Сегодня, когда на календаре уже пошел отсчет времени нового, 2022 года, самое время вспомнить: отправной точкой планомерной работы по претворению в жизнь ключевых решений, зафиксированных в заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, стал состоявшийся в январе прошлого года их трехсторонний саммит в Москве. Именно эта встреча в российской столице, в ходе которой год назад была достигнута договоренность о создании рабочей группы во главе с вице-премьерами трех стран для разблокирования всех экономических и транспортных связей в регионе, перевела рассуждения о необходимости перехода к мирному развитию из области политических деклараций в плоскость принятия конкретных решений.
Принципиально важным стало то, что ответственность за их выполнение взяли на себя все три стороны.
Однако для того, чтобы понять, почему быстрый старт карабахского урегулирования так и не привел к не менее быстрому поступательному движению вперед, почему этот процесс раз за разом оказывался на грани срыва, шел по принципу «один шаг вперед, два шага назад» и только с конца ноября стал набирать темп, необходимо проанализировать ключевые события этого переломного года, отделяющие январь 2021-го от января 2022-го.
События прошедшего года, которые разворачивались на Южном Кавказе, оказались предельно драматичными. Весьма символично, что 2021 год -- первый год карабахского мира, пришедшего на смену замороженному конфликту последних десятилетий, стал и годом 30-летия распада СССР, открывшего бывшим советским республикам, в том числе Азербайджану и Армении, путь к независимому развитию.
В то время как большинство из республик давно определились со своей стратегией развития, после второй карабахской войны Азербайджан и Армения стали только привыкать к новым реалиям послевоенной жизни, заставляющим их на ходу переверстывать и корректировать планы на будущее.
Понятно, что копившиеся годами взаимное неприятие, длинный список исторических претензий и необычайная живучесть конфронтационной модели отношений Баку и Еревана, остававшейся неизменной на протяжении их постсоветской истории, не могли уйти, исчезнуть в одночасье.
Проблемы колоссального дефицита доверия, без которого никакое движение вперед в мирном процессе невозможно, стали в прошедшем 2021 году тяжелыми гирями на ногах карабахского мира.
Казалось бы, о чем можно быстро договориться, когда едва ли не в каждом предложении другой стороны можно увидеть тайный подвох или новый коварный план, размывающий базовые договоренности?
События прошедшего года показали: несмотря на декларируемую приверженность трехсторонним договоренностям ноября прошлого года, Баку и Ереван нередко по разному интерпретируют их смысл и выдвигают собственные альтернативные планы мирного переустройства, которые зачастую не стыкуются или противоречат друг другу.
Наиболее ярким примером стал спор о Зангезурском коридоре: в то время как азербайджанская сторона настаивала, что ему нет альтернативы, армянская сторона упорно говорила о том, что никакого Зангезурского коридора быть не должно. Найти общий знаменатель по этому вопросу до конца года так и не удалось.
В целом, стремление добиться максимально выгодных для себя условий послевоенного развития и не стать проигравшей стороной при решении вопросов разблокирования транспортных и экономических коммуникаций и проведения окончательного территориального размежевания, не позволяло двигаться к урегулированию быстрыми темпами.
В итоге мирный процесс на Южном Кавказе в 2021 году развивался волнообразно - продвижение вперед сменялось периодами новой эскалации и длинными паузами в переговорном процессе.
Предполагалось, что «шестерка» будет состоять из двух троек, одну из которых составят три закавказские республики -- Азербайджан, Армения и Грузия, другую -- ведущие государства региона, обладающие наибольшими ресурсами, политическим весом и экономическим потенциалом для его развития.
В свою очередь, линию Еревана с самого начала первого послевоенного года стало определять нараставшее внутриполитическое противостояние, растянувшееся на несколько месяцев.
Оно вместило в себя неудачную попытку военного переворота, массовые уличные протесты, участники которых сделали вопросы войны и мира центральными и продолжали обвинять премьер-министра Никола Пашиняна в сдаче национальных интересов и тайном сговоре с Баку за спиной у армянского народа. Протесты в Ереване не успокоились и после внеочередных парламентских выборов июня этого года, на которых уверенно победила партия Никола Пашиняна «Мой шаг».
