AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Год карабахского перелома. Что скажет Строкань (видео)

Задачи мирного урегулирования на Южном Кавказе в новом году анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку» 

Наступивший 2022 год станет вторым годом карабахского мира, дарящим новые надежды на превращение Южного Кавказа в регион стабильности и устойчивого развития. Так и не сумев решить эти задачи в прошлом году, после второй карабахской войны Баку и Ереван все же сумели добиться главного: прийти к осознанию того, что новая война невозможна, она не может стать способом разрешения разногласий между сторонами карабахского конфликта, которых и в январе 2022 года предостаточно. 

Сегодня, когда на календаре уже пошел отсчет времени нового, 2022 года, самое время вспомнить: отправной точкой планомерной работы по претворению в жизнь ключевых решений, зафиксированных в заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, стал состоявшийся в январе прошлого года их трехсторонний саммит в Москве. Именно эта встреча в российской столице, в ходе которой год назад была достигнута договоренность о создании рабочей группы во главе с вице-премьерами трех стран для разблокирования всех экономических и транспортных связей в регионе, перевела рассуждения о необходимости перехода к мирному развитию из области политических деклараций в плоскость принятия конкретных решений. 

Принципиально важным стало то, что ответственность за их выполнение взяли на себя все три стороны. 

Однако для того, чтобы понять, почему быстрый старт карабахского урегулирования так и не привел к не менее быстрому поступательному движению вперед, почему этот процесс раз за разом оказывался на грани срыва, шел по принципу «один шаг вперед, два шага назад» и только с конца ноября стал набирать темп, необходимо проанализировать ключевые события этого переломного года, отделяющие январь 2021-го от января 2022-го. 

События прошедшего года, которые разворачивались на Южном Кавказе, оказались предельно драматичными. Весьма символично, что 2021 год -- первый год карабахского мира, пришедшего на смену замороженному конфликту последних десятилетий, стал и годом 30-летия распада СССР, открывшего бывшим советским республикам, в том числе Азербайджану и Армении, путь к независимому развитию. 

В то время как большинство из республик давно определились со своей стратегией развития, после второй карабахской войны Азербайджан и Армения стали только привыкать к новым реалиям послевоенной жизни, заставляющим их на ходу переверстывать и корректировать планы на будущее. 

Понятно, что копившиеся годами взаимное неприятие, длинный список исторических претензий и необычайная живучесть конфронтационной модели отношений Баку и Еревана, остававшейся неизменной на протяжении их постсоветской истории, не могли уйти, исчезнуть в одночасье.

Проблемы колоссального дефицита доверия, без которого никакое движение вперед в мирном процессе невозможно, стали в прошедшем 2021 году тяжелыми гирями на ногах карабахского мира. 

Казалось бы, о чем можно быстро договориться, когда едва ли не в каждом предложении другой стороны можно увидеть тайный подвох или новый коварный план, размывающий базовые договоренности? 

События прошедшего года показали: несмотря на декларируемую приверженность трехсторонним договоренностям ноября прошлого года, Баку и Ереван нередко по разному интерпретируют их смысл и выдвигают собственные альтернативные планы мирного переустройства, которые зачастую не стыкуются или противоречат друг другу. 

Наиболее ярким примером стал спор о Зангезурском коридоре: в то время как азербайджанская сторона настаивала, что ему нет альтернативы, армянская сторона упорно говорила о том, что никакого Зангезурского коридора быть не должно. Найти общий знаменатель по этому вопросу до конца года так и не удалось. 

В целом, стремление добиться максимально выгодных для себя условий послевоенного развития и не стать проигравшей стороной при решении вопросов разблокирования транспортных и экономических коммуникаций и проведения окончательного территориального размежевания, не позволяло двигаться к урегулированию быстрыми темпами. 

В итоге мирный процесс на Южном Кавказе в 2021 году развивался волнообразно - продвижение вперед сменялось периодами новой эскалации и длинными паузами в переговорном процессе. 

Азербайджанская сторона, считающая вопрос о статусе Нагорного Карабаха окончательно снятым с повестки дня, стала изначально делать упор на вопросах экономического развития Южного Кавказа и создания для этого шестисторонней платформы. 

Предполагалось, что «шестерка» будет состоять из двух троек, одну из которых составят три закавказские республики -- Азербайджан, Армения и Грузия, другую -- ведущие государства региона, обладающие наибольшими ресурсами, политическим весом и экономическим потенциалом для его развития. 

В свою очередь, линию Еревана с самого начала первого послевоенного года стало определять нараставшее внутриполитическое противостояние, растянувшееся на несколько месяцев. 

