AZN = 56.51 RUB
USD = 96.06 RUB
EUR = 105.31 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Попытки Армении протащить в Декларацию Саммита антиазербайджанские позиции закончились неудачей

Игорь Коротченко: Попытки Армении протащить в Декларацию Саммита антиазербайджанские позиции закончились неудачей

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
03.04.2023 17:00

/upload/iblock/831/831d74f8c52c4b3ae4f682cfa04382f3.jpg

Премьер-министр Армении Никол Пашинян накануне на «Саммите за демократию», инициированном в онлайн-режиме президентом Соединенных Штатов Джо Байденом, поблагодарил Вашингтон за то, что он якобы помог остановить эскалацию с Азербайджаном в сентябре 2022 года.

«Еще в сентябре мы почувствовали участие демократических стран и четкое осуждение с их стороны агрессии против Армении. Пользуясь этой возможностью, хочу выразить нашу признательность США и другим партнерам, которые дипломатическими методами помогли нам пресечь дальнейшее вторжение», - заявил Пашинян.

Правда традиционно умолчав при этом, что эскалацию спровоцировала сама Армения.

Кроме того, армянский премьер вновь с фейковыми запугивающими тезисами о якобы блокировании Лачинской дороги со стороны Азербайджана и осуществлении им некоего «геноцида» армян в Карабахе.

Отметим, что во втором «Саммите за демократию» принимают участие лидеры 121 государства, а также представители гражданского общества и международных демократических институтов.

В саммите из государств постсоветского пространства, помимо прибалтийских стран приняли участие Украина, Молдавия, Грузия.

Помимо России и Белоруссии на саммит не пригласили другие государства СНГ, в том числе Азербайджан, а также Турцию, Венгрию (единственные члены НАТО, которые не оказались в списке приглашенных), Китай.

По итогам пленарного заседания была принята Декларация.

По задумке инициаторов саммита, он должен укрепить единство демократических государств на фоне усиления автократий, среди которых, по мнению США, особое беспокойство вызывают Россия и Китай.

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что организованный США «саммит за демократию» вряд ли можно отнести к категории серьезных мероприятий, желающие участвовать в нем страны имеют суверенное право на это. Об этом он сообщил журналистам, отвечая на вопросы, как в Кремле относятся к участию Армении в этом саммите.

28 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала «Саммит за демократию» недостойным спектаклем и выразила сожаление об участии в нëм генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Дипломат указала, что стремление американских властей претендовать на лидерство в продвижении демократических ценностей является верхом лицемерия, так как «их репутация в этой сфере полностью разрушена».

Напомним, первый Саммит за демократию, прошел в декабре 2021 года. Тогда в нем также принял участие армянский премьер, чем обратил внимание и российского экспертного сообщества и властей.

Тогда в МИД Армении напрямую заявили, что Ереван расценивает американский «Саммит за демократию» как возможность противодействовать Азербайджану.

Тогда же официальный представитель МИД России Мария Захарова, говоря о «Саммите за демократию», заявила, что, «видимо, те, кто получил приглашения и будут участвовать, наделены почетным правом обслуживать интересы американского режима».

Без названия (26).pngУчастие Армении в саммите «Москва-Баку» комментирует генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко.

- Игорь Юрьевич, саммит проходит во второй раз и второй раз в нем участвует Армения…

- Участие Армении в американском "Саммите за демократию" расценивается в Москве как абсолютно недружественный шаг в отношении нашей страны со стороны Еревана, даже несмотря на то, что по каким-то конъюнктурным соображениям Никол Пашинян со своими, выгодными армянской стороне оговорками и трактовками, отказался подписать антироссийский пункт итоговой Декларации саммита. Факт налицо, всё, от этого и исходим: он в этом саммите участие принял и Ереваном это подается как большое достижение Армении во внешней политике.

Участие Пашиняна в саммите - отражение продолжающегося дрейфа его правительства от России, продолжение выстраивания тесных отношений с Западом. Если Государственный департамент США счел возможным пригласить Армению на саммит во второй раз, это, как минимум, говорит о несамостоятельности внешней и внутренней политики Еревана. То есть его решения зависимы. Армения – американский сателлит, поэтому и получила приглашение на этот пресловутый саммит.