В ситуации, когда в первый послевоенный год премьер-министр Армении оказался вынужден делать каждый шаг с оглядкой на своих радикально настроенных оппонентов, быстрый старт диалога на высшем уровне, произошедший в прошлом январе, сменился многомесячным застоем, новой войной слов и начавшейся уже в конце весны серьезной эскалацией на границе.
По иронии судьбы, эскалация на Южном Кавказе достигла своего пика накануне годовщины подписания трехстороннего заявления о завершении карабахской войны от 9 ноября 2020 года. Готовившийся к этой дате новый саммит лидеров России, Азербайджана и Армении так и не состоялся. Никол Пашинян заявил, что «договоренности о проведении встречи нет».
Вслед за вторым звонком -- несостоявшимся саммитом 9 ноября, прозвучал и третий: 16 ноября на границе произошли интенсивные боестолкновения. Однако когда стороны уже балансировали на грани нового конфликта, отмененный 9 ноября саммит лидеров России, Азербайджана и Армении, прошел 26 ноября в Сочи.
Трехсторонняя встреча - уже вторая в прошлом году, состоявшаяся после 11-месячной паузы, не только позволила добиться деэскалации, но и к концу года вывела карабахское урегулирование из тупика, придав ему новое ускорение.
Основным итогом саммита в Сочи стала достигнутая договоренность в ближайшее время - то есть, в начале 2022 года запустить работу комиссии по демаркации и делимитации границы. Этот процесс планируется реализовывать в двустороннем формате - между Баку и Ереваном, при помощи России. При этом вопрос о границах был отделен от вопроса окончательного урегулирования по Карабаху, что можно считать позитивным результатом.
В целом, хорошей новостью стало и достигнутое понимание того, что проведение делимитации границы вместе с разблокированием транспортных коммуникаций должно будет устранить очаг перманентной напряженности на границе.
После встречи в Сочи на финише года карабахское урегулирование переместилось в Брюссель.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встретились на полях саммита «Восточного партнерства» при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля.
Как выяснилось, никакого мирного плана Евросоюза для Южного Кавказа, отдельного от плана Москвы или способного стать его альтернативой не существует. В заявлении Шарля Мишеля, распространенном в Брюсселе по итогам трехсторонних переговоров, говорилось: «Премьер-министр Пашинян и президент Алиев подтвердили, что ключевые обязательства, взятые в рамках трехсторонних заявлений 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, будут выполнены и что договоренности, достигнутые в Сочи 26 ноября 2021 года, должны быть реализованы».
Таким образом, Евросоюз признал лидирующую роль России в карабахском урегулировании и продемонстрировал готовность использовать свое дипломатическое влияние на стороны конфликта, чтобы добиться подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном.
Судя по всему, работа в этом направлении станет одной из главных задач карабахского урегулирования в наступившем году.
И наконец, на финише прошлого года Ильхам Алиев и Никол Пашинян снова привлекли к себе всеобщее внимание, прилетев в Санкт-
Петербург на неформальный саммит лидеров Содружества Независимых Государств (СНГ). В отличие от предыдущих саммитов СНГ, не раз превращавшихся в бурное выяснение отношений между лидерами Азербайджана и Армении, на этот раз ничего подобного не происходило.
На групповом итоговом фото лидеров СНГ Ильхам Алиев и Никол Пашинян сфотографировались рядом, и это обстоятельство само по себе было воспринято многими не как рутинное протокольное событие, а как символический признак успеха карабахского урегулирования.
Таким образом, главным итогом 2021 года стало то, что, несмотря на серьезные откаты и периоды новой эскалации, к концу года карабахское урегулирование стало набирать темп, создавая предпосылки для разблокирования коммуникаций и демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы уже в наступившем, 2022 году.
Война, которую в Азербайджане называют «Отечественной войной», окончена: прошедший год стал годом карабахского перелома, показавшим, что мирный процесс на Южном Кавказе прошел точку невозврата.
Добившись победы в своей отечественной войне, через 30 лет после своего создания, независимое азербайджанское государство стоит перед другой исторической задачей: построить «отечественный мир».