Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко – в интервью «Москва — Баку» о том, почему не выполняются июльские договоренности глав МИД России, Азербайджана и Армении по нормализации армяно-азербайджанских отношений.
-Практически месяц прошел со встречи глав МИД России, Азербайджана и Армении в Москве 25 июля, на которой был достигнут ряд важных практических договоренностей. Никаких подвижек в выполнении данных договоренностей мы так и не увидели. Напротив, наблюдаются витки военной эскалации, а также далеко не способствующие миру политические действия и заявления со стороны Еревана…
-Действительно, на июльской встрече в Москве министры достигли неплохих договоренностей на сегодняшнем срезе политической ситуации. Как мы помним, по итогам переговоров Сергей Лавров заявил, что Баку и Ереван договорились продвигаться в вопросе разблокирования транспортно-экономических связей.
На трехсторонней встрече главы дипломатических ведомств России, Азербайджана и Армении согласовали открытие дороги Агдам-Ханкенди для поставок гуманитарных грузов карабахским армянам. С таким предложением выступил Баку. Согласно договоренностям, подразумевалось, что через 24 часа после запуска данного маршрута для проезда такой гумпомощи будет открыта и Лачинская дорога, естественно при сохранении всех погранично-таможенных процедур на ней со стороны Азербайджана.
Также министры договорились о том, что возобновляются контакты со стороны официального Баку и представителей армянской общины Карабаха по вопросу их реинтеграции в правовое пространство Азербайджана. Как после подтвердил постпред Азербайджанской Республики при ООН Яшар Алиев, была достигнута договоренность о такой встрече в азербайджанском городе Евлах.
Однако в итоге все эти договоренности были сорваны армянской стороной. И это очень печально, поскольку в согласование позиций сторон на московской встрече были вложены значительные дипломатические усилия. Но в итоге все это было обнулено очередным неконструктивным подходом сепаратистов. Источники сообщают, что именно они помешали контактам. На этом фоне мы увидели провокационные шаги Еревана – и на военном направлении, и на дипломатическом – я имею в виду проведение заседания Совета Безопасности ООН, которое Ереван планировал сделать антиазербайджанской площадкой. Все перечисленное в очередной раз демонстрирует, что мало достигнуть договоренностей, их нужно еще реализовать. А с этим, как мы видим (а с момента подписания лидерами России, Азербайджана и Армении 9-10 ноября 2020 года прошло более 2,5 лет) очень большие проблемы. К сожалению, в течение этого срока мы на регулярной основе наблюдаем, как раз за разом Армения обнуляет договоренности.
Стремление Азербайджана и России выстроить нормальную конфигурацию практических договоренностей разрушается провокационными действиями армянской стороны. К тому же, это и проявление неуважения к посредническом усилиям Москвы. Мы видим, что официальный Ереван в последнее время довольно часто проявляет себя по отношению к России недружественно. Звучат заявления, которые, мягко говоря, идут в разрез со статусом нашего союзника
Проведение экстренного заседания Совета Безопасности ООН по просьбе Армении и посвященное якобы гуманитарномe кризису в пока неподконтрольной Баку части Карабаха преследовало целью со стороны Еревана подвергнуть массированным обвинениям Азербайджана странами-участницами заседания и даже получить по результатам некий документ Совбеза ООН, в котором эти обвинения были бы зафиксированы. Но не прошло.
Очевидно, что очередной срыв армянской стороной московских договоренностей глав МИД и последовавшая за этим попытка Армении сыграть на площадке Совбеза ООН против Азербайджана – это последовательные преднамеренные действия Еревана.
Стоит обратить внимание, что к массированной антиазербайджанской кампании были подключены влиятельные лоббисты армянских интересов в целом ряде стран и континентов – в Европе, США, даже Латинской Америке. То есть Ереваном велась определенная работа с международным сообществом.
В идеале Армения мечтает и убрать из процесса Россию, поскольку Москва не оправдывает ожиданий Еревана по защите его интересов, стремится, чтобы российский миротворческий контингент был выведен из Карабаха и туда под флагом ООН вошли западные миротворцы. На территории Армении уже работает европейская наблюдательная миссия и идут попытки расширить ее полномочия, затащить контингенты в Карабах. Москва прекрасно понимает цель проводимой политики кабинета Пашиняна.