- В прошлый раз, во время первого «Саммита за демократию» в декабре 2021 года, Ереван совершенно напрямую пояснил свое участие в нем возможностью использовать его как площадку против Азербайджана. И это ведь было через год после подписания трехстороннего заявления по армяно-азербайджанскому урегулированию. По сути, если анализировать речь Пашиняна на втором саммите, логика остается той же...

- Попытки со стороны Армении протащить в Декларацию прошедшего сейчас Саммита антиазербайджанские моменты закончились неудачей и для Еревана, и для его партнеров, которые его поддерживали в данном начинании.

Понятно, что любую международную площадку, любой саммит Армения пытается использовать для массированных информационных атак против Азербайджана, обвиняя его абсолютно во всех «грехах». С одной стороны, это традиционно для армянской политики за последние 30 лет. С другой, это показатель, что поиск внешнего врага и перевод на него внимания армянского населения – способ для Никола Пашиняна и его команды продолжить оставаться у власти. Ведь властные полномочия очень четко конвертируются в личный материальный, финансовый успех для армянского премьера и членов его команды.

- Пашинян также на саммите выразил признательность Соединенным Штатам за остановку «агрессии» Азербайджана в сентябре прошлого года.

- Разумеется, с одной стороны, это реверанс в сторону США. С другой, понятно, что в Штатах, благодаря влиятельному армянскому лобби, есть подкупленные конгрессмены и сенаторы. Есть прямые лоббисты армянских интересов. Кроме того, Николу Пашиняну необходимо делать постоянные реверансы в сторону Вашингтона для того, чтобы продолжить эту многоходовку и продолжать реализовывать попытку усидеть сразу на трех стульях – европейском, российском и американском.

- Саммит за демократию позиционируется как «борьба демократий против автократий». В этот раз, как и в прошлый, в центре внимания обсуждений России и Китай и, естественно добавилась ситуация вокруг Украины. Но вопрос в том, что на него снова не были приглашены такие страны как Турция, Венгрия. Хотя это члены НАТО. О странах постсоветского пространства, в том числе Азербайджане, за исключением Армении, Украины, Молдавии, уже и говорить нечего. Факт разделения на лицо. На фоне саммита, президент Турции заявил о предстоящем возможном визите в республику Владимира Путина и зафиксировал, что не позволит Западу вовлечь Анкару в его войну против РФ. Нельзя не обратить внимание и на недавний визит в Москву Си Цзиньпина. То есть саммит еще раз показал - мир на разломе?

- Никол Пашинян пришел к власти в Армении путем бархатной революции. То есть был организован государственный переворот. Свою «клиентуру» американцы не бросают, заботятся о ней и выводят на различные международные площадки под своим патронажем.

Что касается отсутствия приглашения на саммит таких сильных лидеров как руководители Турции, Азербайджана, это показатель суверенности данных государств. Здесь по сути дела США - это такой «Шерхан» (если мы вспомним известное произведение Редьярда Киплинга «Маугли»), а остальные – «Табаки», которые присягают Западу, чем среди прочих и занимается премьер-министр Армении. Саммит стал еще одним показателем, кто оказался под американцами, кто их сателлиты, кто младшие партнеры. А кто - самостоятельные суверенные государства. Лидеров как раз таких государств на саммит и не позвали. Это хороший маркер для того, чтоб посмотреть, кто есть кто в современном мире.

Не то, что мир на разломе. Просто наступает эпоха нового миропорядка, мы видим, что прежний миропорядок терпит крах. В новом миропорядке выстраиваются новые конфигурации. Глобализация провалилась, она оказалась несостоятельной. Мы видим закат эпохи американского доллара. 

Понятно, что Реджеп Тайип Эрдоган делает какие-то заявления в пользу России, не благодаря особой любви к нашей стране, а исходя, прежде всего, из прагматических интересов. Прагматические интересы Турции заключаются в том, что ей нужны полноценные надежные партнеры. Именно в лице РФ Анкара видит такого партнера, я бы сказал, в определенных моментах – как своего союзника. .

Впереди у Реджепа Тайипа Эрдогана президентские выборы. Эти выборы проходят в очень непростой для Турции ситуации – на фоне произошедшего в феврале катастрофического землетрясения.