Оно вместило в себя неудачную попытку военного переворота, массовые уличные протесты, участники которых сделали вопросы войны и мира центральными и продолжали обвинять премьер-министра Никола Пашиняна в сдаче национальных интересов и тайном сговоре с Баку за спиной у армянского народа. Протесты в Ереване не успокоились и после внеочередных парламентских выборов июня этого года, на которых уверенно победила партия Никола Пашиняна «Мой шаг». 

В ситуации, когда в первый послевоенный год премьер-министр Армении оказался вынужден делать каждый шаг с оглядкой на своих радикально настроенных оппонентов, быстрый старт диалога на высшем уровне, произошедший в прошлом январе, сменился многомесячным застоем, новой войной слов и начавшейся уже в конце весны серьезной эскалацией на границе. 

По иронии судьбы, эскалация на Южном Кавказе достигла своего пика накануне годовщины подписания трехстороннего заявления о завершении карабахской войны от 9 ноября 2020 года. Готовившийся к этой дате новый саммит лидеров России, Азербайджана и Армении так и не состоялся. Никол Пашинян заявил, что «договоренности о проведении встречи нет». 

Вслед за вторым звонком -- несостоявшимся саммитом 9 ноября, прозвучал и третий: 16 ноября на границе произошли интенсивные боестолкновения. Однако когда стороны уже балансировали на грани нового конфликта, отмененный 9 ноября саммит лидеров России, Азербайджана и Армении, прошел 26 ноября в Сочи. 

Трехсторонняя встреча - уже вторая в прошлом году, состоявшаяся после 11-месячной паузы, не только позволила добиться деэскалации, но и к концу года вывела карабахское урегулирование из тупика, придав ему новое ускорение. 

Основным итогом саммита в Сочи стала достигнутая договоренность в ближайшее время - то есть, в начале 2022 года запустить работу комиссии по демаркации и делимитации границы. Этот процесс планируется реализовывать в двустороннем формате - между Баку и Ереваном, при помощи России. При этом вопрос о границах был отделен от вопроса окончательного урегулирования по Карабаху, что можно считать позитивным результатом. 

В целом, хорошей новостью стало и достигнутое понимание того, что проведение делимитации границы вместе с разблокированием транспортных коммуникаций должно будет устранить очаг перманентной напряженности на границе. 

После встречи в Сочи на финише года карабахское урегулирование переместилось в Брюссель. 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встретились на полях саммита «Восточного партнерства» при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля. 

«Мы готовы перевернуть страницу враждебности и работать над мирным соглашением», - отметил азербайджанский лидер в ходе пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсем Столтенбергом, которая прошла в Брюсселе.

Как выяснилось, никакого мирного плана Евросоюза для Южного Кавказа, отдельного от плана Москвы или способного стать его альтернативой не существует. В заявлении Шарля Мишеля, распространенном в Брюсселе по итогам трехсторонних переговоров, говорилось: «Премьер-министр Пашинян и президент Алиев подтвердили, что ключевые обязательства, взятые в рамках трехсторонних заявлений 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, будут выполнены и что договоренности, достигнутые в Сочи 26 ноября 2021 года, должны быть реализованы». 

Таким образом, Евросоюз признал лидирующую роль России в карабахском урегулировании и продемонстрировал готовность использовать свое дипломатическое влияние на стороны конфликта, чтобы добиться подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном.

Судя по всему, работа в этом направлении станет одной из главных задач карабахского урегулирования в наступившем году. 

И наконец, на финише прошлого года Ильхам Алиев и Никол Пашинян снова привлекли к себе всеобщее внимание, прилетев в Санкт-

Петербург на неформальный саммит лидеров Содружества Независимых Государств (СНГ). В отличие от предыдущих саммитов СНГ, не раз превращавшихся в бурное выяснение отношений между лидерами Азербайджана и Армении, на этот раз ничего подобного не происходило. 

На групповом итоговом фото лидеров СНГ Ильхам Алиев и Никол Пашинян сфотографировались рядом, и это обстоятельство само по себе было воспринято многими не как рутинное протокольное событие, а как символический признак успеха карабахского урегулирования. 

Таким образом, главным итогом 2021 года стало то, что, несмотря на серьезные откаты и периоды новой эскалации, к концу года карабахское урегулирование стало набирать темп, создавая предпосылки для разблокирования коммуникаций и демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы уже в наступившем, 2022 году. 

Война, которую в Азербайджане называют «Отечественной войной», окончена: прошедший год стал годом карабахского перелома, показавшим, что мирный процесс на Южном Кавказе прошел точку невозврата. 

Добившись победы в своей отечественной войне, через 30 лет после своего создания, независимое азербайджанское государство стоит перед другой исторической задачей: построить «отечественный мир».