AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Пашинян со своими методами "уличной демократии" так и не смог вписаться в ЕАЭС и ОДКБ

Игорь Коротченко: Пашинян со своими методами "уличной демократии" так и не смог вписаться в ЕАЭС и ОДКБ

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
05.06.2019 08:15

/upload/iblock/8aa/8aa8840b9244df8639213a27c2f1bd42.jpg

Армению в отношениях с партнерами по ЕАЭС и ОДКБ в последние недели преследуют очевидные политические неудачи. Главы МИД стран ОДКБ наконец, спустя полгода, утвердили кандидатуру генсека Совбеза Белоруссии Станислава Зася на пост главы организации с 1 января 2020 года, оставшийся срок в качестве руководителя структуры отработает действующий врио от России Валерий Семериков. Таким образом Армения не смогла добиться назначения представителя своей страны на оставшиеся полтора года ее председательства. Напомним, что Ереван в прошлом году досрочно отозвал с этого поста Юрия Хачатурова в связи с уголовным делом, заведенным против него на родине. Армения своим решением фактически блокировала работу ОДКБ.

Также нельзя не отметить, что на днях в рамках саммита Высшего евразийского экономического совета в Нур-Султане ожидаемая встреча президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна так и не состоялась. Вдобавок в столице Казахстана в рамках саммита первый президент Республики Нурсултан Назарбаев удостоил ордена своего имени всех, за исключением председателя правительства Армении.

О том, можно ли считать эту череду событий «политическими звоночками» для Никола Пашиняна, в интервью «Москва-Баку» своим мнением поделился политолог Игорь Коротченко.

-Игорь Юрьевич, означают ли такие «звоночки» для Пашиняна то, что партнеры по ЕАЭС, ОДКБ, не особо принимают политику сотрудничества премьер-министра Армении?

-Безусловно, это означает, что Пашиняну его партнеры не особо доверяют. Что касается ордена Назарбаева – то давать его премьер-министру Армении просто не за что, поскольку, во-первых, к власти он пришел путем цветной революции, это был насильный захват в дальнейшем просто легитимизированный. Во-вторых, он руководит государством всего лишь год и, разумеется, никакого вклада в процесс развития евразийской интеграции с его стороны быть не могло.

Мы видим, что последние политические решения, связанные с Пашиняном, свидетельствуют о неком нарастании напряженности между Арменией и ее партнерами по ОДКБ и ЕАЭС. Очевидно, что турбулентность и неопределенность статуса Пашиняна, в том числе скандальные преследования в Армении политических оппонентов, которым инкриминируются различные деяния по совершенно надуманным поводам, вызывают беспокойство партнеров Армении. Разумеется, никто из лидеров ЕАЭС не приветствует подобные действия, поскольку существуют определенные правила игры, правила политической культуры. А Пашинян и пришедшие с ним кадры, занявших крупные государственные должности и прошедшие перед этим через Соросовские центры и некоммерческие организации, эти правила игры не соблюдают. И понятно, что это в определенной степени вызывает настороженность остальных частников Евразийского экономического союза.

Мы также видим и то, что внутри политической жизни Армении нарастают тоталитарные тенденции. Это не только преследование бывшего президента Армении, бывшего генсека ОДКБ, но и попытки манипулировать прессой, о чем свидетельствует в том числе попытка лишить Союз журналистов Армении принадлежащих ему помещений. Мы помним, что Пашинян выступал за безусловную свободу шествий и уличную демократию. Но теперь на днях митинги в Армении прошли против самого Пашиняна, что уже является сигналом. И что мы видим? Вместо свободы шествий мы наблюдаем, как полиция хватает митингующих и доставляет в участки. А ведь недавно сам премьер-министр Армении призывал чуть ли не штурмовать суды, препятствовать их нормальной работе. Спрашивается, и это демократия? Разумеется, эти события показывают, что положение Пашиняна с политической точки зрения достаточно неустойчивое. Тем более что влиятельные карабахские кланы фактически объединились против него. Сегодня отношения между режимом в Карабахе и официальным Ереваном натянутые, они буквально искрят.

