Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» оценивает саммит лидеров СНГ через призму Южного Кавказа.
- Игорь Юрьевич, как вы оцениваете саммит лидеров СНГ в Москве с точки зрения заявлений, позиций, озвученных на нем лидерами Азербайджана и Армении?
- Саммит в целом прошел успешно. Он важен, потому что постсоветское пространство – это общность экономических, исторических, человеческих связей. Впереди 80 лет победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, что является связующим звеном для наших стран.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял самое активное участие в обсуждениях саммита. Российско-азербайджанские отношения, исходя и заявлений лидеров РФ и Азербайджана развиваются исключительно успешно: в политике, экономике, взаимодействии между спецслужбами, в межрегиональных связях и по другим направлениям.
Есть интересные совместные проекты и возможности в области энергетики. Лидеры двух наших стран на полях саммита СНГ обсудили ход реализации договоренностей, которые были достигнуты в ходе состоявшегося в августе государственного визита Владимира Путина в Азербайджан. У лидеров была в Москве возможность придать ускорения взаимодействию по тем направлениям, в которых это необходимо.
Президент Азербайджана сакцентировал внимание на вкладе, который внес советский Азербайджан в достижение победы в Великой Отечественной войне. Азербайджанская ССР действительно внесла огромный вклад в достижение победы СССР над гитлеровской Германией.
Внешнеполитическим успехом Азербайджана и отражением консолидированной позиции стран СНГ по возвращению под контроль Баку азербайджанских территорий можно считать придание освобожденному от армянской оккупации городу Лачин в 2025 году статуса культурной столицы СНГ.
Я был в Лачине в этом году. И могу сказать об очень быстрых темпах восстановления города. Сегодня он становится Швейцарией Южного Кавказа. Помимо серьезного туристического потенциала Лачина, важно подчеркнуть, что здесь создаются рабочие места для населения, что позволит развивать регион.
Если говорить о том, что обратило на себя внимание в ходе посещения Москвы и саммита лидеров СНГ Николом Пашиняном, то это прежде всего эпатажные кадры велосипедных прогулок по Москве при контроле служб безопасности. Конечно, в здоровом теле – здоровый дух, но выглядело это достаточно экзотично. Его фотографии из гостиницы, а затем и – овации ему сотрудников гостиницы… Ну если среди коллег не было оваций – хотя бы так.
А если о серьезном – то Армения, как известно, отказалась подписывать два стратегически важных для России документа: это заявления "О принципах обеспечения безопасности в Евразии" и "О недопустимости использования односторонних санкций в международных отношениях". Таким образом Армения выбилась по сути из общего настроения и позиции Содружества и, кроме того, тем самым устроила очередную провокацию против России. Это можно оценить как враждебные шаги.
Армения на саммите чувствовала себя чужой, таким своего рода «инородным телом». Хотя Пашинян и его чиновники всячески пытались публично демонстрировать дружелюбие и заинтересованность. Конечно – заинтересованно, давайте говорить откровенно: стремительно дрейфующая на Запад Армения приехала в Москву, чтобы удержать, сохранить свои экономические интересы.
В политическом плане Ереван все дальше и дальше расходится с Москвой. Армения принципиально отказывается российского пограничного контроля: после весеннего отказала Армении от российских пограничников в ереванском аэропорту «Звартноц», теперь Ереван отказывается от присутствия российской стороны на КПП на границе с Ираном. А также армянские пограничники теперь присоединятся к несению службы к российским пограничникам на армяно-иранской и армяно-турецкой границах. Процесс идет в негативном плане для российско-армянских отношений. Только вопрос времени и подходящего для Еревана политического момента – когда Пашинян полностью выведет российских пограничников с территории Армении и закроет российскую военную базу в Гюмри.
Лидеры Азербайджана и Армении очень контрастно выглядели на саммите СНГ в Москве
- Помощник президента Юрий Ушаков обратил внимание на то, что, собственно, Москва была согласна на трехстороннюю встречу на уровне России – Азербайджана – Армении на своей территории, но «кое-кто отказался»…
- Понятно, какая это сторона. Пашинян сейчас играет с пользой для западных стран. Он хотел бы мирный договор подписать с Азербайджаном в Вашингтоне, Брюсселе либо в Париже. Но он категорически не хочет или скорее не может вести переговоры и подписывать что-либо на российской территории.
