AZN = 49.31 RUB
USD = 83.83 RUB
EUR = 90.54 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: В судьбе сепаратистcкого режима поставлена точка. Это выдающееся событие не только в регионе Южного Кавказа, но и в глобальном масштабе

Игорь Коротченко: В судьбе сепаратистcкого режима поставлена точка. Это выдающееся событие не только в регионе Южного Кавказа, но и в глобальном масштабе

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
02.10.2023 18:53

/upload/iblock/acd/acda0b1ce5953056c83617728e7ede92.png

Сегодня произошло историческое для Южного Кавказа, армяно-азербайджанского процесса да и, пожалуй, геополитических процессов событие. После 35 лет существования сепаратистского режима Карабаха он объявил о самороспуске и прекращении существования так называемой Нагорно-Карабахской Республики с 1 января 2024 года.

«Президент Республики Арцах» Самвел Шахраманян подписал «указ о действиях, вытекающих из ситуации, создавшейся после 19 сентября 2023 года». В документе отмечается, что «в связи с создавшейся сложной военно-политической ситуацией, исходя из приоритета обеспечения физической безопасности и жизненных интересов «народа Арцаха», учитывая договоренность, достигнутую при посредничестве командования российского миротворческого контингента с представителями Азербайджанской Республики о том, что обеспечивается свободный, добровольный и беспрепятственный проезд жителей Нагорного Карабаха, включая военнослужащих, сложивших оружие, со своим имуществом на их транспортных средствах по Лачинскому коридору, <…> принято решение распустить все государственные учреждения и организации, находящиеся в их ведомственном подчинении до 1 января 2024 года, и Республика Нагорный Карабах прекращает свое существование. А «населению Нагорного Карабаха, в том числе находящимся за пределами республики после вступления данного указа в силу, ознакомиться с условиями реинтеграции, представленными Азербайджанской Республикой, с целью принятия в дальнейшем самостоятельного и индивидуального решения о возможности пребывания (возвращения) в Нагорном Карабахе.

Азербайджан уже открыл портал, на котором карабахские армяне могут подать заявку на получение азербайджанского гражданства.

В Кремле на ситуацию отреагировали спокойно, отметив, что для Москвы важна именно гуманитарная составляющая в этой связи и, по сути, ничего больше.

Как Азербайджану удалось добиться полного возвращения своего суверенитета и территориальной целостности, в интервью «Москва-Баку» рассказал генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко.

- Игорь Юрьевич, как Азербайджану удалось этого добиться?

- К этому результату была долгая дорога, которая включала в себя восстановление страны после неудач Первой Карабахской войны. Азербайджан создал фундамент национальной экономики, реализовал мегапроекты в области нефте- и газодобычи, а также экспорта углеводоров. Это обеспечило развитие всего комплекса финансово-экономической системы Азербайджанской Республики, позволило сделать государство устойчивым. В Азербайджане была выстроена эффективная политическая система, которая оптимальным образом отвечает целям и задачам государственного строительства и национального развития. Азербайджан выполнил эффективную системную работу по строительству вооруженных сил и всех компонентов силовых ведомств, специальных служб. Осуществил многомиллиардные закупки современного вооружения, военной техники. Укрепил свой авторитет в международных организациях, стал одним из лидеров постсоветского пространства, выстроил эффективное взаимодействие с Российской Федерацией - в политике, экономике, военно-техническом сотрудничестве. Всё это в результате упорного государственного строительства позволило выйти на рубежи, когда Азербайджанская Республика смогла поставить в практической плоскости вопрос о возвращении ее оккупированных территорий.

При этом изначально Баку выбрал дипломатический, переговорный путь. Азербайджан, опираясь на международное право, на известные резолюции Совета Безопасности ООН, на нормативно-правовую базу ставил вопрос о выводе армянских оккупационных сил с 20 процентов своих территорий, которые находились в руках оккупантов.

Однако, несмотря на все усилия Азербайджана дипломатического характера, Армения отказывалась конструктивно обсуждать и находить пути взаиморазвязки этого вопроса. Кроме того, Армения осуществляла масштабные вооруженные провокации против Азербайджана. Она чувствовала себя неуязвимой и реализовывала террористические методы ведения боевых действий, при Николе Пашиняне провозгласила пресловутую доктрину «новая война за новые территории», подразумевающей оккупацию новых территорий Азербайджана.

Три года назад Армения предприняла очередную попытку запугивания Азербайджана путем масштабных ракетно-артиллерийских ударов в расчете на то, что в результате такого военно-политического воздействия бои продлятся не более недели. Однако тогда Ереван серьезно просчитался, поскольку в ответ на масштабные обстрелы своей территории Азербайджан предпринял план контрнаступательной операции, которая вошла в историю как «Железный кулак», или 44-дневная Вторая Карабахская война, закончившаяся полным разгромом агрессора-Армении как «на земле», так и дипломатической капитуляцией в виде подписания трехстороннего заявления.