Оформление полноценного российско-тюркского геополитического, стратегического союза – это веление времени. Потому что для Евросоюза Турция – чужая, точно также, как и Россия. Никогда членом ЕС Турция не станет. Это уже поняли представителя всей турецкой политической элиты как во влаcти, так и в оппозиции. Внешние игроки поддерживают милитаризацию Греции. Идет активное накачивание Греции оружием, совершаются попытки создать силовой таран против Турции.

Для Эрдогана очевидно, что новая эпоха – это эпоха новых энергетических проектов. Именно энергетика во многом будет определять статус государств, их роль в системе международных отношений. Превращение Турции в энергетический хаб (и здесь Росси играет ключевую роль, кстати, как и Азербайджан) сделает Эрдогана одним из лидеров той части мира, которая не хочет сегодня слепо следовать инструкциям из Вашингтона. Поэтому Турция будет проводить все более суверенную политику. Реализация масштабных энергетических проектов, превращение Турции в энергетический хаб, строительство новых атомных электростанций в Турецкой Республике с помощью России – все это требует времени и подразумевает повышение статуса Турции. Турция не присоединилась к антироссийским санкциям. Мы с Анкарой фактически выступаем с единой позицией по ряду международных проблем, идет наше сближение. При этом, безусловно, остаются противоречия. Они понятны, ведь даже у тех государств, которые очень близко взаимодействуют, есть отличные взгляды по тем или иным вопросам. Это нормально.

И если визит Владимира Путина в Турцию в конце апреля состоится, он станет знаковым с точки зрения перспектив российско-турецких отношений, поддержки Реджепа Тайипа Эрдогана на предстоящих президентских выборах. С точки зрения интересов России мы должны давать четкий месседж: новое избрание Эрдогана президентом Турции на внеочередных выборах – это в том числе возможность для России успешно противостоять враждебному западному окружению. Мы видим в лице Эрдогана надежного, проверенного, со всеми плюсами (да, и минусами, которые всегда есть в кейсе любого политика). Но для Кремля это понятный партнер. У Путина и Эрдогана очень хорошие личные отношения. И время, и события показали, что даже по тем противоречиям, которые у нас возникали, Россия и Турция всегда находили взаимоприемлемые политические и экономичеcкие решения, что очень важно, не скатываясь в оголтелую конфронтацию и «уничтожение» друг друга. Эрдоган, безусловно, выдающийся политик современности, который, на мой взгляд, заслуживает Нобелевской премии мира.

- Сегодня Министерство обороны Азербайджана сообщило, что в связи с вводом в эксплуатацию новой Лачинской дороги были взяты под контроль несколько господствующих высот, основных и вспомогательных дорог, а также обширная приграничная территория между селами Джагазур и Забух Лачинского района. О взятии высот азербайджанское оборонное ведомство сообщало и в прошедшую субботу в связи с тем, что армянские формирования, армянская сторона пыталась поставлять вооружение в Карабах по альтернативным Лачинской дороге путям. И даже строить для этого новые дороги…

- Происходит корректировка тех вопросов, которые Армения должна была выполнять по трехстороннему заявлению и которые она дезавуировала. Сама жизнь вносит изменения в договоренности, под которыми стоит подпись Армении и которые Армения же не выполняет.

Как известно, официальный Баку пригласил представителей армянской общины Карабаха приехать на переговоры в азербайджанскую столицу, естественно, при всем обеспечении их безопасности.

Азербайджан выдвигает ряд инициатив, включая известные 5 пунктов, которые должны лечь в основу мирного договора между Баку и Ереваном. При этом понятно, что без точечных, буквально «хирургических» действий добиться конструктивного понимания со стороны Армении крайне тяжело.

Все, что происходит - следствие нарушения Арменией своих обязательств, нежелания со стороны Еревана осознавать новые реалии и выполнять пункты по юридическим обязательствам трехстороннего заявления, под которым стоит подпись армянского премьер-министра.

Все, что происходит - результат недоговороспособности, нежелания Армении следовать реалиям, которые были достигнуты при посредничестве Российской Федерации.

Считаю, что сочетание дипломатических мер с теми самыми мерами «хирургическими» со стороны Баку преследует целью объяснить армянской стороне всю бесперспективность ее неконструктивной позиции и сподвигнуть Ереван и сепаратистов в Карабахе к осознанию реалий, которые, мягко говоря, дано наступили и определяют ход происходящих процессов.