Потерей Пашиняном своих политических позиций является и то, что Армения не сумела навязать партнерам по ОДКБ назначение генсеком своего представителя взамен скандально отозванного с поста Юрия Хачатурова. В силу всех этих перечисленных мною причин премьер-министр Армении сегодня занимает своеобразную позицию среди других лидеров ОДКБ и ЕАЭС. Пока мы не можем сказать, что он вписался в дружную слаженную работу при всем соблюдении со стороны партнеров дипломатического протокола, внешнем политесе. К Пашиняну отношение со стороны партнеров очень настороженное. Потому что легитимность того, кто пришел к власти за счет цветной революции ставится в глазах остальных под вопрос.

Конечно, у России, Казахстана, Армении разный политический вес. Но Армению никто не собирается загонять в угол, дискредитировать, никто не собирается дискредитировать Пашиняна. Но Пашиняну надо понимать, что если ты работаешь в таком «клубе» руководителей, то веди себя соответствующе. Методы уличной демократии, политические приемы из серии манифестаций здесь неприемлемы. Надо вести себя соответственно статусу, соответственно протоколу. Никакую свою исключительность показывать не надо, здесь все равны и не стоит пытаться ставить себя выше всех остальных. Ни Россия, ни Белоруссия, ни Казахстан не позволяют себе такого. Все на равных. Еревану, Пашиняну стоит придерживаться такой же модели поведения – равный среди равных, без претензии на некую исключительность, даже если ты революционер.

Безусловно, судьбу Пашиняна решит армянский народ и никто другой. Очевидно, что если итоги деятельности Пашиняна не будут устраивать народ Армении, он точно так же быстро рухнет с политического олимпа, как на него взошел. И сегодняшние протестные демонстрации против Пашиняна – это первая ласточка. Армянский народ ждет от Пашиняна не революционных лозунгов, не популизма, не криков в мегафон, не шашлыков, не манифестаций. Он ждет улучшения экономической ситуации в своей стране и улучшения своего благосостояния. Вот главный критерий, в соответствии с которым армянский народ будет оценивать деятельность главы государства. Пока Пашинян говорит о том, что вот в стране началась экономическая революция, дико растет ВВП – такими темпами, которые и не снятся всем остальным членам ЕАЭС. Но экономику революционными лозунгами не поднимешь. Нужна планомерная кропотливая работа профессионалов, нужны инвестиции, нужна благоприятная политическая среда, стабильность, потому что инвестор приходит на стабильные рынки. Сегодняшняя же Армения вот скачками вверх – вниз, по горизонтали и вертикали не представляет такую удобную среду для инвесторов. Та же самая армянская диаспора, весьма влиятельная в мире, которая ворочает десятками миллиардов долларов – даже с ее стороны мы не видим желания инвестировать в Армению. Очевидно, что вину за это несет сам Пашинян. Год у власти – это достаточно большой срок. Первые 100 дней нахождения у власти уже подводят итоги, а у Пашиняна 100 дней превратились в 365 с лишним. И что мы видим - непонятные решения, непонятную митинговую активность. Попытка надавить и выкрутить руки судебной власти, очевидно, что это влияет и на экономическую стабильность. Пока эта турбулентность в Армении будет продолжаться, будет продолжаться и отсутствие каких-либо значимых вливаний даже со стороны армянской диаспоры. Опять же неурегулированность нагорно-карабахской проблемы ограничивает экономические возможности Армении и возможность строить благополучную экономику. Здесь все очень тесно завязано. Время летит быстро и вот уже раздаются вопросы к Пашиняну, а что ты уже сделал, кроме личного пиара, что сделал для благополучия граждан? Одними обещаниями сыт не будешь. Революция Пашиняна начинает пожирать сама себя.

-На днях в результате нарушения режима прекращения огня в рамках нагорно-карабахского конфликта погиб азербайджанский, а затем и армянский военнослужащий. Глава МИД Азербайджана констатировал, что Армения наносит урон переговорам, а в Администрации Президента Азербайджана сказали, что Пашинян пытается продолжить политику своих предшественников в затягивании переговоров.