Россия сегодня в значительной степени сосредоточена на решении задач специальной военной операции. Москва понимает то, что происходит и последовательно, с достоинством пытается играть роль посредника, чтобы армяно-азербайджанский мирный договор стал реальностью, закончилась эпоха противостояния, чтобы были разблокированы транспортные коммуникации, чтобы был налажен нормальный диалог и регион превратился из конфликтного в спокойный, процветающий. Россия продолжит работать во благо интересов мира, всех народов Южного Кавказа.
Необходимо обратить внимание на ту позицию, которую на заседании Совбеза ООН заняла Россия и Китай. Это были спокойные четкие выступления с признанием суверенитета Азербайджана и его территориальной целостности. Также дан сигнал, о чем говорил по итогам московских переговоров с азербайджанским и армянским коллегой Сергей Лавров – вопросы прав и безопасности армян Карабаха должны решаться в рамках признания суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, то есть в рамках его правового поля.
Кроме того, в заявлении зампостреда России при ООН было явное раздражение в связи с тем, что идут попытки использовать площадку Совбеза. Российская Федерация прекрасно понимает, что данным демаршем пытается интернационализировать проблему.
Естественно, выступление российского представителя готовилось заранее, было согласовано с центральным аппаратом МИД России. МИД участвовал в выработке позиции и озвученных тезисов. Это то, как Москва видит ситуацию. И она снова выступила против попыток США и Евросоюза влиять на переговорный процесс между Баку и Ереваном и попыток втащить в процесс, международные организации, сделать их какими-то контролерами.
Как мы помним, президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал, что карабахский конфликт завершен и власти страны считающих живущих в Карабахе армян своими гражданами и готовы предоставить им равные права с остальными гражданами Азербайджанской Республики.
Азербайджан несколько месяцев назад объявил о начале контактов с представителями армянской общины Карабаха по вопросу их реинтеграции.
Однозначно, переговоры официального Баку с армянской общиной Карабаха – это исключительно его внутреннее дело, какие-либо внешние контроли за этим процессом со стороны международных структур, которого так хочет добиться Ереван, противоречит юридическим нормам и принципам суверенитета Азербайджана, его территориальной целостности.
Понятно, что никакие международные гарантии здесь неприменимы, поскольку речь идет о суверенной территории Азербайджана. И проживающие в регионе армяне должны договариваться о своей реинтеграции в рамках правового пространства Азербайджана – с представителями официального Баку. Армянской общине Карабахе предстоит сделать выбор – либо реинтеграция, либо если люди не желают связывать свое будущее с Азербайджаном, значит они должны выбрать свою дальнейшую судьбу.
Ереван стремится сохранить в международном сообществе иллюзии существования карабахского конфликта, проблемы карабахских армян, хотя по сути такой проблемы нет. И только Ереван и реваншисты, сепаратисты, армянское лобби пытаются тлеющий огонек «карабахской проблемы» поддерживать и подавать на международной арене как страшную трагедию.
Как мы помним, с одной стороны, Никол Пашинян признал территориальную целостность Азербайджана и то, что Карабах – это Азербайджан. C другой стороны, мирный договор не заключен. Идут проволочки, вооруженные провокации, на прошлой неделе со стороны ВС Азербайджана была пресечена диверсия.
Кстати, сегодня появилась информация, что община Западного Азербайджана (азербайджанцы, некогда изгнанные с территории современной Армении – прим. ред.) обратилась к генсеку ООН c тем, чтобы структура поспособствовала стимулированию армянских властей к началу контактов с ней по возвращению азербайджанских беженцев в Армению. Но Ереван не готов к таким шагам.
Хотя с точки зрения мирного процесса было бы логично: если Азербайджан готов обеспечить все права армянам на своей территории, то аналогичный шаг (что ранее и было предложено азербайджанскими властями) должен сделать и Ереван – обеспечить проживание на территории нынешнего армянского государства азербайджанцев.
-Чего хочет добиться военными провокациями Ереван?
-Многие провокации зачастую обусловлены отсутствием централизованного контроля за вооруженными силами, незаконными вооруженными формированиями сепаратистов со стороны Армении в Карабахе, а также позицией армянских военачальников, лидеров сепаратистов. Это и желание продемонстрировать свою "крутость" - что "мы не боимся обстреливать азербайджанские позиции".