Премьер Армении хочет обнулить весь огромный вклад, который Россия внесла в процесс урегулирования армяно-азербайджанских отношений. И при этом мелко жалуется, что российские чиновники используют неприятные для него формулировки в виде Зангезурского коридора. Несмотря на это – участие ФСБ России в контроле над Зангезурским коридором (как бы Армения не перевирала ситуацию) - это факт и долженствование. Все прописано в пункте 9 трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9-10 ноября 2020 года.
Вместе с тем мы видим, как премьер Армении продолжает проталкивать идею, что давайте подпишем мирное соглашение с Азербайджаном в сокращенном виде, подпишем только те пункты, которые с Баку согласовали. Азербайджан категорически против и говорит, что нет, нужно подписывать полноценное, полноформатное соглашение. И условием подписания является утверждение всех без исключения представленных пунктов. Это международная практика – подписание полноценного, а не промежуточного варианта мирного договора.
Пашинян пытается добиться подписания урезанного мирного соглашения – то есть с учетом тех пунктов, которые устраивают только Армению. Для чего это делается – для того, чтобы процесс договоренностей по другим пунктам в будущем еще 30 лет обсуждать и «благополучно» похоронить, как это делалось неоднократно. Такие хитрости.
Азербайджан справедливо и в соответствии с нормами международного права для подписания мирного соглашения требует от Армении исключить из ее Конституции территориальные претензии к Азербайджанской Республике.
Ильхам Алиев на полях саммита СНГ четко дал понять в ответ на вопросы прессы, скоро ли будет мирный договор. Глава государства дал понять, что это все зависит от того, как скоро Армения выполнит справедливое требование Баку. А Пашинян юлит. То, что предлагает подписать премьер Армении – это не мирный договор, это бумажка, которую глава армянского правительства или кто угодно в будущем из армянских властей будет называть мирным договором, но которая таковой быть не может, потому что будет неполноценной и позволит Армении как стране осуществлять провокационные маневры и подвергать ревизии документы, утвержденные с Баку. Поэтому только юридически безукоризненный договор на основе пяти базовых принципов, которые сформулировал Азербайджан, может стать реальной основой для мира и безопасности на Южном Кавказе.
- Для чего тогда премьер Армении сегодня на разных международных площадках так активно пытается представить, что Ереван так сильно хочет мира с Азербайджаном?
- Пашинян не хочет, чтобы Россия вводила против Армении экономические санкции. Поэтому действует в отношениях с Москвой таким образом, чтобы не перегибать палку. И в этом плане он действует прагматично.
Что касается упорного стремления Пашиняна подписать неполноценный мирный договор с Баку … Ну когда ему сказали раз, два, три, что этого не может быть на таких условиях, наверное, пора понять. А если он продолжает – значит это преднамеренная политика.
- Ильхам Алиев на полях саммита лидеров СНГ повторил свою довольно жесткую критику в адрес США. Такая позиция созвучна взгляду России…
- Если президент Азербайджана озвучивает важнейшую внешнеполитическую проблематику, которая затрагивает интересы Баку, - это исключительно дело Баку. Если президент Азербайджана Ильхам Алиев дал комментарии с такой негативной оценкой российским СМИ – он таким образом дал сигнал, что США не имеют права проводит такую политику. И у Азербайджана и России, как мы видим, действительно общие подходы по данному направлению.
Российско-азербайджанские отношения являются хорошим стабилизирующим фактором евразийской безопасности. Развиваются контакты по линии специальных служб. Вызовы, угрозы у нас общие, ответственность за регион – также наша. Наша позиция, что никаких внерегиональных сил здесь быть не должно. А Армения пытается превратить Южный Кавказ в плацдарм, на котором развернутся американцы, французы, НАТО. И на котором будут готовить новые провокации. Понятно же, для чего все это делается: все технологии уже изучены.
Когда у государства есть суверенная воля – значит, все попытки Запада дестабилизировать ситуацию будут неуспешными. Сейчас на Южном Кавказе важно, что будет с Грузией. Победить грузинская оппозиция на предстоящих парламентских выборах не может. Поэтому западники будут использовать технологии дестабилизации в стране и цветную революцию, чтобы свергнуть нынешнее правительство силовым путем. Захватить парламент – центр принятия решений и далее – легитимизировать государственный переворот. Все это готовится достаточно жестко, вплоть до физического устранения лидеров «Грузинской мечты».