После всех этих событий Азербайджан еще больше укреплял свои дипломатические возможности, а также военную мощь, чтобы достичь компромисса и полностью вернуть свою территориальную целостность прежде всего мирным путем. Использовал неоднократные возможности для дипломатических переговоров. На все это Армения и сепаратисты отвечали хищническим разграблением азербайджанских природных ресурсов, масштабными экологическими преступлениями в Карабахе, завозом туда боевиков, оружия, террористическими вылазками и невыполнением трехсторонних договоренностей, достигнутых российским, азербайджанским и армянским лидерами, а также попыткой их пересмотра и втягиванием в процесс международных игроков.

Азербайджан, уже понимая, что практические переговоры ни к чему не приведут, но не отвергая их, последовательно реализовал политику постепенно установления контроля над своими территориями, следствием чего стал полный контроль над путями коммуникаций до Ханкенди - Лачинской дорогой и дорогой через Агдам. В результате сепаратисты ответили терактом, в результате подрыва на заложенных армянскими диверсантами минах погибли двое гражданских и четверо сотрудников МВД Азербайджана. В результате этого Баку начал антитеррористическую операцию, которую закончил менее чем через сутки. Она привела к полному развалу спустя 35 лет существования сепаратистского армянского режима в Карабахе. В судьбе сепаратистcкого режима поставлена точка. Это выдающееся событие не только в регионе Южного Кавказа, но и в глобальном масштабе, поскольку Азербайджан продемонстрировал (причем неоднократно) пример, как необходимо добавиться решения своих проблем. Продемонстрировал выдающийся талант. Впервые в современной истории страна, 20 процентов которой было оккупировано, а противнику помогали державы – США, Франция и другие ведущие европейские лидеры - оказались бессильны перед волей, целеустремленностью, абсолютной четкой логичной политикой, реализованной президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Это войдет и уже вошло не только в национальную, но и мировую историю в качестве знакового события. Ильхам Гейдарович Алиев – выдающийся политик современности. Выиграть за 44 дня Вторую Карабахскую войну и менее чем за сутки полностью решить задачи антитеррористических мероприятий и полностью восстановить суверенитет и территориальную целостность своей страны – это исторический триумф.

- То есть сепаратисты поняли, что им в этой ситуации деваться некуда? Примечательно – сегодня один из лидеров сепаратистов – советник «президента» НКР Давид Бабаян заявил, что поскольку он находится в розыске в Азербайджане, он намерен сдаться азербайджанским властям…

- Потому что покинуть незаметно Карабах не удастся. Это осознание новых реалий. Азербайджан предложил карабахским армянам реинтеграцию. Каждый из них делает свой выбор – остаться и реинтегрироваться или покинуть территорию. Тех, кто останется, ждется более светлое будущее.

Да, Азербайджан сейчас воспользовался определенным возникшим окном возможностей. Понятно, что любые события ответственным за свое будущее государством, таким как Азербайджан, просчитываются. И в таком расчете учитывается целый ряд факторов. Все, что произошло, было не спонтанно. Азербайджан в ответ на действия противника реализовал антитеррористические действия.

- Как на ситуацию повлиял негативные тенденции в российско-армянских отношениях?

- Как мы знаем, произошло признание армянскими властями территориальной целостности Азербайджана. И если бы Армения сейчас открыто вступила в войну с Азербайджаном в Карабахе, это с ее стороны стало бы актом агрессии против суверенной территории Азербайджанской Республики.

Между Россией и Азербайджаном подписана Декларация о союзническом взаимодействии, в которой четко прописывается взаимное уважение территориальной целостности.

Охлаждение в российско-армянских отношениях не позволило армянскому лобби в России успешно разыграть антиазербайджанскую подлую карту, которую оно разыгрывало все эти десятилетия.

Кремль остался равнодушен к отчаянным воплям, что необходимо задействовать силовой потенциал против Азербайджана.

Совершенно понятно, что люди, которые провалили политику «мягкой силы» в отношении Армении, а теперь пытаются воззвать к военному вмешательству России в события, армянские лоббисты своими корыстными действиями, работая на пользу самих себя, обесценили свои политические возможности влияния и воздействия на принятие Кремлем важнейших решений в сфере внешней и оборонной политики. Очевидно, стоит вопрос о необходимости проведения аудита тех средств, которые выделялись на «мягкую силу» в отношении Армении. На что пошли финансы, на что пошли десятилетия?

- Сейчас Азербайджан очень эффективно стал «вылавливать», по-другому не назовешь, всех тех, кто действовал против суверенитета и территориальной целостности Азербайджана… Был боевик Вагиф Хачатрян, сейчас – это бывший «госминистр» НКР Рубен Варданян. Насколько понимаем, Москва показала, что не будет вступаться – он не гражданин России, хотя длительное время им был.

- Азербайджан действует с точки зрения норм международного права, это преступники, которым инкриминируется участие в международном терроризме. Первые уже пошли. По имеющимся данным, Рубен Варданян дважды пытался покинуть территорию Карабаха. В первый раз, когда понял, что идентифицирован, развернулся и уехал назад, во второй раз ему уже не повезло...