Сегодня идут переговоры о том, что Армения закупает в Индии и Иране ряд современных систем вооружения, в том числе ударные беспилотники-камикадзе, а также тяжелую технику. И такие переговоры и поступление образцов вызывает желание армянских военачальников, а также политическое руководство в Ереване «побряцать» оружием, чтобы показать готовность к любым военно-политическим форс-мажорам. На такой расклад наслаиваются реваншистские настроения. То есть картина довольно многоплановая и непростая.
Минобороны Азербайджана уже неоднократно сообщало (так, к примеру, накануне), что армянские силы создают помехи в работе гражданской авиации в азербайджанском воздушном пространстве. А сегодня азербайджанское оборонное ведомство сообщило, что армянские формирования установили устройства технического наблюдения вдоль путей снабжения.
Такое ощущение, что армянская сторона готовится к вооруженным вылазкам, к тому, что вооруженный конфликт может стать реальностью.
Воздействие на электронное оборудование гражданских пассажирских самолетов. Это очень опасная ситуация, которая может привести к различного рода авиационным происшествиям. Подобного рода действия недопустимы, они, по сути, преступны, их можно трактовать как терроризм. К ситуации необходимо привлекать внимание Международной организации гражданской авиации для расследования данных инцидентов, тем более что речь идет о жизни и безопасности не только граждан Азербайджана, но иностранных граждан.
Безусловно, ни Ереван, ни сепаратисты не смогут повернуть время вспять. Возвращение Азербайджаном своих исконных территорий – это данность. Никакой ни военный, ни политический реванш со стороны Армении невозможен.
-Сегодня глава МИД Армении Арарат Мирзоян, комментируя курсирующие в СМИ утверждения, что США как действующий председатель в Совбезе ООН помешали принятию на заседании по Лачинской дороге конкретного документа, заявил, что если это так, то тем самым Вашингтон потворствует «геноциду армян» в Карабахе. Как воспринимать данное заявление, с учетом того, что принято считать, что у Запада более проармянская позиция и Пашиняна к власти привели именно Штаты?
-Видимо, Мирзоян хочет видеть президентом США «видного» лоббиста армянских интересов в Америке, фактически платного агента армянского лобби конгрессмена Адама Шиффа, который перед заседанием активно призывала Байдена ввести в отношении Азербайджана санкции… Мирзоян все-таки должен понимать свой вес, вес Армении и если он решил поучить США уму-разуму, то задуматься о последствиях такой критики. В Ереване самое большое американское посольство на постсоветском пространстве, возникшее еще при Серже Саргсяне, огромное количество американских неправительственных организаций. Либо это бравада, либо человек устал и в сердцах наговорил. Это «смело» и глупо. Напоминает известную басню Крылова… Подобные заявления свидетельствуют о политических просчетах и политической неадекватности тех, кто находится у власти в Армении.
-Европейские чиновники продолжают выступать с проармянскими заявлениями. Так сегодня по итогам переговоров с Араратом Мирзояном в Ереване глава МИД Бельгии Хаджа Лалиб заявили, что нельзя допустить нового «геноцида армян». Кстати, сегодня же был анонсирован сентябрьский визит в Ереван для открытия посольства главы МИД Канады Мелани Жоли. Именно эта североамериканская страна недавно приняла решение пополнить миссию ЕС в Армении на границе с Азербайджаном своими специалистами…
- Сегодня в 21 веке бросаться такими заявлениями, как о неком «геноциде армян» в Карабахе, не стоило бы. Не стоит заниматься политическими спекуляциями. Но, как видим, ряд западноевропейских и североамериканских политиков готовы, очевидно, в угоду интересов армянских лоббистов выступать в такой не очень привлекательной и не слишком объективной роли. Хотя им не привыкать. Таков современный мир.
За свое место под солнцем приходится сражаться, бороться в том числе как Азербайджану за справедливость политическим, экономическим, военным путем. Каким бы враждебным ни был мир, если страна уверенно ощущает себя, если общество сплоченно, то изменить это никто не в силах. Поэтому очевидно, что все эти меры поддержки Армении со стороны не дадут практического результата.