-Честно говоря, складывается впечатление, что Серж Саргсян был даже более привержен практическим договоренностям по карабахскому урегулированию, чем Пашинян. Сегодня все указывает на то, что Пашинян не будет предпринимать реальных шагов для урегулирования разрешения конфликта. Мы видим, что о тех договоренностях, которые были согласованы в Казани, сейчас речи не идет вообще. По сути из-за позиции Пашиняна как лидера Армении переговоры по нагорно-карабахскому конфликту зашли в тупик, несмотря на все заявления о том, что давайте заниматься гуманитарными проблемами, давайте установим прямую телефонную связь, чтобы урегулировать возможные инциденты, опять гибнут люди. Это, безусловно, трагедия и политическую ответственность с себя Пашинян снимать не должен. Но нужно не уклоняться от переговоров, а двигаться навстречу разумным и первоочередным компромиссам. Возвращение в первую очередь как минимум пяти районов под гарантии ввода миротворцев ОДКБ могло бы стать реальным первым шагом на пути к урегулированию карабахского конфликта, тяжелого, кровавого, длящегося десятилетия. Но невозможно бесконечно удерживать оккупированные территории. Статус семи районов, оккупированных Арменией, не подвергается сомнению никем, включая сам Ереван. Но ситуация зашла в тупик, гибнут люди и никаких шагов со стороны Пашиняна мы не видим, для того, чтобы эту ситуацию решать в условиях здравого смысла, в соответствии с нормами международного права и признанного международным сообществом, ООН принципа территориальной целостности Азербайджана.

-При этом Армения регулярно пытается обвинить Азербайджан, хотя именно она оккупировала территории и десятилетиями удерживает их.

-Идет информационная война, отсутствует признание существующих реалий. Проблема 7 оккупированных районов вообще умалчивается армянскими властями, как будто этой проблемы не существует вообще. Вы, ребята, что хотите заявляйте, но 7 районов возвращать надо. И никто с вами не будет ни в какие сделки вступать с той точки зрения, что вот мы вернем районы, а вы признайте НКР. Не будет такого, надо возвращать, тем более если вы хотите развиваться, если вы не хотите экономических ограничений, если вы хотите перспектив для армянского общества. У Азербайджана современная сильная армия, но при этом он силой не возвращает свои территории, он дипломатично ведет переговоры. Да, он поддерживает в состоянии боевой готовности свои вооруженные силы, ну а как не поддерживать, когда 20 процентов твоей территории взяли и оккупировали. Почти 1 млн человек стали беженцами и вынужденными переселенцами. Есть ли в мире страна, 1 млн человек населения которой был изгнан с территории? Таких прецедентов больше нет. На мой взгляд проблема нагорно-карабахского конфликта нуждается в более системном мониторинге, в доведении существующей ситуации до международного сообщества. Сегодня надо садиться за стол переговоров и решать эту проблему, Армении ее надо решать, подписывать соглашение под гарантии ОДКБ и уходить с оккупированных территорий. А статус Нагорного Карабаха будет решаться чуть позже. Никакая информационная война не способная перевести фокус внимания от того, что оккупированные территории надо возвращать. Если Армению тревожат вопросы безопасности - говорят, что земли не будут возвращать, потому что это угрожает безопасности населения Карабаха и Армении. Но во-первых, Армения – член ОДКБ. На нее никто нападать не будет да и зачем. Во-вторых, на территории вокруг Карабаха никто не живет, там укрепления, минные поля, разрушенные, уничтоженные города и селения. А безопасность проживающих в Карабахе – этот вопрос можно решить вводом миротворцев ОДКБ. Азербайджан начнет возвращать беженцев на родные территории, восстанавливать инфраструктуру, развивать экономику. И Армении будет хорошо, потому что регион будет развиваться, для Армении откроется возможность международных проектов, новые экономические возможности. Карабахскую проблему надо решать путем переговоров, в противном случае остается риск войны. Мы в России категорически против войны.