Москва не будет вмешиваться, поскольку действительно Варданян вышел из российского гражданства и потому правовым основ вставать на его защиту нет. Но мы сейчас видим развивающуюся кампанию целого ряда российских медийных лиц, которые, очевидно, были с ним связаны определенными финансово-экономическими отношениями. И сегодня крики насчет Варданяна - это отработка тех средств, которые в свое время вкладывал.

- Можно сказать, что Россия, каким бы сложным ни был трехлетний период с момента подписания трехстороннего заявления с точки зрения попыток Запада выбить Москву из процесса, все-таки сумела оставить за собой последнее слово. Именно Россия, ее миротворцы активно помогают всем процессам, прежде всего гуманитарным, которые сейчас происходят в Карабахе в связи с новой реальностью…

- Действительно. И всю вину за произошедшие события Москва возложила на Пашиняна.

Наш интерес – чтобы отношения с Арменией развивались без форс-мажоров. А также развивать союзнические отношения с Азербайджаном и другими странами постсоветского пространства. Безусловно – главный наш интерес – это стабильный развивающийся Южный Кавказ, развитие в данном регионе чрезвычайно важных для нас, стратегических транспортных проектов и невмешательство в ситуацию внерегиональных игроков.

- Запад очень активно сейчас раскачивает тему прав армян – Евросоюз, Франция, другие направляют финансирование на их поддержку. Активничают Германия, Канада… Да и США делают своеобразные заявления о важности территориальной целостности Армении… Сможет ли Запад или та же армянская оппозиция, радикалы помешать начатым Азербайджаном процессам?

- У Запада, может быть, и было бы окно возможностей, если бы боевые действия, проведенные Азербайджаном, затянулись. Но все было решено менее чем за сутки. Эта молниеносность в решении поставленной боевой задачи и капитуляция сепаратистов лишили Запад возможности использовать дипломатические рычаги воздействия на Азербайджан. Всё, окно возможностей для него ушло. Контроль Баку над Карабахом восстановлен. И дальнейшие конвульсии, телодвижения, крики ни на что не повлияют. Они иллюзорны с точки зрения какого-то давления на Азербайджан. Поезд ушел.

Запад по-прежнему будет заниматься подрывной деятельностью против Азербайджана и, конечно же, России, использовать Армению, насколько это возможно. Будет, как и прежде, много провокаций. Но Азербайджан выстоит. И предпримет все нужные решения и отреагирует на все провокации, чтобы дело было доведено до конца и окончательный официально документально подтвержденный процесс самороспуска сепаратистского режима был доведен до конца. Если что, ему помогут. А здесь попытки затягивания наверняка могут быть. Такую тактику армянская сторона применяла и ранее – и после Второй Карабахской войны. Санкции же в отношении Азербайджана введены вряд ли будут. По крайней мере этого не позволит сделать Венгрия. 

И я думаю, что для этого задействуют в том числе раскачивание ситуации в Грузии для свержения правительства Ираклия Гарибашвили, которое прагматично и разумно действует в нынешних геополитических условиях. Не будем забывать, что через Грузию проходят важнейшие транспортные магистрали, трубопроводы, по которым Азербайджан осуществляет поставку энергоресурсов в Евросоюз. Грузия в том числе важный торгово-экономический партнер России в нынешней ситуации. Поэтому раскачивание там ситуации, потенциальный приход к власти прозападных лиц – это существующий вызов. Поэтому у России есть заинтересованность в стабильности Грузии и отсутствия там реализации сценария цветной революции.

- Госдеп активно прорабатывает отправку международной миссии в Карабах. И активно же ругает Россию. Ездит в Армению, Байден передает письмо Пашиняну...

- Это не в интересах ни России, ни Азербайджана, ни Ирана, ни Турции, поскольку такая миссия будет вмешательством во внутренние дела. В регионе присутствует российский миротворческий контингент, который в полном объеме во взаимодействии с военными Азербайджана обеспечивает все вопросы. Все обнулено с точки зрения возможностей Запада. Если Азербайджан скажет, что миссии здесь не нужны, Москва займет также абсолютно солидарную позицию. Российские миротворцы сейчас эффективно выполняют поставленные задачи. Безопасность армянского населения обеспечена.

- Как будет дальше действовать Пашинян и что будет с отношениями с Россией?

- Сейчас есть многовариантность развития ситуации. Полагаю, что в российских СМИ нужно прекращать кампанию шельмования Пашиняна. Нам не нужны национальные разборки на российских телеканалах. Каким бы Пашинян ни был, cвергнуть его не удастся. Он сохраняет власть, у него есть поддержка избирателей. И с ним нужно выстраивать прагматичные отношения там, где это возможно. В конце концов именно он признал территориальную целостность Азербайджана. И это на фоне удержания десятилетиями власти сепаратистским «карабахским кланом» в Армении.