ОБСЕ в Милане также было позитивно встречено нами.

Но главный вопрос заключается не в организации встреч ради встреч, а в достижении реальных подвижек. В данном контексте азербайджанская сторона поддерживает предложение сопредседателей по продвижению мирных переговоров и приглашению Армении занять конструктивную позицию в этом процессе.

-На прошлой неделе Ереван отказался от инициированного Азербайджаном обмена пленными. Насколько мы понимаем, данная инициатива по обмену пленными была предложена Азербайджаном чуть ли не в 2016 году… В Москве на отказ Армении отреагировали тезисом о том, что инициативу нужно еще отрабатывать. Получается, что вопрос снова упирается в посреднические усилия. Почему, на Ваш взгляд, власти Армении отреагировали отказом на эту мирную инициативу и насколько в целом играет фактор смены власти в Армении и та турбулентность, которая сейчас наблюдается в стране, на процесс нагорно-карабахского урегулирования?

- Прежде всего, хотела бы вновь напомнить, что в международном гуманитарном праве нашёл своё отражение вопрос об обмене пленными и заложниками на основании согласия конфликтующих сторон, и в мировой практике широко применяются такого рода обмены. В то время как Азербайджан, исходя из соответствующих конвенций международного права, а также принципов гуманизма, выступает с предложением об обмене заложниками, удерживаемыми обеими сторонами, Армения вопреки Женевским конвенциям и Дополнительным протоколам к ним, к которым она присоединилась, грубо нарушает свои международные обязательства. Этот шаг также является показателем игнорирования ею постоянно поощряемой сопредседателями Минской группы ОБСЕ гуманитарной деятельности.

Надеемся, нынешнее руководство Армении в итоге всё же сможет наглядно продемонстрировать, что в Ереване знакомы с нормами цивилизованного поведения. Ведь нельзя долго на словах говоря о мире и достижении согласия, на деле отвергать общечеловеческие принципы гуманизма. Полагаю, что отсылки к внутриполитической турбулентности не слишком состоятельны применительно к этому вопросу. Наоборот, подобный обмен мог бы стать первым наглядным и действенным шагом в направлении обеспечения тех самых «мер доверия», о которых столь часто вспоминают в Ереване.