- Глава Миссии ЕС, размещенной на армянской территории без согласия Баку, по всей видимости, решил выступить защитником интересов Армении и транслировать точку зрения Еревана. В частности, он озвучил мысль Еревана, что якобы Азербайджан весной готовит на Армению нападение и если миссия Евросоюза это предотвратит, то это станет ее победой.

- C cамого начала, когда Армения эту миссию пригрела, я говорил, что она будет выполнять провокационные задачи против Азербайджана, а также против России и снова же - отрывать Армению от существующих реалий.

Так оно, как видим, и происходит. Стоит задача спровоцировать вооруженный конфликт в регионе, чтобы в результате нестабильности регион снова забурлил и эти процессы в том числе перекрыли функционирование транспортного коридора «Север-Юг», критически важного для интересов России с точки зрения преодоления экономической, санкционной блокады.

- То есть вывод все-таки один – Евросоюзу доверять никак невозможно….

- В этой ситуации Евросоюз как конгломерат государств, который выстраивает единую политическую, экономическую позицию, выступает за решение своих политических и экономических интересов. Напряженность конфликта между Азербайджаном и Арменией, подогревание амбиций сепаратистов в Карабахе – все это для того, чтобы подтолкнуть Никола Пашиняна к большой вооруженной провокации, дальше – прикрыть его, не допустить разгрома Армении. Спровоцировать боестолкновения для того, чтобы попытаться влезть в регион с военным контингентом. И плюс, как я и сказал, заблокировать реализацию коридора «Север-Юг». За всеми этими «усилиями» стоят вполне конкретные геополитические интересы Запада.

Сейчас Россия и Азербайджан выступают как союзники для того, чтобы не дать возможность внешним игрокам раскачать регион и обрушить стабильность.

- Накануне впервые в истории азербайджано-израильских отношений было открыто посольство Азербайджана в еврейском государстве. Почему это не произошло раньше, почему сейчас?

- Потому что пришло время. Азербайджан выстраивает дипломатию, которая войдет в историю международных отношений, станет примером продвижения своей национально повестки. Такой дипломатический подход, безусловно, заслуживает самой высокой оценки. Мозг азербайджанской дипломатии – это прежде всего президент Ильхам Алиев. Это блестящий дипломат, блестящий политик, лидер Движения неприсоединения, авторитетный на международной арене политический лидер. Азербайджан – государство, которое умеет выстраивать сбалансированные, взаимовыгодные отношения с самыми разными силами. Как мы знаем, так сложилось, что Азербайджан имеет великолепные отношения и с Израилем, сотрудничает с ним по самым разным очень важным направлениям, большая еврейская община проживает очень органично, с возможностью сохранения своей культуры, традиций в Азербайджана. На этом фоне Азербайджан продвигает и интересы Палестины.

- Параллельно с этим вчера Лавров встречался в Москве с главой МИД Ирана. Обсуждалась Каспийская проблематика, проблематика Закавказья и Лавров снова повторил, что Москва готова посредничать между Азербайджаном и Ираном и рассчитывает на урегулирование всех трений. Ведь на самом деле формат Россия-Азербайджан-Иран давний и имеет стратегическое значение.

- Да, Москва готова посредничать. И это очень важно. Главное - переходить к практическим форматам такого посредничества. Полагаю, должна быть создана группа высокого уровня в треугольнике Москва-Баку-Тегеран, чтобы те проблемные вопросы, которые существуют между Азербайджаном и Ираном были урегулированы политико-дипломатическими средствами, и чтобы страны какие-то моменты, которые их тревожат, беспокоят могли решить, не ограничивая дальше развитие Каспийского региона.

Это стратегический для нас, относительно давно сформированный треугольник. Посредничество Москвы здесь востребовано и важно создать полноценный дееспособный рабочий формат, чтобы выйти на конкретные договоренности и закрыть страницу напряженности между Тегераном и Баку для развития экономического сотрудничества.

- Вчера Абдоллахиан сказал, что Иран выступает против присутствия внешних игроков в регионе. Имея в виду, по всей видимости, ЕС? Но мы знаем, что формулировки иранских властей периодически варьируются….

- Дипломатия для того и существует, чтобы добиваться результатов, которые бы устраивали все стороны, желающие добиться результата. Поэтому будем надеяться, что существующие проблемы будут решены. В этом, я уверен, заинтересованы все вовлеченные стороны.